Не первый год представители теплоэнергетических компаний и независимые эксперты говорят о том, что ключевая проблема отечественной теплоэнергетики — это износ сетей, который уже достиг критических значений. Отрасль живет за счет наследия советских времен. По данным Минэнерго России, средний возраст российских станций сегодня превышает 30 лет, а износ сетей составляет порядка 60%. В таких условиях вопрос не в том, случится или не случится авария, а в том, где она случится и каких масштабов. В Новосибирске 64% тепловых сетей старше 30 лет.
Конечно износ сетей — это проблема, но она абсолютно рукотворная. Более 15 лет нормативы по ремонту и обновлению сетей не выполнялись и объемы работ — недофинансировались. На 2019 год департамент по тарифам Новосибирской области учел в тарифном регулировании расходы на капитальный ремонт тепловых сетей в городе в размере около 400 млн рублей. По данным независимого эксперта рынка, члена рабочей группы по развитию теплоснабжения Новосибирска, Новосибирского района и Куйбышева Сергея Бухарова, эта сумма не меняется из года в год уже на протяжении более десяти лет. Затраты на ремонт тепловых сетей в тарифной заявке Новосибирскгортеплоэнерго–НГТЭ на 2004 год составляли 399 млн, в тариф СибЭКО на 2019 принято 423 млн рублей. В то же время тарифные ставки оплаты рабочего за этот период выросли почти в шесть раз, а стоимость трубы — почти в четыре раза.
И тем не менее, объем затрат на капитальный ремонт теплосетей превысит показатели 2018 года, по данным Сибирской генерирующей компании (СГК), 775 млн рублей выделено на финансирование ремонтных работ, часть из этих средств — а это порядка 350 млн рублей — собственные средства компании, которые она вложила на свой страх и риск, и эта сумма в тариф не заложена. Но даже этот объем вложений позволяет модернизировать менее одного процента (0,8%) от всего объема материальной части вместо необходимых 4-6%.
«Получается, что мы каждый год умножаем тяжелую ситуацию. Мы ее воспроизводим во все более худших и худших условиях. И сегодня для того, чтобы выровнять ситуацию, необходимо обновлять ежегодно уже не четыре процента сетей, а шесть. Для этого нужно иметь соответствующий ремонтный фонд. За него надо или заплатить потребителям через тариф, или компании привлечь инвестиции. Но если бизнес их привлекает, то должны быть предоставлены гарантии по возврату, причем гарантии также должны быть подтверждены тарифом», — делится рассуждениями исполнительный директор межотраслевого фонда энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области Алексей Шибанов.
По общему мнению экспертов, вариантов модернизации теплосетей два: либо государство заходит с инвестициями и решает все проблемы, либо это делают частники, но не на свой страх и риск, а под гарантии, что деньги вернутся банкам, в которых они их взяли.
Найти ориентиры
Возвращаясь к вопросу об износе сетей, стоит учесть еще один существенный фактор, который влияет на срок службы труб — это условия их эксплуатации. У третьего города в стране практически нет ливневой канализации, ее функцию зачастую выполняют технологические каналы тепловых сетей, с весны до осени трубы постоянно находятся в воде, по словам заместителя директора по перспективному развитию дирекции по теплоснабжению Сибирской генерирующей компании Александра Григорьева: «Причина 86% повреждений труб — это внешняя коррозия. Чаще всего это происходит из-за отсутствия ливневой канализации, функции которой берут на себя теплосети».
На экспертных площадках, посвященных проблематике теплоснабжения, обсуждение темы очень быстро то сваливается в сторону включенности и ответственности бизнеса, что компания планирует, делает, сколько вкладывает, обсуждают и критикуют ее действия, в то время как второй участник — администрация города — нередко отмалчивается.
«Есть вопросы, связанные с развитием территории. Здесь задача муниципалитета, начиная от 131-го федерального закона, — задать целевые ориентиры, сказать, как территория будет развиваться, какими временными темпами. И если совсем к технике опускаться, какие нагрузки будут в перспективе и как они будут прирастать», — говорит независимый эксперт Сергей Бухаров. Разделяет подобное мнение и Алексей Шибанов: «У города нет перспективного плана развития инфраструктуры инженерных коммуникаций. Схема теплоснабжения — в режиме корректировки от факта, достигнутого по прошлогоднему состоянию. Она принимает то одно направление, то другое, противоположное по смыслу, и решения принимаются при ежегодной актуализации схемы. Мы оказываемся в ситуации, когда у нас нет четкой стратегии».
В ситуации, когда нет системных решений, нет возможности строить долгосрочную стратегию и работать на опережение, в существующих условиях оперативная работа — это, в первую очередь, гонка за очередным порывом, а новые технологии и цифровизация отрасли становятся недостижимой мечтой. Положительный момент в этом, безусловно, тоже есть, техническая оснащенность и оперативность работ по устранению порывов увеличилась в разы. «Мы обеспечены необходимыми ресурсами, укомплектованы, это позволяет нам максимально быстро устранять аварии. Например, аварию на Комсомольской, которая потребовала оперативной замены 30-метрового участка трубы, устраняли 12 бригад при помощи 29 единиц техники», — подчеркнул директор Новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков.
На устранение аварии, произошедшей в Новосибирске в конце ноября, ремонтным бригадам Сибирской генерирующей компании потребовалось немногим более двух суток. Компания уложилась в нормативные сроки ликвидации аварий.
Перегружена электоратом
Можно сколь угодно долго обсуждать тему повышения эффективности теплоснабжения городов и использования при этом и новых технологий, и цифровых решений, но до тех пор, пока ее не перестанут политизировать, кардинальных сдвигов добиться не получится. Теплоэнергетика, как, впрочем, и вся сфера ЖКХ, перегружена электоральными обещаниями и социальной ответственностью, которую власти переложили на бизнес. Каждый, кому необходимо набрать политические очки, до сих пор разыгрывает тарифную карту. Яркие примеры того, к чему может привести подобный популизм, — это ситуация в Хакасии, где зимой избавляли от замерзания город Черногорск, а в 2016-м — экстренно спасали алтайский Рубцовск, когда город в силу политических игр руководства муниципалитета и «народных избранников» находился на грани энергетической катастрофы. К моменту прихода СГК власти города вынуждены были принять 25% повышения тарифа, чтобы не повторить чрезвычайную ситуацию коммунального коллапса зимы 2006 года, когда город замерзал.
«Откройте статью 3 федерального закона о теплоснабжении «Общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения». В части первой этой статьи перечисляется девять этих общих принципов. Популисты сразу хватаются за пятый пункт, в котором написано, что один из принципов организации теплоснабжения — это соблюдение баланса экономических интересов потребителя и ресурсоснабжающих организаций. И вроде ведь правильно, но получается вырванным из общего контекста, потому что в первом пункте написано следующее — обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Вы же, наверное, согласитесь со мной, что если нет надежности услуги и ее качества, то сколько она стоит, уже не имеет никакого значения», — объясняет Сергей Бухаров.
Конечно, и дальше можно рассуждать и о новых технологиях, и о том, где еще найти внутренние ресурсы, продолжать манипулировать законом и спекулировать на тарифной теме, пользуясь ею как разменной монетой, но от износа труб не убежать: металл устал.
И получается, что главный вызов сегодняшней реальности, стоящий перед теплоэнергетикой, это не внедрение цифровых решений и даже не поиск механизма возврата инвестиций. В первую очередь необходимо перевести тему обновления сетей из плоскости политических спекуляций в плоскость экономики.