«Магнит» притормозил, увлёкшись эффективностью

20 февраля 2017, 00:00

Сергей Галицкий, владелец «Магнита», считает, что рентабельность важнее валового оборота
Читайте Monocle.ru в

В 2017 году руководство ритейлерской сети «Магнит» (входит в группу Сергея Галицкого АО «Тандер») планирует открыть порядка 2740 торговых точек, из которых не менее 1700 формата «магазины у дома».

По данным «Магнита», в прошлом году выручка компании (без сети «Магнит-косметик») составила 1 трлн рублей. Было открыто 1970 магазинов (927 — «у дома»), в 2015 году этот показатель был несколько выше — 2378 торговых точек.

Руководство компании объяснило некоторое снижение динамики (рост выручки за год составил 12,8%) по сравнению с главными конкурентами из Х5 (за первые три квартала прошлого года рост составил 27,6%) тем, что прошлый год ушёл «на совершенствование и пересмотр технологий продаж, чтобы открывать хоть и меньше торговых точек, но более рентабельных». Рост выручки стал самым низким результатом за историю публичных отчётов компании, ранее она ежегодно увеличивалась на 20–30%.

Согласно данным компании, чистая прибыль в IV квартале, по неаудированным данным МСФО, сократилась по сравнению с IV кварталом 2015 года на 15% и составила 13,44 млрд рублей (консенсус-прогноз «Интерфакса» — 14,9 млрд). Квартальная EBITDA «Магнита» снизилась на 4,7% и составила 27,5 млрд рублей (консенсус — 28,56 млрд).  

В прошлом году компанией была утверждена программа обновления внешнего вида около 2 тысяч «магазинов у дома» (прежний план — 400–500 точек). До конца года планируется обновить около 32% точек. По словам г-на Галицкого, новая модель тестируется с сентября, продажи в обновлённых точках растут минимум на 12%, если конкуренты не открылись рядом.

«Мы знаем, что у нашего конкурента (доля обновлённых магазинов. — “Эксперт ЮГ”) уже 94 процента. Тем лучше, — заявил он. — Мы только начали, и мы будем добавлять продажи в обновлённых магазинах. Это вечный процесс. У “Магнита” самые большие EBITDA и прибыль в отрасли, и он единственный платит дивиденды, отвлекая денежный поток».

На вопрос о сравнении собственных показателей с финансовым положением своих основных конкурентов Галицкий ответил: «Между 75 миллиардами рублей EBITDA и 107 миллиардами рублей EBITDA есть небольшая разница. И мы практически везде чуть дешевле. И все наши магазины необновлённые. Так что кому над ассортиментом поработать — нам или кому-то другому?».

Общее количество магазинов сети на конец прошлого года составило более 14 тысяч, включая 10,5 тысячи магазинов у дома, 237 гипермаркетов, 194 магазина «Магнит Семейный» и 3 тысячи дрогери.