Несмотря на молодость, компании уже довелось поучаствовать в достаточно крупных проектах не только в России, но и за рубежом. Причём речь в данном случае идёт не о ближнем зарубежье и странах СНГ, а о Западной Европе. Композитная арматура оказывается востребованной и на отечественном строительном рынке — не только ввиду более низкой стоимости в сравнении со стальной, но и благодаря возможностям экономии на объёме бетона, которые она предлагает строителю. Однако это не значит, что перед производителями такого продукта открываются безоблачные перспективы — по словам Сергея Попова, генерального директора «Ростовкомпозита», развитию сегмента сильно мешает нездоровая конкуренция: ряд производителей прибегает к демпингу в ущерб качеству. Тем не менее, компания интенсивно развивает производство — так, ожидается, что уже в нынешнем году заработают производственные линии, выпускающие новые типы продукта.
Пространство для роста
— Каковы основные показатели бизнеса компании в 2016 году? Удалось ли сохранить темпы роста 2015 года?
— Из-за кризисных явлений 2015-2016 года темпы роста выручки в 2016 году упали. Тем не менее, за прошедший год нам удалось увеличить прибыль. Основа положительной динамики в нашем случае — расширение ассортимента продукции и повышение уровня доверия профессиональных потребителей, а также прямые контракты с конечными потребителями, в том числе крупными строительными компаниями. Мы поддерживаем на высоком уровне качество продукции, у нас опытные проектировщики и практика многочисленных внедрений композитной арматуры собственного производства под брендом «Армастек» в РФ и за её пределами. Продукция прошла многочисленные испытания в европейских лабораториях — всё это позволяет успешно её внедрять и формирует положительную репутацию.
— Почему вы растёте на падающем строительном рынке?
— Дело в деньгах: наша продукция позволяет существенно сэкономить. Причём не только на стоимости собственно арматуры — а она дешевле стальной. Важно ещё и то, что композитная арматура не подвержена коррозии, а следовательно, не требует такого мощного защитного слоя бетона, как в случае с железом. На масштабных объектах этот фактор может удешевить строительство на очень и очень серьёзные суммы. Конечно, композитная арматура имеет ограничения по применимости. Это касается, например, длинных пролётов, в пять-шесть метров — из-за меньшего модуля упругости. Но грамотный проектировщик всегда эти особенности учитывает.
— Как развивается ассортимент вашей продукции?
— Основа нашего ассортимента — композитная арматура собственного производства под брендом «Армастек». Это стержни диаметром от 4 до 20 миллиметров любой строительной длины с ребристой поверхностью спиралеобразного профиля. Также в нашем ассортименте представлена сопутствующая продукция — гибкие связи, фиксаторы, стяжки. В будущем планируем вывести на рынок новые виды изделий (прежде всего речь идёт об арматуре), которые, как мы ожидаем, позволят нам продвинуться не только на региональном рынке, но и в экспортном направлении.
Изначально наше предприятие создавалось как производственная площадка для арматуры «Армастек» — мы закупили фирменное оборудование, приобрели необходимые лицензии на производство, технологию и др., — и поэтому основные перспективы развития мы связываем именно с этой продукцией.
— Как выглядит система сбыта? Как она развивается?
— Система сбыта продукции проста: это собственная дилерская сеть (охватывает весь ЮФО, в том числе Крым, и СКФО) и прямые проектные продажи. С самого начала нашего существования мы пытались работать с федеральными и региональными сбытовыми сетями, но столкнулись с тем, что у крупных сетей своеобразная позиция: дайте подешевле, а качество не имеет значения. Этот фактор не позволил нам тогда плодотворно сотрудничать с сетевым сегментом. Однако в нынешнем году ситуация резко изменилась: несколько региональных сетей уже обратились с запросом о сотрудничестве, и в качестве причины указали желание работать с качественной продукцией. Сейчас ведём переговоры о возможности поставок.
— Где сейчас основные точки роста?
— За последний год структура продаж по отдельным направлениям кардинально изменилась — так, сильно упала доля частного строительства. В 2015 году большую часть потребления давали частники — коттеджное строительство, индивидуальное, малоэтажное, розничный сбыт через дилерскую сеть. В 2016 году коттеджные посёлки строиться практически перестали, дачи и частные дома — тоже. Собственно, начало этому процессу было положено кризисом, но в 2015 году многие проекты, которые начинались раньше, ещё не были завершены. А вот новых фундаментов уже закладывали намного меньше. С другой стороны, 2016 год принёс нам достаточно крупные прямые заказы — это девелоперские проекты в таких секторах, как складская логистика, торговая логистика, а также некоторые другие. Мы принимали прямое участие в реализации одного крупного ростовского проекта для известной федеральной торговой сети. Он расценивается как пилотный — если заказчик по итогам определённого периода эксплуатации решит, что технология и наша продукция себя оправдали, возможно, сотрудничество в этой сфере продолжится. Собственно, в этом — наш приоритет на ближайшую перспективу: мы нацелены на работу с крупными компаниями, которые ведут девелоперские проекты практически постоянно. С нашей точки зрения, основа роста в этом сегменте кроется в подтверждённом качестве продукта, репутации и умении работать с проектными организациями и заказчиками — а это непросто.
Конкурент как проблема
— В чём тут сложности?
— Композитная арматура — продукт довольно-таки новый для нашего рынка. И аргумент о том, что это дешевле, не всегда работает — как правило, генеральный подрядчик, получив проект, не горит желанием экономить для заказчика деньги путём использования инновационных технологий, ссылаясь на недостаток нормативной базы по данному сегменту продукции. Приходится вести большую «просветительскую» работу — доказывать, что наша продукция соответствует нормативам, проводить тесты и испытания (дорогостоящие, между прочим). Также нам очень помогает наличие в штате грамотных проектировщиков, которые могут взять на себя часть работы по проектным расчётам — таким образом, вся полнота ответственности за поведение нашей арматуры ложится на нас.
Вносят свою лепту и некоторые «коллеги» по рынку, которые просто покупают необходимые сертификаты и пытаются входить в какие-то проекты, хотя реальный уровень качества их продукта не выдерживает никакой критики. Плачевные результаты таких работ наносят урон всему классу композитных продуктов.
— Проблема демпинга в ущерб качеству актуальна?
— Это даже демпингом не всегда можно назвать, иногда это просто обман потребителя. Тут стоит внести некоторую ясность. Производство композитной арматуры периодического профиля — технология, защищённая патентами. Для потребителя на отечественном рынке доступны три основных патента, и продукция отличается по внешнему виду углами навивки армирующего профиля (и как следствие — шагом навивки), что, в свою очередь, определяет физико-механические параметры арматуры и её функциональность как строительного материала.
Несмотря на наличие ГОСТ 31938-2012, регламентирующего выпуск композитной арматуры, практически вся она выпускается по техническим условиям (ТУ), которые каждый производитель разрабатывает самостоятельно. А в этих технических условиях производитель вправе прописать такие параметры, которые ему выгодны.
Приведу простой пример: большинство потребителей, которые знакомы с композитной арматурой и сделали выбор в её пользу, шаблонно думают, что вся композитная арматура, выпущенная по ТУ, одинакова у всех производителей. И это — большое заблуждение. Нашими ТУ для арматуры АКС-8 (наиболее популярная позиция, диаметр — восемь миллиметров) установлено, что диаметр внутреннего стержня (именно он определяет прочностные параметры композитной арматуры) должен быть семь миллиметров, плюс-минус допустимое отклонение. Для ограничения допустимых отклонений у нас введены нормативы сопоставимости свойств композитной и металлической арматуры по пределу прочности на растяжение: если уменьшить диаметр внутреннего стержня у АКС-8 с семи миллиметров до шести с половиной, её предел прочности уже не обеспечит этого равенства, зато может обеспечить существенное снижение себестоимости для производителя. И большая часть производителей композитной арматуры используют это, выпуская арматуру номиналом 8 миллиметров со стержнем 5,9–6,2 миллиметра, а наружный диаметр компенсируют более толстой навивочной нитью. Себестоимость такой продукции гораздо ниже, цена продажи очень привлекательна, и потребитель с удовольствием покупает её с уверенностью, что на своём объекте он полноценно заменит стальную арматуру диаметром 12 миллиметров. И эта практика повсеместна.
Европа — перспективный потребитель
— Можно ли ваше производство назвать импортозамещающим?
— В какой-то степени — наверное, да. Хотя продукция достаточно инновационная, и её рынок потребления только формируется. Импортных аналогов в стране сколько-нибудь масштабно практически не используют, хотя попытки внедрить европейскую продукцию иногда предпринимаются. Однако заоблачно высокая стоимость делает её практически неприменимой.
— А у вас был опыт экспортных поставок?
— У нас есть опыт поставки продукции в Европу. Если говорить более подробно — мы принимали участие как поставщик арматуры в нескольких проектах в Швейцарии, сейчас география понемногу расширяется — готовимся к поставкам для проекта во Франции. В связи с падением курса рубля наша арматура оказалась заметно дешевле аналогов, подходящих по требуемым характеристикам.
— А как вам в принципе удалось выйти на европейского заказчика? Это ведь для молодого предприятия кажется достаточно нетривиальной задачей.
— Мы наладили контакт с европейской компанией, работающей в смежном с нашим сегменте строительного рынка, наняли инженера, который для нас в течение определённого периода времени изучал рынок и возможности применения нашей продукции. И нашёл их. Так мы и получили возможность осуществления поставок.
Однако несмотря на то, что эффект от применения для наших потребителей порой достигает кратных величин, доступ на европейские рынки для нас ограничен: отсутствует разрешительная документация для применения в Еврозоне. Нужная нам сертификация практически недоступна по стоимости — 250–500 тысяч евро. Мы обращались несколько раз в Минпромторг РФ и структуры «Роснано» с просьбой поддержать сертификацию продукции, но, к сожалению, тут действенных механизмов не нашлось.
Тем не менее, нам удалось осуществить поставки продукции, о которых я говорил выше, после прохождения лабораторных испытаний, в т. ч. натурных тестов, по итогам которых было выдано разрешение на использование нашей арматуры в нескольких конкретных — и достаточно крупных — проектах.
Инновации создают перспективу
— Насколько важен для вас региональный фактор? Могли бы вы достичь успеха, действуй вы в другом регионе?
— Несомненно, климатические условия Юга более предпочтительны, нежели центральный регион — более длинный строительный период снижает продолжительность мёртвого сезона. Однако деловая активность здесь всё равно ниже, чем в Центральной России. Кроме того, ментальность потенциальных потребителей с удалением от региональных центров становится очень важным негативным фактором для роста сбыта. Мы стараемся работать со всеми потенциальными клиентами, до последнего используя весь арсенал аргументов.
— Насколько важна для вашей фирмы инновационная составляющая? Есть ли достижения в этой области?
— Сама композитная арматура, которую мы производим, относится к инновационной продукции, а потому мы весьма тесно сотрудничаем со структурами «Роснано» в части продвижения продукции: проводятся совместные выставки, мероприятия, в том числе с представителями органов исполнительной власти. И конечно, мы ведём регулярную работу по усовершенствованию технологии, в том числе за счёт применения новых материалов и рецептур. Сейчас в работе — испытания образцов сырья, которые могут повышать качество композитной арматуры.
В общем-то, мы ведём поиск способов повысить качество выпускаемой продукции буквально с первого дня работы завода в Ростове-на-Дону. В 2013–2014 году мы внедрили ряд усовершенствований оборудования, и этот процесс идёт постоянно. Изучаем технологические режимы, проводим регулярные испытания в лаборатории, изучаем различные рецептуры сырья. Последние испытания, проведённые нами в Европе осенью 2016 года, подтвердили почти двукратное превышение норматива ГОСТ 31938-2012 по параметру «Предел прочности сцепления с бетоном».
Кроме того, с 2016 года мы активно сотрудничаем с ЕРЦИР РО и региональными инжиниринговыми компаниями. Итогом этой работы стали несколько совместных проектов по созданию нового типа оборудования по выпуску арматуры, сопутствующих товаров и автоматизация производственных процессов. До конца года мы надеемся выпустить на рынок два новых продукта, которые, как ожидается, будут интересны и востребованы не только в регионе, но и плане экспорта.
— Ваше сотрудничество с ЕРЦИР РО осуществляется в рамках соответствующей программы господдержки. А насколько эффективна, по вашей оченке, политика властей в сфере поддержки инновационного развития?
— На федеральном уровне ведётся значительная работа по поддержке инноваций. Я вхожу в состав Научно-технического совета при Минпромторге РФ по вопросам развития композитной отрасли, и знаю, что до конца 2017 года в обращение поступит более 280 регламентов (ГОСТы, СП, стандарты и пр.), регулирующих применение композитных материалов в различных отраслях.
Механизмы и инструменты поддержки есть, но в большинстве случаев они сводятся к сфере финансовых услуг (кредитование, лизинг и субсидирование деятельности). Из своего опыта — о наличии механизмов субсидирования знаю с 2005 года (субсидирование процентных ставок, льготы по налогам, субсидирование прочих расходов), но в данном проекте всё это неприменимо. Я знаю о существовании портала, созданного специально для информирования малого бизнеса о мерах поддержки, знаю о той работе, которая проводится и ТПП РО, и администрацией Ростова-на-Дону, и областным правительством... Но в этом потоке информации очень сложно найти именно то, что могло бы быть использовано конкретным бизнесом. Здесь есть прямая аналогия с нашей работой — нашему потенциальному потребителю порой просто неизвестно о наличии инновационной технологии, которая обеспечивает снижение расходов. И, понимая это, мы выступали с инициативой создания некоего консультационного органа для инвесторов, планирующих реализацию своих проектов, связанных со строительством, целью которого было бы информирование инвесторов о возможностях снижения стоимости проекта. При этом мы предлагали составить перечни инновационной продукции и в других сегментах. Но существующие ограничения не позволили сделать это на уровне органов исполнительной власти.
И в данной ситуации в очередной раз решение нашлось в Торгово-промышленной палатой Ростовской области. По моему мнению, это уникальный орган, который является реальным проводником предложений бизнеса во все сферы. Их опыт позволяет формулировать пожелания и идеи в виде грамотных концепций. Именно сотрудничество с ТПП позволило нам найти контакт с ЕРЦИР РО, помогло разобраться в инфраструктуре поддержки бизнеса, дало возможность использовать многочисленные инструменты поддержки с высокой эффективностью.