Минстрой России запускает приоритетный национальный проект по благоустройству дворовых территорий и общественных пространств. Его цель — до 2022 года благоустроить все муниципальные образования с населением более тысячи человек. Бюджет на 2017 год — почти 20 млрд рублей, из которых 6,5 млрд пойдёт на благоустройство городских парков и мест массового отдыха, остальные средства предусмотрены на дворовые территории.
Чтобы получить финансирование, регион должен заключить соглашение о субсидии с Минстроем России, создать рабочую группу по реализации проекта, выбрать пилотные города в 2017 году, обязательно включив в список региональные центры и моногорода. В этом году в проекте участвуют 72 региона, их главы уже подписали соглашения с Минстроем.
Следующий шаг — разработка муниципальных правил благоустройства и пятилетней региональной программы благоустройства (2018–2022 годы). В совокупности регион должен понимать, как будут благоустраиваться все муниципальные образования в течение 5 лет, какова экономика каждого муниципалитета, каков объём работ.
Главная единица проекта — двор. Решение о благоустройстве дворовой территории принимают сами жители на общем собрании, после чего подают заявку на участие оператору проекта в городе по трём сценариям: самостоятельно, от ТСЖ многоквартирного дома, вместе с управляющей компанией дома. Совместно с оператором разрабатывают дизайн-проект двора. Каждую заявку оценивает специальная комиссия по следующим критериям: количество жителей двора, текущее состояние общедомовой территории, качество дизайн-проекта, степень соучастия жителей в благоустройстве. Комиссия выставляет баллы, согласно количеству которых будет выстроена очередность благоустройства дворов.
Главные приоритеты проекта — самостоятельность жителей дворов и их соучастие. Без этих факторов регион фактически не сможет освоить субсидию, тогда как за неисполнение проекта ответственность, в том числе материальную, будут нести главы субъектов. «Проект должен максимально и массово вовлечь жителей многоквартирных домов в благоустройство дворов, — заявил зампредседателя правительства РФ Дмитрий Козак на Российском инвестиционном форуме. — Мы впервые выделяем федеральные средства на благоустройство дворов. До этого мы занимались темой благоустройства эпизодически. С 2011 года пытались менять законодательство, давали дополнительные инструменты муниципальным властям. Но существенных изменений за это время в большинстве населённых пунктах не произошло». По замыслу правительства, проект — это стимул заняться темой благоустройства системно и сформировать культуру ответственности собственников за прилегающие территории.
Сроки проекта сжатые. До 15 марта должны быть сформированы и утверждены региональные программы на 2017 год. До 1 сентября нужно написать пятилетнюю программу, до 1 ноября утвердить муниципальные правила благоустройства и принять закон об ответственности за их нарушения. Помимо того, что проекту задан форсированный сценарий, это одна из самых экспериментальных инициатив центра: нет границ по количеству дворов и стандартной смете для дворовой территории, нет заданной планки софинансирования жителей дворов.
Финансирование получат моногорода и центры
Основные претенденты на участие в проекте в Краснодарском крае — Краснодар, Сочи, Геленджик, Армавир, Ейск. На Кубани проект курирует вице-губернатор, отвечающий за ТЭК и ЖКХ, Андрей Алексеенко.
В Ростовской области пилотными городами стали Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Гуково, Зверево, Донецк. Три моногорода и три города, принимающие гостей ЧМ-2018. Создана рабочая группа под руководством министра ЖКХ региона Андрея Майера. Ростовская область получит 868 млн рублей субсидий, ещё 190 млн рублей будет выделено из регионального бюджета. Другие муниципальные образования обязаны будут провести инвентаризацию всех дворовых общественных территорий, чтобы написать пятилетнюю программу по минимальному благоустройству — это ремонт дорог, современное освещение, установка скамей и урн. «Сегодняшняя ситуация такова, что никакой комплексной инвентаризации общественных территорий, а тем более дворовых территорий в Ростовской области не велось», — объясняет советник губернатора Ростовской области, заместитель руководителя рабочей группы по реализации проекта Светлана Мананкина.
Сейчас рабочая группа пишет техусловия для участия дворов в проекте: многоквартирные дома, которые формируют двор, должны уже пройти капитальный ремонт, дворовая территория должна быть в собственности жителей домов. Проект благоустройства двора может содержать минимальные работы, тогда его не придётся софинансировать. Но если жители двора захотят создать двор с расширенным функционалом, они станут соинвестором проекта.
Краснодар и Ростов-на-Дону исследуют свои дворы
«Нам бы не хотелось просто поставить по лавочке и фонарю, мы хотим получить дворы, которые станут образцами как для собственников, так и для муниципалитетов», — говорит Светлана Мананкина. Проект нацелен на изменение функционала дворов, решение его типичных проблем. А значит, региональным командам предстоит ответить на вопросы: что такое современный двор? Какова граница минимума и максимума его наполнения?
Светлана Мананкина называет шесть основных критериев современного проекта двора. Первый из них — экологичность как в части озеленения, так и в части использования энергосберегающих технологий. Оператор проекта в области будет стимулировать жителей, чтобы они включали в свои проекты раздельный сбор мусора. Дальше — защита от жары, ветра, шума, выхлопных газов, безопасность, доступность для инвалидов, разнообразие наполнения и идентичность двора. Последние два параметра требуют исследований поведения жителей в общественных пространствах и домах. «Наши общественные территории — это просто транзитные пространства, в которых мы идём из точки А в точку В, — продолжает г-жа Мананкина. — Наши улицы улицами в большинстве случаев не являются, это дороги, по которым человек двигается, не задерживаясь. У нас полностью отсутствует пласт исследований того, как люди ведут себя в общественных пространствах. Это ничего не даёт коммерческим объектам, культуре города, связи горожан между собой».
Соседний Краснодар уже занялся такими исследованиями. «Сейчас мы находимся на стадии проектирования двух дворовых пространств и исследуем потребности жителей в части пользования дворовой территории. Наша цель — создать пилотный проект двора, который бы мог учитывать интересы всех его жителей», — говорит главный архитектор Краснодара Игорь Мазурок.
Подобное исследование в Ростове-на-Дону проводили архитекторы — инициаторы проекта «Остров будущего». Они изучили пустырь в центре города, выяснив, какое наполнение он может иметь. Архитекторы создали проект мини-модуля для общественного пространства, который включает в себя лавочку, стол для работы, подзарядку гаджетов, велопарковку, раздельный сбор мусора. Для реализации проекта был запущен сбор средств на краудфандинговой площадке. «Остров будущего» собрал более 200 тысяч рублей. Мини-модуль был построен и установлен в Парке революции. Исследование как метод создания проекта может сделать общественное место действительно общественным, считает идеолог проекта «Остров будущего» Диана Карнаухова. «Формирование нужного функционала должно основываться на соцопросе жителей, необходимо выявить уже существующие проблемы, выяснить, что они хотят убрать или переделать, а что необходимо сохранить, что дорого жителям», — поясняет она.
«Двор — это компромисс интересов, — говорит эколог, член рабочей группы в Ростовской области Александр Водяник. — Есть три основных группы — дети, пожилые люди, молодые люди. Дети — это детские площадки, дифференцированные по возрасту. В Ростове-на-Дону, к примеру, практически никто не делает детских площадок для разных категорий возрастов. Второе, места отдыха — для пожилых и молодых людей». По его словам, каждый двор может рассчитывать на собственную смету. «Проект во многом экспериментальный, так как каждый двор уникален не только в части состояния территории, но и в части зрелости дворового сообщества, от которого, в конечном счёте, будет всё зависеть», — добавляет г-н Водяник.
Отдельный вопрос российских дворов — это автомобилисты. «Пока мы не уберём машины из общественных пространств и дворов, мы не получим хорошего результата», — говорит доцент кафедры дизайна архитектурной среды Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета Татьяна Батырова, занимавшаяся разработкой рекомендаций по благоустройству дворовых территорий Ростовской области в 2011 году по заказу Минэкономики. «Двор может быть простым в исполнении проекта благоустройства, но жители двора также могут столкнуться с инженерными сложностями собственной территории, поэтому без участия профессионалов может родиться проект, который окажется не так просто реализовать», — считает г-жа Батырова.
«Для города желательно, чтобы в проект входили соседствующие дворы, потому что все интересы на одной дворовой территории соблюсти невозможно, — заключает Светлана Мананкина. — Правильнее, когда несколько дворов объединены в один проект: тогда мы могли бы распределить объекты по территории всех дворов — огороженную детскую площадку в одном дворе, спортивную площадку в другом, места отдыха для пожилых людей в третьем. Мы считаем, что правильнее заниматься благоустройством кварталов, тогда ту же проблему парковок легче решить, создав парковочные места на квартал».
Игорь Мазурок говорит, что не менее важная часть работы — это выбор современных материалов и конструкций: «Очень важно создать современные технологичные проекты дворов. Сейчас Министерство строительства и ЖКХ РФ разрабатывает стандарты благоустройства. В свою очередь мы исследуем и создаём свои городские стандарты, формируем реестр производителей урн, скамеек, светильников, мощения, конструкций, озеленения. Мы будем публиковать перечень рекомендованных поставщиков для участия в этой программе, чтобы исключить применение морально устаревших конструкций».
Софинансирование жителями — принципиально
Софинансирование проектов жителями и дальнейшее обслуживание — вопросы, которые задают сами жители. Региональные власти должны будут решить минимальный порог вклада жителей в проект. В Ростовской области его предлагают сделать дифференцированным в зависимости от города, потому что доходы населения Ростова-на-Дону несравнимы, к примеру, с доходами жителей Гуково. При этом вопрос софинансирования все эксперты называют принципиальным. Иначе сформировать культуру дворовых сообществ, которые ответственно подходят к территории, невозможно.
Обслуживание дворовой территории может стать частью оплаты общедомовых нужд. «У нас в управлении более 150 домов, это почти миллион квадратных метров. Мы разговаривали с жителями, они готовы входить в проект, в свою очередь мы можем обслуживать дворовую территорию, увеличив чек за общедомовые нужды», — говорит директор управляющей компании «Квадро» Владимир Сакеллариус.
Двор может сам окупать собственные расходы, считает Игорь Мазурок: «Сегодня жители не пользуются правом размещения на своей территории коммерческих объектов, прибыль которых должна идти на обслуживание общедомовой территории. Допустим, собственники могут создавать коммерческие парковки для сторонних жителей, гаражи, арендные места для нестационарных объектов торговли. Это мощный источник заработка дворовой территории. У нас в Краснодаре пока распространён только один способ возмещения затрат — это рекламные конструкции на своей территории».
«Теоретически это возможно, но на практике, чтобы на территории двора появилась и долгосрочно функционировала коммерческая составляющая, с этим должно согласиться большинство жильцов. Остаётся вопрос распределения полученной прибыли. Ещё одна сложность связана с отклонением от нормативных параметров дворовой территории для жилой застройки», — добавляет директор краснодарского представительства московской архитектурно-градостроительной компании «Яузапроект» Алексей Тимофеев.
Правительству нужен собственник
Запущенный проект Минстроя РФ, который призван изменить все дворовые и общественные территории России до 2022 года, требует для такой большой территории сотни миллиардов рублей. Судя по репликам на Российском инвестиционном форуме, делать это только за счёт федерального бюджета правительство не намерено. Дмитрий Козак заявил, что в трёхлетнем бюджете на следующий год средства на благоустройство дворов не предусмотрены. Но контролировать использование субсидий правительство будет все пять лет.
«Здесь очень важно вовлекать бизнес, так как именно он заинтересован в развитии городской среды. Простая адаптация улиц под нужды пешехода увеличивает продажи кафе и магазинов до 40 процентов. Долгосрочную программу нужно обсуждать с представителями МСБ, которые работают в городской среде», — комментировал министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.
«Средства из федерального бюджета могут дать обратный эффект — демобилизовать население, — считает президент Московской школы управления “Сколково” Андрей Шаронов. — Муниципалитеты должны ставиться в такую ситуацию, которая побуждала бы искать ресурсы на себя, на собственные программы. Потенциал есть в налоге на землю, на имущество и в аренде имущества, которое находится в собственности муниципалитета. Мы проводили исследование в нескольких крупных городах — Казани, Уфе, Самаре. В этих городах муниципалитеты более внимательно посмотрели на возможности увеличения сбора за счёт трёх названных источников. Несмотря на верхнее ограничение, установленное федеральным законодательством, они смогли за счёт гибкой политики, за счёт смелости по увеличению этого налога, за счёт дифференциации арендной платы показать рост собственных доходов от 20 процентов. Нужно думать о том, как стимулировать мэров к увеличению доходов, которые направлялись бы в том числе на благоустройство».
«Этот проект задуман для того, чтобы вовлечь туда людей. Мы очень надеемся, запустив эту программу, втянуть людей хотя бы в первые процедуры, чтобы жильцы собрались и утвердили план благоустройства двора», — добавил Михаил Мень.