Красноярск прибавил в столичности

Наталия Тихомирова
25 ноября 2019, 00:00

Два года назад Сергей Еремин возглавил краевую столицу. За этот период в истории мегаполиса произошли значительные перемены. Что, по версии самого мэра, оказалось самым сложным и важным, Сергей Еремин рассказал журналу «Эксперт-Сибирь»

Читайте Monocle.ru в

 18-1.jpg

— Сергей Васильевич, что для вас значит быть мэром?

— Когда я работал на государственной службе региональным министром, я думал, что мне все понятно. Но я заблуждался! Муниципалитет, конечно же, это отдельная составляющая, у меня был какой-то нейронный взрыв сначала. Главной моей задачей было собрать команду, разработать четкий алгоритм работы городской администрации. Руководители должны понимать важность обдуманных действий. Наверное, потому, что у меня инженерное мышление, я технарь. И мне нужен четкий алгоритм, все строго по полочкам должно быть разложено, куда мы двигаемся и как мы будем решать городские задачи. Каждый день — это кропотливая работа практически 24 часа в сутки. Я иногда даже специально создаю ситуации, чтобы люди сами предлагали решения. Моя задача — взбудоражить команду на инициативность, креативность. В итоге мы должны искать ответы на проблемы, волнующие горожан.

До сих пор Красноярск для меня — учитель. Каждый день возникает какая-то новая тема в развитии города. Кроме хозяйственных вопросов общество становится более сегментированным по интересам. И нужно, чтобы каждый смог проявить себя в городском пространстве и высказаться, каким он хочет видеть свой город. Хочется, чтобы Красноярск стал разнообразным, любимым местом, своего рода «фан-клубом», где возникает желание выходить из своей квартиры, стремление возвращаться из других городов. Нас, красноярцев, миллион сто тысяч человек, и все мы очень разные. Но Красноярск — это наш дом. И надо его украшать и улучшать со всех сторон.

 18-2.jpg

Центр притяжения

— Панорама городских изменений так существенна, что хочется спросить — а что было самым важным? Вы ввели в обиход понятие «столичности», что за ним стоит?

— На протяжении первого года работы для меня столичность определялась как чистота, опрятность, стандартизированность подходов к благоустройству, интеллигентность и узнаваемость для города. Но сейчас расшифровываю это понятие иначе: столица — это «сто лиц», это люди! Город должен жить все активнее и активнее. Например, в этом году мы переформатировали проект «Красноярск рукотворный». Он вышел на городские улицы. В течение всего летнего периода красноярцы занимались на различных открытых общественных пространствах йогой, спортом, танцами, пением... Было проведено более 80 мероприятий. Неравнодушные люди подключаются к оживлению города. Надо создавать городские эмоции.

Тема благоустройства, наполнения общественных пространств событиями важна. Но чтобы город стал уютным и привлекательным, надо вовлекать в его жизнь каждого человека. Это и есть главная ценность.

 20-1.jpg

Дорожная карта

— Растут новые микрорайоны, а у их жителей — личный транспорт. Успевает меняться вслед за градостроительством транспортная сеть? Будут ли еще реформы?

— В Красноярске долгое время был приоритет за автомобильным движением. В миллионном городе это неправильно. У нас должен быть выстроен баланс между общественным, личным транспортом и пешеходами. Сейчас постепенно ситуация меняется. Мы много делаем, чтобы общественный транспорт стал удобным и комфортным. Сделали выделенные полосы для автобусов, постепенно внедряем различные бесконтактные виды оплаты проезда. Иногда стою на машине в пробке и радуюсь, когда меня обгоняет автобус!

Есть задача выстроить магистральное пассажирское сообщение. При запуске метро на левобережье и скоростного трамвая на правобережье решится значительная часть транспортных вопросов. Наша задача как муниципалитета — находить баланс личного и общественного транспорта. И развивать город для удобства людей.

— Стоит отметить, Красноярск становится все более удобным для пешеходов.

— Да, мы делаем на этом акцент, человек должен выключиться из системы мегаполиса и не бояться техногенной городской среды, чтобы он мог оставаться сам собой. Несколько примеров приведу. В прошлом году обустроили в центре пешеходную часть на улице Дзержинского, по ней можно выйти на улицу Маркса и по подземному переходу, не пересекаясь с автомобилями, попасть в Центральный парк. Это замещение магистральной пешеходной улицы. Далее это проект на улице Горького, где восстанавливается Исторический квартал с пешеходной зоной.

Сейчас собираем еще одно пешеходное пространство. Это район Дворца пионеров, набережной Качи с выходом на Стрелку. Нужна связанность пространств. Площадь Мира закрыли для автомобилистов. Здесь я держу принципиальную позицию, несмотря на желание некоторых горожан вернуть там парковку. Сейчас это полноценное общественное пространство, оно для человека. Губернатор края Александр Усс поручил восстановить пешеходный мост через улицу Маркса, что увяжет площадь Мира в единое пространство с левобережной набережной. В итоге от Николаевского моста можно будет еще попасть пешком на остров Татышев, а в идеале, восстановив мост через протоку, — в Зеленую рощу.

Что касается проспекта Мира, то это целенаправленная работа — прекратить транзитность движения через проспект. Это деловая улица, здесь ограничена скорость движения и разрешена парковка.

Реконструкция более 30 площадей, скверов и парков, в том числе таких знаковых мест, как Покровский парк на Караульной горе и площадь Революции, перезагрузила городское пространство. Именно такие места отдыха создают атмосферу доброжелательности и уюта. А реновация левобережной набережной принесла городу всероссийскую славу. Ее признали одной из лучших в России. В этом году начали благоустройство правобережной набережной. В 2020 году эта работа будет продолжена. У меня есть внутреннее удовлетворение, что мы взялись за правый берег. Так, в этом сезоне по-новому раскрыли для горожан улицу Вавилова. В сентябре во время фестиваля «Театральный синдром» мы впервые закрыли здесь движение. А на вечернее световое шоу французского циркового уличного театра REMUE MENAGE сюда пришло 10 тысяч зрителей! Хотя многие говорили: «Да кто туда пойдет?!» Я считаю, должно быть зеркально: Вавилова — как Мира, только на правом берегу.

Не остались без внимания дворы: за два года благоустроено 264 придомовых территории. Это стало возможным и благодаря реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды».

 20-2.jpg

Без «китайских стен»

— Как уравновесить городскую застройку, чтобы и новые микрорайоны росли, и благоустройство сохранялось?

— К сожалению, у нас многие элементы эксклюзивного природного рельефа города уже подзагублены высотной застройкой. В городе-миллионнике, конечно, должны быть высотные здания. Но не «китайские» стены! В некоторых домах — 5–6 тысяч жителей! Это можно сравнивать с населением целых районов. Нам нужна гуманная застройка. Какая-то жилая «свечка» может быть как доминанта, поскольку есть запрос на квартиры на высоких этажах. По ограничению этажности задача непростая. Многие застройщики сильно сопротивляются. Но мы будем этой темой заниматься.

А вот на проекты планировки надо смотреть комплексно. Жилые микрорайоны нужно насыщать необходимой социальной инфраструктурой. Сегодняшние гигантские объемы строительства детсадов и школ сопоставимы с тем, что было в советский период. По сути, подтягиваем многогодовой дисбаланс, чтобы хоть как-то уравновесить социальную несправедливость.

— Универсиада-2019 завершилась. Спортивное событие оказалось важнейшим стимулом улучшения жизни в городе. Что станет новым стимулом?

— Спортивное наследие Универсиады сегодня активно осваивается. Но после ее завершения история преобразований продолжается. Красноярск показал готовность, свое гостеприимство во время студенческих игр для людей со всех континентов, очень сильно изменившись. Мы поняли, что можем принимать гостей со всего мира и готовы работать в этой повестке.

У нас есть преимущества. По местоположению Красноярск находится в самом центре страны. Владивосток ложится спать, Москва просыпается, а у нас рабочий день в самом разгаре. И этим нельзя не пользоваться. Красноярск в силу своего географического положения может стать центром принятия важнейших решений. Международные компании открывают здесь свои офисы.

А инфраструктура, возведенная для проведения Универсиады, позволяет формировать разнообразную событийную повестку. Красноярск — первый город за Уралом, где проводится чемпионат России по фигурному катанию. Готовим заявку на чемпионат мира-2025 по горнолыжному спорту. Принято решение о проведении в городе мирового чемпионата по робототехнике в 2020 году. А еще нам подтвердили проведение в 2022 году чемпионата мира по спортивной борьбе. А это все тысячи зрителей и участников.

Но грядет еще одно важное событие. В 2028 году город отметит свое 400-летие. Проект получил поддержку на федеральном уровне. Президент РФ Владимир Путин в апреле текущего года подписал указ о праздновании 400-летия основания Красноярска. Благодаря поддержке губернатора края Александра Усса это событие вошло в федеральную повестку. Поэтому уже сейчас формируются задачи, с реализацией которых Красноярск должен подойти к празднованию четырехвекового юбилея. И это будет не просто праздник, а реализация целого комплекса проектов на территории города по развитию транспортной системы, строительству и ремонту дорог, новых социальных объектов, общественных пространств, «перезагрузке» наших уникальных островов. Особый акцент будет сделан на сохранение исторической идентичности. При этом ключевая задача — улучшение качества жизни красноярцев на протяжении всего периода подготовки к юбилею.

 

Про инвестиции

— В 2018 году Красноярск заработал 183 млрд рублей. Мы показываем, что вкладывать деньги в Красноярск — это выгодно. В топ­10 списка Forbes попали как один из самых перспективных городов в России, где за последние годы произошел существенный рост качества жизни населения, развития культуры и урбанистики.

 

О столичности

— Столичность — это не юридическое понятие. Для себя определяю этот термин, состоящий их двух слов, — «сто» и «лица». Это когда люди любят свой город, участвуют в его жизни и развитии. Но должны быть и столичные стандарты: опрятность, интеллигентность, дизайн­коды, строгость пространств. Это относится к элементам столичности. И все же главное — это люди.

 

Доступная среда

— Город становится удобным для жизни всех групп населения, создается безбарьерная среда. Обеспечена доступность для маломобильных людей на более чем тысяче объектов пешеходного пространства города.

 

Наш золотой приоритет — новые детские сады и школы

— 2019 год – строятся семь детских садов. Открыты три новые школы. В планах на 2020­2021 годы – 11 детских садов и три школы.

 

Городские дороги

— За последние два года было отремонтировано около 10 процентов всех улиц и дорог Красноярска. Это около 200 км. Для сравнения: в прошлые периоды обновлялось 20­25 км в год.

 

Транспортный апгрейд

— На линии после Универсиады вышли 43 автобуса, закупленные для этого события. В этом году закуплено еще 25 новых автобусов. Перевозчики занимаются реновацией своих парков: за два года ими приобретено 68 новых автобусов.

 

Развивается проект «Городская электричка»

— Протяженность маршрута составляет 55 км, в схему движения входят 19 остановочных платформ в черте города, на 2020 год запланирован запуск еще двух.