В январе я руководил работой группы, которая обсуждала развитие институтов предпринимательства в рамках сессии, посвящённой разработке стратегии развития Краснодарского края до 2030 года. Результаты получились не просто интересными, а ещё и применимыми не только к Кубани.
Начну с проблемного блока. Мы сначала набросали список проблем, а потом постарались выбрать три главные. Три не получилось — выбрали четыре. Вот они. Во-первых и в главных, неразвитость государственно-частного партнёрства (ГЧП), что создаёт почву для бюрократизма и инертности власти, плохого межведомственного взаимодействия административных органов при решении вопросов, связанных с бизнесом. Во-вторых, отсутствие в регионе целостной экосистемы для предпринимательства, главная задача которой — помогать расти компаниям, сопровождать их на всех основных этапах, расшивая «узкие» места через доступ к образованию, консалтинговым услугам, инфраструктуре, финансам, аналитике и т.д. Третья проблема — наличие почти в каждом районе или городе мощных неформальных сросшихся с властью олигархических структур, которые являются реальным барьером для развития независимого бизнеса.Четвёртое — неразвитая кооперация бизнеса, что касается как отношений внутри малого и среднего предпринимательства, так и отношений между крупным бизнесом и «малышами». А кооперация — это, с одной стороны, нормальные коммуникации с властью, крупным бизнесом и обществом, с другой — различные форматы повышения эффективности, от субконтрактации до кластеров.
На самом деле институциональная среда, влияющая на развитие предпринимательства в регионе, достаточно развита по количеству действующих сил и предприятий. Есть и другие конкурентные преимущества. Например, развитию предпринимательства в крае явно способствует наличие сильной мотивированной власти, законодательства, ориентированного на интересы инвестора. При этом Кубань отличается ещё и высокой предпринимательской активностью, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, чему способствуют диверсифицированная экономика и наличие развитого внутреннего рынка в ряде отраслей (туризм, АПК, строительство, торговля). Ну и наконец, у Краснодарского края сильный публичный образ — регион занимает второе место в рейтинге конкурентоспособности регионов в России (AV RCI-2016), третью позицию в рейтинге российских регионов по уровню инвестклимата по версии «Эксперт РА» (2016).
И всё же главная проблема институциональной среды — её разрозненность. Так, обладающий наибольшими ресурсами крупный бизнес, за редким исключением, не участвует в реализации проектов, связанных с развитием предпринимательства в регионе. При этом региональная власть без участия бизнеса неспособна в полной мере управлять развитием экономики и территории, обеспечивать реализацию прорывных проектов. Малое и среднее предпринимательство, на котором в существенной степени сосредоточена государственная поддержка бизнеса, находится в ситуации хронического дефицита ресурсов. Общественный сектор и НКО при этом недостаточно активны в формировании реальной повестки развития, плохо выполняют представительские функции, слабо вовлечены в социальное предпринимательство.
И всё это на фоне масштабных целей в деле преобразования институтов предпринимательства. При их определении был использован тот же приём: сначала список, затем три самых важных. На этот раз в три уложились.
Цель первая — создание в регионе эффективной экосистемы поддержки предпринимательства, способствующей, с одной стороны, вовлечению населения в занятие бизнсом, с другой — путём повышения доступности различных ресурсов создающей условия для роста компаний. Сегодня в десятке крупнейших компаний Кубани два игрока, которые прошли все основные стадии роста — «Магнит» и «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва». Региону повезло с тем, что он имеет столь яркие примеры, показывающие, что именно является конечной целью поддержки предпринимательства. Однако такие примеры остаются единичными. А ведь мировые списки крупнейших компаний сегодня возглавляют предприятия, созданные с нуля. Так, в тройке лидеров рейтинга Fortune Global 500 две компании — Walmart и Apple — прошли путь от малого бизнеса до крупнейших в своих отраслях. К таким лидерам относятся Alphabet (Google), Facebook, Amazon, Microsoft — именно такие компании определяют сегодня конкурентоспособность региональных и национальных экономик.
Цель вторая — создание рабочего института государственно-частного партнёрства, понимаемого во всем его многообразии, с целью разработки и реализации проектов, способствующих укреплению существующих и созданию новых конкурентных преимуществ для региона. Примеров ГЧП сегодня единицы, а нужны тысячи, они должны быть публичны и прозрачны, чтобы бизнес понимал, как вместе создавать инфраструктуру, среду, современное ЖКХ, социальные проекты, «зелёную» экономику — то, что в одиночку развивать не умеет никто. Одним из конкретных предложений стала идея запустить публичный проект условного «ГЧП для чайников», направленный на популяризацию и тиражирование успеха. Идеология публичного ГЧП — лучшая защита и от тех самых неформальных олигархических структур. Эта идеология меняет правила, она вовлекает крупный бизнес в развитие территории и предпринимательства.
И третье — создание в регионе новых высокотехнологичных отраслей, которые могли бы к 2030 году занять значительную (до 20%) долю в ВРП. Эта цель предполагает, с одной стороны, создание особых условий для привлечения в регион интеллектуальных и финансовых ресурсов, направляемых в новые отрасли, с другой — появление инфраструктуры поддержки инноваций, сильных региональных институтов развития.
Экосистема, доступное ГЧП и условия для новых отраслей — идеальный набор для регионов, которые хотят развиваться. В нём сочетаются системность, партнёрство и амбиции в борьбе за ниши в экономике будущего.