ВИНК уходит из Чечни

Сергей Кисин
13 марта 2017, 00:00

НК «Роснефть» намерена продать долю в «Грознефтегазе». Выход госхолдинга из чеченских активов позволит компании сэкономить на затратах, а региональному правительству, получившему контроль над ними — привлечь инвесторов из арабских стран

Рамзан Кадыров теоретически теперь сможет привлечь арабских инвесторов к региональной нефтепереработке
Читайте Monocle.ru в

«Роснефть» планирует продать правительству Чеченской Республики свой пакет акций (он составляет 51%) крупнейшего на Северном Кавказе нефтедобывающего оператора, ОАО «Грознефтегаз», и часть иного своего имущества в ЧР за 12,5 млрд рублей. Компания владеет «Грознефтегазом» на паях с правительством ЧР, в год добыча составляет порядка 300 тысяч тонн углеводородов.  Также предполагается, что холдинг выйдет из управления «Чеченнефтехимпрома» (принадлежит Росимуществу РФ). Выход «Роснефти» из чеченских активов ставит под сомнение проект строительства собственного нефтеперерабатывающего завода в Чечне, реализацию которого компания планировала с 2010 года. Оценку имущества госкомпании будет проверять федеральное правительство.

В конце января «Роснефть» представила в Минэкономики РФ сделанную компанией PwC оценку своих активов в Чечне для их последующей продажи республике. По выводам аудиторов, рыночная цена чеченских активов «Роснефти» сегодня составляет около 11,8 млрд рублей. К этой цифре необходимо добавить средства, потраченные госкомпанией на разработку проекта строительства НПЗ в Грозном — 725 млн рублей.

Первоначально проект оценивался в 2,5 млрд долларов (до резкого роста курса иностранной валюты). Паспортная мощность переработки — 1 млн тонн нефтепродуктов в год (450 тысяч тонн высокооктанового бензина стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 470 тысяч тонн дизельного топлива, а также сжиженный газ и 30 тысяч тонн битума). Завод планировалось вводить в эксплуатацию двумя очередями. Запуск первой очереди, c глубиной переработки 65%, ожидался в IV квартале 2015 года. Запуск второй очереди (глубина переработки 95%) был намечен на III квартал 2018 года. Однако ещё в 2010 году говорили, что смета явно завышена. Из-за этого в «Роснефти» не спешили с инвестициями, а впоследствии и вовсе заморозили проект.

Эксперты рынка давно говорили о больших рисках, ожидающих того, кто намеревается инвестировать серьёзные средства в Северный Кавказ. Никто из ведущих ВИНКов так и не решился вкладывать деньги в строительство перерабатывающих мощностей в этих субъектах федерации, даже те, что обладают собственной добычей. Неудивительно, что глава Чечни Рамзан Кадыров неоднократно высказывал недовольство затягиванием «Роснефтью» начала реализации проекта, а руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов много лет тщетно призывал «ЛУКойл» начать обещанное строительство НПЗ в Махачкале.

«Ещё год назад у “Роснефти” существовал паритет между добычей нефти и её переработкой, — рассказал “Эксперту ЮГ” эксперт Аналитического кредитного рейтингового агентства Василий Танурков. — После приобретения достаточно современных и недозагруженных активов “Башнефти” у холдинга произошёл перекос в сторону переработки, и отпала необходимость строить что-то ещё. Более того, в последнее время даже поднимается вопрос о продаже компанией некоторых собственных НПЗ. В этой ситуации строить высокорисковый завод в Чечне просто нет экономической необходимости».

С другой стороны, «Роснефти» удалось продлить лицензии на ряд месторождений ОАО «Грознефтегаз», которое и было основано в 2000 году на базе нефтяных активов Чеченской Республики с основными месторождениями Старогрозненское, Брагунское, Северо-Брагунское, Октябрьское, Минеральное, Гойт-Кортовское.

Но поскольку вкладывать в чеченские активы после затратной покупки «Башнефти» руководство «Роснефти», очевидно, не планировало, встал вопрос о разделе «Грознефтегаза» и «Чеченнефтехимпрома» с правительством республики.

Премьер Дмитрий Медведев 28 июня 2016 года исключил «Чеченнефтехимпром» из плана приватизации на 2014–2016 годы. Но согласование разделяемых активов затянулось, и «Роснефть» предложила свои варианты решения проблемы. Эти предложения в начале февраля обсуждали на совещании в Минэкономики РФ. Следующим шагом должно стать согласование цены и одобрение схемы раздела федеральным правительством.

В случае установления полного контроля над своими углеводородными активами руководство Чечни может само найти инвесторов для строительства перерабатывающих мощностей. Управляющий активами компании Small Letters Виталий Крюков считает, что в этом качестве вполне могут выступить арабские бизнесмены, с которыми у Рамзана Кадырова сохраняются хорошие отношения. Как раз представители республиканского правительства зачастили с визитами в Саудовскую Аравию.

Обращение за деньгами в страны Залива вообще стало трендом последнего года. В самой «Роснефти» только гордятся тем, что удалось заключить сделку по продаже своего пакета в 19,5% акций компании консорциуму Glencore и Катарскому суверенному фонду. Так что не будет никакой сенсации, если долгожданный НПЗ в Чечне построят как раз на деньги арабских шейхов.