По итогам последних двух лет Volgabus укрепился в положении четвёртого производителя автобусов на внутреннем рынке. В 2016 году автобусный холдинг «Волгабас», по словам его гендиректора Алексея Бакулина, перешёл на качественно новый уровень развития. Завод увеличил объёмы выпуска продукции и свою рыночную долю в сегментах автобусов большой и особо большой вместимости. Рост производства по сравнению с 2015 годом достиг 72%, в 2015 рост, по данным компании, составил 47 %. Финансовые показатели группа не раскрывает, по косвенным данным выручка Volgabus за 2016 год — около 4,5 млрд рублей.
Проект беспилотного автобуса получит существенное — почти наполовину — госфинансирование. В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) уже подтвердили, что по инициативе «Волгабаса» формируются законодательные новеллы, которые в 2018 году позволят запустить беспилотники на регулярные пассажирские линии на дорогах общего пользования.
Выезд в федеральные бренды
Volgabus находится в среднем ценовом сегменте автобусов — они дешевле европейских, но дороже китайских марок. Предприятие выпускает дизельные автобусы длиной 12 и 18 м, в том числе в низкопольном и полунизкопольном вариантах. Кроме того, с 2013 года «Волгабас» делает и линейку автобусов на газомоторном топливе (метане). Именно газомоторные машины, в первую очередь в 12-метровой модификации, стали главным драйвером роста для волжан. Сейчас уже больше половины выпускаемых автобусов марки Vogabus составляют именно машины на метане.
Новая эпоха для «Волгабаса» началась с ребрендинга — «Волжанин» сменил Volgabus, который изменил и внешний вид и технологическую «начинку» новых линеек автобусов. По словам Анатолия Бакулина (отец Алексея Бакулина), основателя «Волжанина» и директора ООО «Волгабас-Волжский», компания начала с унификации кузовных решений и дизайна марки.
Основные покупатели автобусов марки «Волгабас» — государственные и муниципальные предприятия, обеспечивающие общественные перевозки. Помимо Волгограда и Волжского, куда только за 2014-16 годы лизинговые компании поставили свыше 110 машин волжского производства, техника Volgabus успешно работает в Петербурге, Владимире, Сочи, Тольятти. За 2016 год Volgabus поставил 223 единицы только газомоторных автобусов. Больше, чем Volgabus, на российский рынок сейчас поставляют только ГАЗ, КамАЗ и белорусский МАЗ. При этом, по оценкам самого «Волгабаса», в сегменте крупных и особо крупных автобусов их доля уже составляет около 20%.
Крупнейшим потребителем стал Петербург, группа выиграла ещё два конкурса, выполнять которые будет в 2017 году. В Питере особенно популярны 18-метровые автобусы-«гармошки» волжских производителей.
Напомним, существующий рынок газомоторных автобусов фактически создан федеральными властями. В 2013 году правительство РФ утвердило программу, предусматривающую перевод на газовое топливо не менее половины общественного транспорта в стране. Общий объём финансирования программы за период с 2015 по 2020 год запланирован в размере 109,7 млрд рублей. Использование газа в качестве топлива, помимо экологического эффекта, позволяет уменьшить в 1,4 раза себестоимость перевозок и примерно на ту же величину продлить срок эксплуатации транспорта.
Эксперт-аналитик «ФИНАМ» Алексей Калачёв отмечает, что рынок автобусов в России достаточно ёмкий, автобусный парк нуждается в модернизации и обновлении, и «места на нём должно хватить всем». «Вопрос увеличения доли — это вопрос удачной маркетинговой стратегии. Что же касается перевода общественного транспорта на газомоторное топливо, то эта стратегия имеет вполне реальную перспективу, — говорит г-н Калачёв. — Компания правильно делает, что ориентируется на этот сектор рынка».
В 2016 году Volgabus заключил и первый зарубежный контракт в своей истории — Гамбия получила 12 автобусов и ведёт новые переговоры. В стадии согласования также контракты в Иране, Ираке, переговоры ведутся и в других государствах. Создано экспортное отделение Volgabus с головным офисом в Дубае.
Умнеющие автобусы
Сильные стороны предприятия — это широкое применение инноваций в производстве, вроде электронно-цифровых табло, и большая линейка моделей, включающая как городские, так и междугородные и туристические. «Для многих заказчиков важен эксплуатационный тест-драйв, и “Волгабас” идёт им навстречу», — отмечает директор филиала «БКС Премьер» в Волгограде Алексей Рожин.
В 2017 году Volgabus обещает выпустить электробус собственной разработки. По мнению Алексея Бакулина, за такой техникой будущее благодаря низким расходам на дозаправку — примерно в 10 раз меньше по сравнению с газомоторными и в 20 в сравнении с дизельными. Вместе с тем, на первых порах на электробусы вряд ли возникнет ажиотажный спрос — себестоимость одной машины около 25 млн рублей (у газомоторного примерно 10 млн).
Уже дошёл до реализации и самый фантастический инновационный проект «Волгабаса». 7 февраля 2017 года АСИ заявило, что межведомственная рабочая группа при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ одобрила проект по созданию технологии использования беспилотного пассажирского транспорта «Специальные рынки: роботизированные пассажирские перевозки». Проект группы «Волгабас» разработан в рамках реализации дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы АСИ. Уже объявлено, что он получит грантовую поддержку в размере до 200 млн рублей. Ранее Фонд развития промышленности (ФРП) при Минпромторге РФ сообщил, что этот проект также получит льготный (под 5% годовых) заём на сумму 500 млн рублей.
Общая стоимость запуска проекта беспилотника, названного Алексеем Бакулиным «Матрёшка» (MatrЁshka), — около 2 млрд рублей. По словам г-на Бакулина, затраты на первый прототип составили примерно 20 млн рублей, уже сейчас выпуск одного смартбуса обходится вдвое дешевле.
Заявка Bakulin Motor Group (также в составе «Волгабаса») в ФРП была подана совместно с инжиниринговой компанией «Электротранспортные технологии», которая разработала электродвигатель и систему управления. Вообще в смартбусе из импортных комплектующих только компьютер, дисплеи и часть отделки салона. Всё остальное, от кузова до кондиционера, — отечественное.
«Матрёшка» состоит из нескольких заменяемых модулей. Пассажирский автобус, вмещающий до 12 человек — это только одна из конфигураций. На базе беспилотной платформы можно создать грузовой автомобиль, «скорую помощь», машину для коммунальных служб. Для этого нужно поменять надстройку, на что уйдёт 10–15 минут.
Сейчас прототип смартбуса, уже опробованный в НЦ «Сколково» и в образовательном центре «Сириус» (Сочи), развивает скорость 30 км/ч. Каждые четыре часа «Матрёшке» требуется подзарядка. Важная особенность беспилотника, подчёркивают в «Волгабасе», в том, что он воспринимает окружающий мир через видеокамеры, а не радары, и активно запоминает маршруты.
В серийное производство «Матрёшка» может быть запущена в I квартале 2018 года. Вероятно, это будет сделано на новом заводе группы, который в тестовом режиме был запущен в Собинском районе Владимирской области. Там организован металлообрабатывающий комплекс, который будет выпускать комплектующие, а в перспективе и весь ассортимент автобусов.
При этом с материнской промплощадки в Волжском «Волгабас» не уходит. Здесь также реализуется значительный инвестпроект, который будет завершён уже в 2017 году. Новый производственный комплекс позволит двукратно (на 480 единиц) увеличить мощности по выпуску автобусов, кроме того, там будет отдельно производиться до тысячи шасси. Как пояснил «Эксперту ЮГ» Анатолий Бакулин, примерно половина будет идти на экспорт. Соглашения об этом уже заключены, по словам Бакулина-старшего, «с двумя известными мировыми производителями». Стоимость нового производства — около 1,5 млрд рублей, часть удалось возместить из федерального бюджета благодаря победе в конкурсе Минпромторга.