Левобережье обманывает ожидания

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
17 апреля 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Сайт don24.ru, официальный орган донского правительства, объявил, что на сайте «Активный ростовчанин» горожанам предлагают обсудить «проект благоустройства левобережья». На самом означенном сайте, видимо, с целью не привлекать лишнего внимания, проект назван так, что, если бы не подсказка правительственных же журналистов, было бы сложно угадать, что речь идёт о левом береге Дона: «Благоустройство территории земельных участков». В расшифровке указаны номера участков, и в самом тексте объявления таки упомянуто, что речь идёт о пляжной зоне левобережья. Тут опубликованы два изображения того, как территория может выглядеть в ближайшем будущем: пляжная полоса, затем ограждённая низким портиком изломанная линия широкой жёлтой набережной и некая парковая зона с чередой спортивных площадок. Человек, следящий за новостями, мог бы догадаться, что речь идёт, видимо, о проекте «Группы Агроком», которая недавно объявила о намерении безвозмездно вложить в новую набережную 80 млн рублей. Я точно не уверен, что имеется в виду именно этот проект, но о других планах обустройства набережной на Левбердоне я не слышал. Проголосовать «Активный ростовчанин» рекомендует за это визуальное решение, причём специальная колонка сообщает: «Всего нужно — 500 голосов». Нужно, видимо, для того, чтобы решение считалось принятым общественностью. Даже трудно представить, что решение не примут, если учесть, что в Ростове живёт 1,1 млн человек, а в самой группе работает 15 тысяч. Дело даже не в бессодержательности предлагаемой процедуры, и не в том, что проект плохой — нормальный проект, он точно улучшит территорию. Но и восторга в нём ничего вызвать не может. При этом проект косвенно сообщает нам о том, как вообще будет создаваться новый Левый берег.

Не слишком преувеличу, если скажу, что открытие левобережья для освоения — возможно, одно из главных событий всей постсоветской истории Ростова. Нет, не новый аэропорт, который, конечно, тоже важен, и всё-таки — масштаб несопоставим. Тесный Ростов всё постсоветское время фактически не мог развиваться в южном направлении — кабаки на Левбердоне, которые на самом деле уже лет десять как перестали быть неофициальным лицом города, не считаются. Низкий левый берег — потенциально затапливаемая территория. Чтобы там что-то строить, нужны масштабные земельные работы по созданию искусственных озёр, поднятию грунта — частникам это было не по силу. Но несколько лет назад стало ясно, что в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года эти работы можно проделать за государственный счёт, заодно подготовив площадку для перспективного освоения. Переход города через реку — нечастая история даже в мировом масштабе. И, конечно, от перспектив, которые внезапно открылись в момент, когда стало ясно, что переход состоится, закружилась голова.

Готовя прошлой весной поправки в генплан, сама мэрия показала, что функциональное значение открываемой территории меняется. Если раньше это был зелёный пояс, фактически выключенный из жизни города ввиду дикости и неприспособленности, то теперь это зона, на которую по новой схеме распространяется роль центра. Именно центра — я слышал это своими ушами от чиновника мэрии, который представлял новый генплан, и мне не послышалось, потому что из этого факта вытекал целый ряд следствий. Ещё раз: существующий центр должен по замыслу делегировать ряд своих функций новому центру города — и добавить рекреационную за счёт превращения в мощный облагороженный гидропарк. Центр — это всегда лицо города. Новый центр, соответственно, — новое лицо.

Когда смотришь на эти две фотографии левобережного пляжа как на будущее новое лицо города, восторга нет — скорее, избавление от иллюзий.

Не каждому городу выпадает шанс создать центр заново. Что надо делать, чтобы в полной мере воспользоваться шансом? Ответ звучал: сделать единую концепцию освоения левобережной зоны. Провести в рамках существующей планировочной концепции конкурс с привлечением мировых архитектурных бюро, которые подсказали бы яркие имиджевые образы. Это ведь не просто новый микрорайон, даже не просто облагороженный пляж, это — новый городской центр. Цена вопроса невелика — небольшой призовой фонд да орграсходы. Эта идея витала в коридорах правительства Ростовской области, но не нашлось умельца, который сумел бы убедить губернатора в том, что именно этим путём и стоило бы идти. Например, потому, что Ростов-на-Дону сегодня привлекает людей меньше, чем Новороссийск — и даже не пытается что-либо сделать для внешних аудиторий.

А какой сценарий можно представить как полную противоположность обозначенному? Конечно, тот, когда территория делится на мелкие части, которые будут по зубам мелким инвесторам. По данным администрации города, на левом берегу выделено уже 200 участков, до конца года там будет создана централизованная система водоотведения. Минус этого подхода в том, что, с одной стороны, в любом случае получается «лоскутное одеяло», с другой — некому создать тот самый центральный образ, который делает из обычной территории архитектурную достопримечательность. На фоне мелких инвесторов «Агроком», возможно, самый крупный зверь, но существа дела это не меняет. Весь прошлый год шли согласования с собственниками земельных участков на Левом берегу — им представляли проект планировки и предлагали выступать с частными инициативами по благоустройству. О том, каким станет первый из таких проектов, мы теперь знаем. Его достаточно утвердить пятью сотнями голосов.

Ещё не поздно выжать из проекта создания в Ростове нового центра новое содержание. «Новое» в данном случае должно значить — не местечковое. Распилить территорию и отдать местным, чтоб они сделали кто что может — это местечковое решение, подходящее для города, у которого особенных амбиций нет. Втянуть в своё развитие лучшие умы, сотворить точку притяжения для современных городских решений — это шаг навстречу тем, кто завтра захочет приехать в Ростов. Это не так дорого, как серое будущее.