Как создать драйвер инновационного роста в Ростове-на-Дону

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
29 мая 2017, 00:00

После ЧМ-2018 донской столице нужны будут новые точки экономического роста. Драйвер может появиться в сфере инноваций, но чтобы он заработал, город должен увеличить масштаб акселерационных программ, предъявить спрос на продукцию местных инноваторов и научиться более эффективно использовать промышленное наследие

Андрей Бойко
Слева: Генеральный директор ООО «РНД Софт» Роман Забродинсчитает, что в городе должно быть больше площадок для выращивания ИТ-стартапов; справа: По мнению советника представительства Фонда содействия инновациям Романа Хади, кадровое наследие промышленного города может вырасти в плеяду предпринимателей
Читайте Monocle.ru в

После ЧМ-2018 экономическая повестка Ростова-на-Дону изменится. Закончатся крупные инфраструктурные стройки, выполняющие сегодня роль инвестиционных локомотивов. Созданную инфраструктуру — аэропорт, стадион — нужно будет учиться заполнять. А для экономического роста — искать новые источники, которые сегодня не просматриваются. Город перестал развиваться как индустриальный центр, но ещё не начал расти как центр интеллектуальный, инновационный, «умный». На пленарной дискуссии «Ростов как инжиниринговый центр: каковы амбиции?» форума «Развитие городов юга России» стало понятно, что инфраструктура развития инноваций в Ростове-на-Дону даёт свои результаты, но в масштабах города её микроскопически мало.

Постановка проблемы роста

Проблему формирования новой модели экономического роста для Ростова выявило исследование устойчивости южнороссийских городов, проведённое аналитическим центром «Эксперт ЮГ» (результаты см. в апрельском номере за 2017 год). Три года назад оно показывало, что Ростов умеет вытягивать ресурсы из области; в результате агломерация была единственной точкой с приростом населения на территории. Но теперь и здесь прирост символический — менее 4 тысяч человек в год. Для сравнения, Краснодар в год привлекает 20 тысяч человек, Сочи — 10 тысяч, Новороссийск — 8 тысяч.

Скачок индекса промышленного роста, произошедший благодаря росту оборонзаказа на «Роствертоле» и господдержке покупателям комбайнов, не должен обманывать — Ростов в постсоветское время перестал развиваться как индустриальный центр. Несмотря на то, что нынешний Ростов — во многом результат индустриального рывка, имевшего место сначала во второй половине XIX века, а потом и в советское время. Но город уже давно не предлагается инвесторам как площадка для новых заводов. Более того, можно назвать ещё два фактора, которые понизят значимость промышленности в экономике южной столицы. С одной стороны, очевидна долгосрочная тенденция к выводу крупных предприятий за пределы города, с другой — индустрия в России и во всём мире по мере повышения эффективности всё кардинальнее сокращает количество рабочих мест. Это значит, что вернуться к ситуации, когда именно индустрия тащила экономику Ростова вверх, будет трудно.

Казалось бы, у города-миллионника большой потребительский потенциал. И мы видим, как именно потребительская сфера стала драйвером Краснодара. Считается, что человек сначала удовлетворяет потребности в бытовой технике, затем покупает автомобиль и замахивается на квартиру. В Краснодаре загружены все звенья этой цепи — от розничного оборота и обеспеченности торговыми площадями до объёмов жилого строительства. И анализ того, как этот драйвер заработал, показывает, что Краснодар активно предлагает себя стране в качестве южного города, где комфортно жить и работать. Целый ряд рынков зарабатывает на этом входящем потоке. В Ростове никто пока не работает над тем, чтобы такой поток создать, а внутренних резервов повышения спроса не хватает.

И, тем не менее, очевидно, что Ростов-на-Дону — крупнейший на Юге образовательный, финансовый, инновационный центр, который мог бы побороться за свою нишу в высокодоходных видах деятельности. Дискуссия «Ростов как инжиниринговый центр: каковы амбиции?» в рамках форума «Развитие городов юга России» помогла понять, как сами представители «умных» отраслей видят основные направления для такого расширения успехов, чтобы они могли потащить за собой развитие города в целом.

Поток инноваторов надо расширять

В городе есть эффективные кейсы, которые можно распространять, — например, опыт выращивания предпри­нимателей-инноваторов. Генеральный директор НП «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (ЕРЦИР) Михаил Изотов считает, что экосистема для бизнес-инноваций должна работать как на этапе выращивания предпринимателей, так и над сопровождением стартапов после вывода продуктов на рынок.

«Мы видим, что в Ростове-на-Дону за последние несколько лет была создана инфраструктура для развития стартапов — это и техническая база в ДГТУ, и муниципальный коворкинг “Новый Ростов”, “Южный IT-парк”. Сейчас создаётся индустриальный парк. Это даёт возможность выращивать предпринимателей со стадии профориентации до стадии выхода на рынок созданных ими продуктов, — говорит г-н Изотов. — Сейчас у нас в базе ЕРЦИР около 700 инновационных проектов, для которых центр формирует условия, чтобы притягивать ту часть населения, которая хочет работать в технологичных отраслях».

Промышленный коворкинг «Гараж» ДГТУ — новый для Ростова-на-Дону формат среды, где изобретатели могут получить навыки проектной работы, запуска продукта. «Гараж» может использовать изобретательский ресурс учёных и мастеров, у которых нет предпринимательских навыков. «Мы делаем акцент не на фундаментальных научных изысканиях, а на развитии и доведении идей, опирающихся, разумеется, на научные достижения, как минимум до стадии прототипа. Мы готовы обучить, подтянуть в определённых областях знания, проконсультировать и предоставить оборудование для работы», — говорит руководитель промышленного коворкинга ДГТУ «Гараж» Владимир Колодкин. В этом году «Гараж» сформирует акселерационную программу для резидентов коворкинга.

«Через Южный IT-парк за год проходит около 40 стартапов, из которых остаётся около десяти для работы, — подсчитывает генеральный директор ООО “РНД Софт” Роман Забродин. — В масштабе десяти лет если хотя бы один стартап серьёзно вырастет, это будет фантастика. Для города-миллионника это очень низкая конверсия». По словам Забродина, таких площадок с продуманными акселерационными программами в городе должно быть гораздо больше. Это касается не только ИТ-отрасли, но и любой другой высокотехнологичной области.

Алексей Тактаров, директор компании «Юбитек», председатель общественного совета при министерстве информационных технологий и связи Ростовской области, считает, что город недостаточно уделяет внимание развитию бизнеса в сфере информационных технологий. «Ростов-на-Дону должен позиционировать себя как крупный поставщик ИТ-решений, — говорит он. — Потому что информационные технологии сегодня дают развитие любому бизнесу. ИТ-отрасль не требует значительных инвестиций, серьёзной материальной базы, как промышленность, она требует не денег, а внимания».

Кроме того, Алексей Тактаров обращает внимание на важнейший аспект инфраструктуры поддержки любого бизнеса — на какой результат она нацелена: «У нас действительно сейчас очень много фондов разного уровня, коворкингов, программ для предпринимателей. Но я не знаю ни одной заметной компании, которая выросла бы из малого бизнеса. Может быть, стоит менять принципы поддержки, которые работали бы на рост компаний?».

Поддержать инновации спросом

«География наших продаж — Россия и СНГ, но мы не находим постоянного рынка сбыта в Ростове-на-Дону, что странно, потому что наша продукция полностью применима для строительного комплекса», — говорит директор ООО «Альтаир» Владимир Золотарёв, чья компания занимается производством отопительного оборудования и имеет в своём портфеле запатентованные решения, аналоги которых невозможно найти на российском рынке. По словам г-на Золотарёва, стабильный внутренний спрос мог бы стать драйвером для распространения технологического бизнеса. Во всём мире города и регионы, заинтересованные в развитии инновационных отраслей, начинают с того, что становятся активными их потребителями там, где это возможно.

Существенной проблемой в развитии технологического малого и среднего бизнеса в Ростове-на-Дону является также отсутствие кооперации крупных корпоративных заказчиков и малых предприятий. «Мы прошли технический аудит Корпорации МСП, вошли в реестр инновационной продукции РФ, — рассказывает генеральный директор производителя спецодежды ООО “БВН инжиниринг” Александр Сироткин. — Но это нам не помогает получать заказы, хотя мы предлагаем конкурентный продукт. Крупные компании не хотят с нами возиться. Хочется, чтобы институты развития рекомендовали компании, прошедшие технический аудит, крупным заказчикам. Это будет реальным стимулом для роста. Нам сейчас нужны не деньги, а коммуникации».

В 2016 году, нужно отметить, департамент экономики администрации Ростова-на-Дону создал портал с базой данных существующих заказов крупных предприятий и возможных исполнителей — субъектов МСП, а также консультационный пункт в Торгово-промышленной палате Ростовской области по вопросам промышленной кооперации. По итогам 2016 года консультационный пункт в ТПП Ростовской области обработал более 120 производственных запросов, с его помощью направлено субконтракторам свыше 400 заказов на осуществление различных производственных процессов и поставку комплектующих, говорит главный специалист отдела поддержки предпринимательства департамента экономики администрации Ростова-на-Дону Алла Власова. По её словам, приоритетным направлением в 2017 году станет высокотехнологическая кооперация среди малых предприятий города.

Воспользоваться промышленным наследием

Один из важных тезисов проведённого круглого стола — Ростов должен гораздо эффективнее использовать своё промышленное наследие, накопленный научно-технический и кадровый потенциал. По словам советника представительства Фонда содействия инновациям Романа Хади, средний возраст людей, которые начинают технологические стартапы в США, составляет 43 года, а в России укрепился стереотип о том, что, развивая инновации, ставку нужно делать на молодых людей до 30 лет. «Стереотип о том, что сотрудник после 40 не способен к обучению и тем более к реализации научного стартапа, вреден. Экономику двигают именно эти люди, обладающие опытом, мотивированные и нацеленные на результат, — говорит Роман Хади. — В Ростове-на-Дону есть кадровое наследие промышленных гигантов. Это специалисты, хорошо знающие отрасль. Нам нужно создавать образовательные форматы для специалистов после 40–45 лет и помогать им в кооперации друг с другом. Потому что они уносят с собой опыт, который через 10–15 лет будет потерян. Если они не будут расти, экономика их потеряет».

Предприниматели считают, что инновационный бизнес невозможно создавать и развивать без связки с вузами. «Те разработки, которые были нами проведены совместно с ДГТУ, и на основе которых мы вывели на рынок ряд продуктов, дали сильный вектор для развития. Невозможно было бы осуществить эти разработки самостоятельно», — признаётся Владимир Золотарёв. «В то же время на многих кафедрах наука до сих пор существует сама для себя, вне связки с бизнесом», — отмечает генеральный директор ООО «РостИнпром» Евгений Крашенников.