Настроить бюджетный баланс

Александр Дыжин
23 декабря 2019, 00:00

В ситуации, когда регионам предстоит конкурировать не только за инвестиционные проекты, но и за компании, которые ищут более выгодную налоговую юрисдикцию, по мнению экспертов компании КПМГ, сбалансированная налоговая политика станет одним из решающих факторов в формировании налогооблагаемой базы и эффективной работы с ней

АНДРЕЙ МЕДВЕДЕВ
Руководитель отдела налогового консультирования в Сибирском региональном центре КПМГ Юлия Золотовская

Несмотря на то, что регионы Сибирского федерального округа нынешний год отработали хорошо и показали довольно неплохой результат по объему инвестиций в основной капитал (в ряде субъектов они превысили показатели предыдущего периода на 20%), все эти проекты либо инфраструктурного характера с существенным участием федерального бюджета, либо проекты крупного бизнеса, компаний-резидентов сибирских регионов. Инвестиционных проектов, находящихся в высокой стадии готовности или, по крайней мере, инициированных внешними инвесторами, крайне немного.

В своих стратегиях социально-экономического развития субъекты СФО, конечно, пытаются диверсифицировать свою экономику, но до сих пор это не очень хорошо получается.

Иными словами, при отсутствии кардинального роста налогооблагаемой базы удержать инвестиционные показатели 2019 года будет крайне непросто. Этот же фактор скажется и на поддержании регионами СФО бюджетной эффективности и заставит с большей изобретательностью подходить к формированию налоговой политики.

Говоря о понятии «налоговая политика», как правило, ее оценивают только по двум критериям — эффективная или неэффективная. Эффективной она считается, когда бюджет субъекта может предоставлять налоговые льготы предприятиям не за счет государственного долга и не за счет дотаций, а за счет собственных средств. Таких регионов в стране, по итогам 2019 года, всего 13, и среди нет ни одного субъекта СФО. Единственно стоит отметить, что по итогам 2018 года Новосибирская область вошла в топ-5 по эффективности налоговой политики среди регионов России. В Москве, к примеру, эффективность налоговых льгот составляет 75 рублей поступлений налогов на 1 рубль льготы, а в Новосибирской области этот показатель — 60 рублей на 1 рубль.

В условиях возрастающей между регионами конкуренции за инвесторов возможности субъектов для поддержания бюджетной эффективности с каждым годом только сокращаются. Как отмечают эксперты, продолжает усиливаться тренд на централизацию налоговых доходов. С 2017 года в федеральный бюджет передали дополнительный 1% налога на прибыль организаций, ранее зачислявшийся в бюджеты регионов. В этих условиях региональным правительствам необходимо разрабатывать новые подходы для достижения бюджетной эффективности.

Аудит эффективности

Первое, с чего стоит начать, это убрать все возможные стоп-факторы и разночтения, а таких, по опыту специалистов компании КПМГ, набирается довольно много.

Один из ключевых рисков для инвесторов, который отмечают эксперты, это в целом общая нестабильность российского законодательства, в том числе и налогового. Особое внимание в этом ключе обращают на крайне небольшой интервал между внесением новых поправок в Налоговый кодекс и их реализацией. Столь же быстро от принятых мер отказываются, либо их меняют. Проще говоря, если инвестор в одном режиме запустил проект, то он хотел бы в этих же условиях его реализовать.

«Одним из основных условий для эффективной работы налоговой политики является понятность входных критериев для применения льгот и контроля за их соблюдением, — делится Юлия Золотовская, руководитель отдела налогового консультирования в Сибирском региональном центре КПМГ. — Требования, которым должна соответствовать компания для правомерного снижения налогового бремени, должны быть четко прописаны. Когда указано, что необходимо заключить инвестиционное соглашение с регионом, но при этом еще и соглашение о ГЧП и отвечающие таким-то критериям, а это все прописано в разных законах, — это довольно существенный административный барьер. Инвесторы идут на понятные льготы, любые разночтения вызывают риск оспаривания применения льготы налоговыми органами».

Еще одна из проблем, характерная, как правило, для регионального законодательства, на которую обращают внимание эксперты КПМГ, — это меры поддержки, порой носящие формальный характер и на практике не работающие или же имеющие очень ограниченный период применения. Например, льгота по налогу на имущество для инвесторов, использующих режим ТОСЭР или являющихся резидентом индустриального промышленного парка, предоставляется на пять лет с момента получения статуса. То есть льгота начинает применяться раньше, чем основные средства вводятся в эксплуатацию, в связи с чем в период формирования максимальной налоговой базы налогообложение осуществляется по максимальной ставке.

Еще одним стоп-фактором может стать наличие федеральных преференций, охватывающих исключительно крупные инвестиционные проекты или же малый бизнес, который только выходит на рынок. Таким образом, по мнению специалистов компании КПМГ, у небольших компаний отсутствует стимул для роста, так как после превышения порогов финансовых показателей они теряют льготы, а затем происходит резкий скачок налоговой нагрузки. Это приводит не только к снижению конкурентоспособности региона как места ведения бизнеса, но и провоцирует применение налогоплательщиками схем ухода от уплаты налогов, таких как «дробление бизнеса».

В ряде регионов, таких как Московская область, используется механизм «выращивания» бизнеса. То есть, предоставляются существенные льготы для компаний с момента регистрации на несколько налоговых периодов либо до достижения порога каких-либо показателей, далее предоставляются льготы в меньшем размере и по завершении — льготы, рассчитанные на крупный бизнес и масштабные инвестиционные проекты.

Индивидуальная настройка

В вопросе построения эффективной налоговой политики основным является комплексный подход. По словам Юлии Золотовской, специалисты компании КПМГ анализируют эффективность налоговых льгот и эффективность инвестиционных контрактов, отраслевой расклад в экономике региона и, конечно, делают сравнение с соседними субъектами. Это позволяет более четко сформулировать отличия региона, его уникальность для компаний.

Региональная налоговая политика, безусловно должна исходить из стратегии социально-экономического развития региона. Это, по сути, один из основных инструментов, который должен поддерживать вектор выбранной стратегии. Если приоритетным направлением является развитие агропромышленного комплекса, то налоговые режимы и льготы необходимо применять для компаний этой отрасли. Или в случае, когда правительство региона делает ставку на привлечение обрабатывающих производств, как, допустим, в Новосибирской области, где с 2017 года действуют льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, осуществляющих деятельность, относящуюся к виду экономической деятельности «обрабатывающие производства». И в дополнение к этому с октября 2019 года был введен инвестиционный налоговый вычет, что должно простимулировать обновление основных фондов.

«У КПМГ есть опыт работы с регионами по оценке эффективности существующих мер налоговой поддержки в субъекте, выявлению неэффективных льгот, скрытых барьеров, формированию возможностей для внедрения новых мер поддержки, в том числе анализа эффективности налоговых мер для МСП, таких как УСН, патентная система, «налоговые каникулы», — рассказывает Юлия Золотовская. — В рамках реализованных проектов совместно с правительствами регионов наши специалисты разрабатывают рекомендации по внедрению новых и адаптации уже имеющихся мер, которые способствуют увеличению доходной базы консолидированного регионального бюджета. Нашей целью является поиск баланса. Мы придерживаемся стратегии win-win: ищем баланс интересов, ведь когда бизнесу будет хорошо, и бюджету не будет плохо».

Видеть больше

И все же, несмотря на продолжающуюся централизацию налогов пользу федерального центра, у регионов есть возможности наполнения собственных бюджетов. В Налоговом кодексе РФ обозначены порядка 80-ти льгот для юридических лиц, главное — подобрать правильное их сочетание.

По мнению экспертов компании КПМГ, есть несколько возможных сценариев, которые можно рассматривать в данной ситуации. Первый — это повышение отдачи от существующей налогооблагаемой базы региона, более плотная работа с налоговыми резидентами, но, если сосредоточиться только на этом, есть высокий риск перегрузить компании, и они либо сменят регистрацию, либо уйдут в тень.

Необходимо запускать параллельный процесс внедрения мотивационных механизмов, которые позволят вывести бизнес из теневого сектора.

«Один из инструментов увеличения налогооблагаемой базы — создание условий, позволяющих выводить компании из теневого сектора. Его объем очень сильно зависит от налоговой политики, в частности, от подхода к администрированию: чем оно жестче, тем больше налоговая нагрузка, тем больше теневой сектор», — поясняет Юлия Золотовская.

Еще один из возможных сценариев — это создание условий для притока юридических лиц из других регионов, которые ищут более «дружелюбные» и налоговые юрисдикции. «Наш продукт нацелен не только на анализ эффективности действующих льгот. Важно ведь стратегически подходить к вопросам налогового администрирования и рассматривать все факторы. Наличие льготы само по себе не может являться ключевым фактором при принятии решения», — рассуждает руководитель отдела налогового консультирования в Сибирском региональном центре КПМГ.

Особое внимание эксперты предлагают обратить на снижение ставок по упрощенной системе налогообложения. И такая возможность у регионов есть. Но, если вы снизите ставки, то нужно понять, за счет чего вырастет доходная часть бюджета. За счет того, что регион станет более конкурентным в сравнении с соседними регионами, в которых не применяют пониженные ставки, потому что ведение деятельности по УСН не ограничено местом в регистрации, а налог в полном объеме поступает в бюджет региона регистрации юридического лица. Таким образом, снизив размер налога, можно увеличить налогооблагаемую базу. Возможно также предусмотреть предоставление пониженных ставок по УСН только предприятиям, отвечающим определенным критериям. Допустим, для субъекта важно сформировать имидж, где одним из приоритетов является социальная защищенность работников, регион с высокими белыми зарплатами, НДФЛ на 85% поступает в региональный бюджет. В этом случае можно привязать использование пониженной ставки по упрощенной системе к уровню заработных плат. «Хотелось бы отдельно отметить, что мы не призываем раздавать льготы, у нас нет цели снизить поступления в бюджет — совсем наоборот. Работа по балансированию налоговой нагрузки и налоговых стимулов дает свои плоды и привлекает инвесторов, благодаря чему бюджет в итоге может получить больше поступлений», — поясняет специалист компании КПМГ. Конечно, в такой сфере, как налоговая политика, по словам Юлии Золотовской, не существует никакого коробочного продукта. Все зависит от тех целей, которые ставят перед собой регионы. Нельзя сказать, что в каком-то регионе есть образцово-показательная налоговая политика и необходимо ее брать как пример. У всех регионов разные базовые условия, исходить нужно только из них.