От хлора к магнию через Китай

Ярослав Малых
20 февраля 2017, 00:00

Волгоградский «Каустик» на базе находившегося в сложной ситуации советского предприятия реализовал частный химический кластер, который сегодня вносит солидный вклад в динамику развития отрасли в своём регионе

Сотрудничество с Praxair сэкономило «Каустику» миллионы
Читайте Monocle.ru в

В 2016 году базовое предприятие группы «Никохим» АО «Каустик» утвердилось в роли одного из лидеров промышленного развития Волгоградской области. «Каустику» удалось не только улучшить показатели и развивать новые производства, но и стать локомотивом роста целой отрасли. При выборе резидентов неформализованного технопарка в компании руководствуются отраслевым принципом и способностью к синергии. «Каустик» сохраняет свою долю на внутрироссийском рынке, при этом уже работающие производства, ориентированные на экспорт, создали основу для роста. 

Кластер поневоле

По итогам последних лет «Каустик» и в целом группа «Никохим» демонстрируют уверенный рост финансовых показателей. Так, выручка «Каустика» по предварительным результатам 2016 года превысила 16,6 млрд рублей, что больше показателя выручки от основной производственной деятельности за 2015 год на 17%. Для сравнения, в 2014 году выручка составила 12,5 млрд рублей. Прибыль предприятия до налогообложения в 2016 году превысила 2,8 млрд рублей, рост к показателю 2015 года составил 42%. При этом отчисления в бюджеты всех уровней увеличились на 28,5% — до 1,66 млрд рублей.

Несколько лет назад гендиректор и совладелец ООО «Никохим» (управляющей организации «Каустика») Эльдор Азизов заявил, что создаёт на территории промплощадки предприятия технопарк химического профиля. АО «Каустик» — один из лидеров российской хлорщелочной отрасли, выпускающий каустическую соду, синтетическую соляную кислоту, хлор, поливинилхлорид (ПВХ), парафины. Предприятие стало основной базой для реализации инвестиционных планов группы «Никохим», которая является химическим холдингом. За последние годы промплощадка в Волгограде, по сути, превратилась в неформализованный кластер.

На территории «Каустика», как и многих советских производств (в этом году заводу исполняется 50 лет), осталась избыточная инфраструктура — и территории, и энергоресурсы: ТЭЦ-3, принадлежащая «ЛУКойл-Волгоградэнерго» (полностью работает только на промплощадку «Каустика»), очистные со­оружения (включая обширные накопители и пруды-испарители). Пережив сложные времена конца 90-х — начала 2000-х, когда из-за ценовой конъюнктуры химический бизнес был убыточным, «Каустик» начал не просто развивать собственное производство, но и построил инвестиционную модель, в которую не только вкладывал сам, но и приглашал инвестировать внешних резидентов. Ключевым условием для них стало требование, чтобы производство было не просто в химической отрасли, но и участвовало в общей технологической цепочке.

Суть модели «Каустика» — в использовании продукции одного производства для последующей, более глубокой переработки. В результате возрастает эффективность всех участников — как внутри группы, так и сторонних резидентов. Сам «Каустик» при этом не только снижает собственные операционные расходы на инфраструктуру и логистику, но и сбывает часть своей продукции, а также приобретает необходимые для производства компоненты.

Показательный пример — американский производитель промышленных газов Praxair искал выход на российский рынок и рынок ЮФО в частности. На «Каустике» существовало своё производство азота и кислорода, которые главным образом используются в производстве поливинилхлорида. «Каустик» собирался менять устаревшие и крайне энергозатратные установки на новые, что требовало инвестиций в несколько десятков миллионов долларов. Однако, предложив Praxair на льготных условиях свою площадку, волгоградские химики на десятилетия обеспечили себя долгосрочной гарантированной поставкой, при этом ежегодные затраты, как посчитали в группе «Никохим», на десятки миллионов рублей ниже, чем были бы при собственном производстве газов.

С подобным же синергетическим эффектом спланированы другие успешные производства внешних резидентов технопарка «Каустик». Среди крупных можно назвать «Волга-Индастри», «Силд Эйр Каустик» (корпорация SealedAir), в которой «Никохим» некоторое время даже имел пакет акций.

Эльдор Азизов подчёркивает, что стабильная работа всего комплекса предприятий на площадке «Каустика» в условиях затяжного экономического кризиса убедила его в правильности ранее выбранного пути. «Наша главная цель на ближайшую перспективу — дальнейшее развитие многопрофильного химического технопарка на этой территории, территории промплощадки АО “Каустик” в Волгограде, — говорит г-н Азизов. — Собственная генерация тепловой и электрической энергии, богатые месторождения минерального сырья, развитая инфраструктура, разработка и ускоренное внедрение собственных научно-технических достижений и просчитанные управленческие решения — всё это позволяет уверенно развиваться и нам, и резидентам нашего парка».

Эльдор Азизов, гендиректор ООО «Никохим», управляющей организации «Каустика», сделав предприятие центром химического кластера, обеспечил ему потенциал роста на многие годы 053_expertjug01.jpg
Эльдор Азизов, гендиректор ООО «Никохим», управляющей организации «Каустика», сделав предприятие центром химического кластера, обеспечил ему потенциал роста на многие годы

Ядро технопарка

В стратегии развития ключевым предприятием в инвестпрограмме группы является АО «НикоМаг», производящее магнезиальные соединения. Сырьё для их изготовления получают из расположенного неподалеку месторождения бишофита. Для производства также используется каустическая сода. В чистом виде её рынок, по оценкам участников отрасли, сокращается; вероятно, в руководстве «Никохима» планируют, что в перспективе вся сода, вырабатываемая «Каустиком», будет идти на нужды «НикоМага». Производство гранулированного и чешуированного хлористого магния запустили в 2007 году, а в 2015 было открыто уникальное для России и СНГ производство оксида и гидроксида магния. В 2011 году «Роснано» вошло в этот проект общей стоимостью порядка 4 млрд рублей, инвестировав 1,3 млрд. Построенный завод выпускает наноструктурированный гидроксид магния (антипирен), высокочистый оксид магния (применяется в производстве трансформаторных сталей и резинотехнических изделий), а также хлорид магния (используется в нефте‑ и газодобыче и борьбе с обледенением). Максимальные мощности по выпуску гидроксида магния составляют 25 тысяч тонн в год, а оксида магния — 30 тысяч тонн в год. При этом оба продукта ориентированы на экспорт. До 90% этой продукции «НикоМаг» готовится отправлять зарубежным партнёрам, в настоящее время уже идут поставки в Китай, Корею, Индию, Португалию и другие страны. Вместе с тем компания намерена развивать внутрироссийское потребление этих продуктов. На российском рынке «НикоМаг» рассчитывает занять 100% по гидроксиду и 90 % по оксиду.

«Одно из наших преимуществ — наличие собственной сырьевой базы, — заявлял Эльдор Азизов в интервью “Эксперту ЮГ” в 2011 году (“Химический супермаркет для бизнеса”, “Эксперт ЮГ”, № 17–19, 2011). — Поэтому мы должны максимально расширить ряд продуктов, выпускаемых с использованием своего сырья — соли и бишофита. Соль для нас — ключевой продукт, мы используем его в полном объёме. А бишофит — нет; здесь мы пока выпускаем лишь маленькую толику того, что хотели бы выпускать. Наше сегодняшнее развитие строится на том, чтобы снизить долю энергозатрат в себестоимости производимой продукции. Это предполагает выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью и более низкой долей энергетики в затратах. У нас весьма энергозатратное производство, энергоёмкость основной продукции — 70 процентов. Нам надо, чтобы эта доля была как минимум ниже 50 процентов, а лучше, чтобы приближалась к 30. Это можно сделать за счёт постепенного перехода на выпуск другого продуктового ряда, обладающего большей маржинальностью». Именно в этой логике и стоит воспринимать все дальнейшие действия группы.

В августе 2016 «Никохим» выкупил у АО «Роснано» принадлежащий ему блокирующий пакет акций «НикоМага», причём вдвое дороже, чем был первоначальный вклад «Роснано». Однако сделку в «Никохиме» считают успешной — магнезиальная продукция обладает высокой маржинальностью.

«Суть венчурного финансирования как раз и заключается в поиске перспективных проектов, инвестировании в них, развитии и последующей продаже — что и сделала “Роснано”, — отмечает аналитик ГК “ФИНАМ” Алексей Калачёв. — Расширение сотрудничества с китайскими партнёрами наверняка способствовало росту оценки компании и интересу “Никохима” к своевременному закрытию сделки. Производство ЗАО “НикоМаг” органично дополняет хорошо диверсифицированную линейку продукции группы “Никохим”».  

В то же время рынок сложной химии имеет и существенные особенности. От пробной партии до промышленных поставок может пройти до года — у каждого потребителя есть свои критерии, которые поставщик может корректировать, но к ним приходится подстраиваться. «Сначала отправляем килограмм, потом, условно, 10 килограмм, затем тонну — и каждый раз через месяц-два получаем рецензию, только затем начинается крупная поставка», — поясняет Эльдор Азизов.

Помимо развития инновационных и экспортных проектов, «Никохим» модернизирует и базовое производство «Каустика». За 2016 год инвестировано 350 млн рублей, при этом в среднесрочной перспективе «Каустик» решает амбициозную задачу выполнения Минаматской международной экологической конвенции, предусматривающей отказ от ртутного электролиза с переходом на мембранные технологии производства хлора и каустика. Соответствующие технологические решения прорабатываются, на предприятии уверены, что реализуют их в ближайшие годы. У «Каустика» уже есть успешный опыт снижения потребления электроэнергии почти на 20%.

Основой стратегии на будущее остаётся именно бишофитное месторождение. «НикоМаг» начал поставки на азиатский рынок. С Китаем и бишофитом связан и возможный мегапроект, который в «Никохиме» пока не комментируют, однако и не опровергают. Группа рассматривает вариант совместного с китайским гигантом Sinopec строительства на базе технопарка «Каустик» газохимического комплекса с объёмом инвестиций свыше 2 млрд долларов. По информации высокопоставленного источника в администрации Волгоградской области, проект прошёл предварительное одобрение на уровне межправительственной комиссии КНР и РФ, но потенциальные бизнес-партнёры ещё ведут переговоры по деталям.

«Сейчас компании, которые производят химическую продукцию, находятся на подъёме из-за девальвации рубля и политики импортозамещения, — говорит директор филиала “БКС Премьер” в Волгограде Алексей Рожин. — Действительно, не исключено, что речь идёт о расширении производства — Волгоград имеет ряд преимуществ для этого: выгодное географическое расположение, недорогая и высококвалифицированная рабочая сила. С точки зрения экономики российская компания поступает правильно. Китайцы очень тщательно выбирают партнёров, и готовящаяся сделка служит подтверждением того, что у “Каустика” есть перспективы для дальнейшего развития. Понятно, что такие проекты должны в обязательном порядке проходить экологическую экспертизу, так что если производство разместится именно здесь, то общественность об этом узнает».