Прошло три года с того момента, как «Эксперт ЮГ» анализировал инвестиционный процесс СКФО в последний раз — это было в начале 2014 года, накануне второй волны кризиса. Но и тогда итогом стало падение общего объёма инвестиционного портфеля региона на 17% по сравнению с 2013 годом. Затем последовал «перерыв на острую фазу кризиса», и теперь, возвращаясь к этой работе, мы видим состояние инвестпортфеля региона уже в новой экономической реальности. Основной вывод прошлых исследований был однажды вынесен нами в заголовок: «Кавказский бизнес сам не справится». Вывод оказался отчасти верен — бизнес не справился с задачей обеспечить рост региону. Нынешнее исследование фиксирует, что общий финансовый объём инвестиционного портфеля региона за три года сократился на 15% — до 810,5 млрд рублей против 956,2 млрд в 2014. Сократилось и количество инвестпроектов, вошедших в базу нашего исследования, — со 156 в 2014-м до 110 сейчас. Однако сегодня есть ощущение, что за прошедшие годы в инвестиционный процесс заметно включилось государство. Больше половины (56,2%) общего веса инвестиционного портфеля региона приходится всего на 12 проектов с цгосучастием.
Инвестпроцесс СКФО нащупал точку опоры
Основная цель настоящего исследования — уже пятого по счёту — выявить те крупнейшие проекты СКФО, которые на данном этапе мы можем назвать реальными. Методика традиционно предполагает жёсткие отборочные критерии — мы удаляли из списка проекты, по которым не могли удостовериться в наличии реального инвестора и идущей работы — даже если региональными властями этим проектам был присвоен статус «приоритетного». На выходе мы получаем близкую к реальности картину, изучая которую, можно понять, сколько вложений в экономику региона на данный момент не только заявлено, но и подтверждено реальными действиями.
Тенденция к сокращению количества проектов в нашем исследовании обнаружилась ещё в 2013 году, когда мы увидели сокращение на 12 проектов — всего их было 162 против 178 в 2013. В 2014-м все стадии отбора прошли уже 156 проектов. Сейчас мы сочли реальными 110 проектов. Серьёзный «минус» в 46 проектов сказался и на общем весе портфеля. В 2014 году он составлял 956,2 млрд рублей, в нынешнем — 810,4. Минимальный порог стоимости инвестпроекта, необходимой для участия в нашем исследовании, как и раньше, составил 300 млн рублей.
Однако если взглянуть на относительные цифры, можно обнаружить явный тренд. В самом деле, если количество проектов сократилось на 30%, то их «вес» в финансовом выражении — всего на 15%. А значит, инвестпроекты в СКФО демонстрируют тенденцию к укрупнению. Если взглянуть на децильную структуру нашего рэнкинга, мы обнаружим, что первые 11 инвестпроектов по объёму финансирования составляют 74,5% от общей суммы.
Обновляемость базы инвестпроектов оказалась на сей раз непривычно высокой — что логично, если принять во внимание трёхлетний перерыв. Лишь 10 проектов были представлены в предыдущем исследовании. Крупнейшие из них — из сферы химпрома и энергетики. Это проект создания завода по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения производственной мощностью 486 тысяч тонн в год Etana Pet I (он же — крупнейший промышленный проект в нынешнем рейтинге), а также два долгосрочных проекта «Русгидро» — строительство Зарамагской ГЭС-1 и модернизация каскада Кубанских ГЭС. А значит, драйвером инвестиционного процесса в СКФО являются новые крупные по объёмам инвестпроекты.
И, наконец, самое интересное. Среди крупнейших проектов нашего рэнкинга многие реализуются при участии государственных структур. Мы вычислили их долю, и оказалось, что всего лишь 11 инвестпроектов с госучастием настолько «увесисты», что приняли на себя более половины общей суммы инвестпортфеля — 56,2%. Для сравнения, в 2014 году таких проектов было почти вдвое больше (22), однако «удельный вес» их в общем портфеле составлял всего 32,5%. А значит, налицо тренд укрупнения таких инициатив — именно проекты с госучастием сейчас стали «точкой опоры» инвестиционного процесса в регионе. Шесть инвестпроектов из первой десятки нашего рэнкинга относятся как раз к таким — это, например, проект создания северокавказского медицинского кластера, ряд энергетических строек, проект создания ГМК на базе Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения и др. Мало того, вскоре к этой группе добавится, скорее всего, проект создания каспийского хаба.
Эти инициативы, реализуемые при участии государства, на наш взгляд, являются хорошей новостью для экономики СКФО. Ставка на поддержку инвестиционного процесса путём предоставления госгарантий под инвестиционные кредиты не сыграла должным образом — об этом говорит падение объёма инвестиций, осуществляемых частными компаниями региона. Государственные же инициативы не просто являются крупными инвестпроектами сами по себе, но, что не менее важно, стимулируют развитие бизнеса вокруг себя.
Новое поколение драйверов
Лидер нашего исследования 2014 года — проект строительства горно-рекреационного комплекса «Мамисон» стоимостью 147 млрд рублей — не выдержал испытания кризисом. Финансирование строительства инфраструктуры было официально остановлено, а правоохранительные органы интересуются судьбой денег, выделенных на строительство: Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении руководителя подрядной организации курорта, который был заподозрен в хищении 82 млн рублей из федерального бюджета. И хотя Минкавказа не отказывается от развития этого проекта в перспективе, на сегодня никакой определённости с его финансированием нет, поэтому из базы нашего исследования он выбыл.
Новый лидер инвестиционного процесса СКФО — проект создания инновационного медицинского кластера стоимостью в 160,1 млрд рублей. Изначально планировалось, что он будет реализован в Кавказских Минеральных Водах, но недавно стало известно о переносе. Теперь проект размещён на территории Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики.
Цель проекта — обеспечить полный цикл оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также повысить уровень медицинского образования с применением лучшего современного опыта. В рамках этого масштабного проекта будут созданы университетский центр, НИИ, технопарк, гостиницы, санатории, многопрофильные и специализированные клиники. Ожидается, что созданная инфраструктура позволит обеспечить качественной медицинской помощью как местное население, так и всех желающих из других регионов России и мира. Концепция медкластера согласована с Минздравом РФ и принята, поэтому, несмотря на то, что какие-то детали проекта всё ещё уточняются, мы нашли возможным счесть его реальным. Реализация проекта начнётся в III квартале.
Значение этого проекта для региона сложно переоценить. Во-первых, он сам по себе является крупным (его стоимость составляет более 20% общей суммы инвестиций в нашем рэнкинге). Но не только это важно — вокруг него уже рождаются проекты-спутники, которые направлены на работу в той же нише. Это, к примеру, производители медицинского и диагностического оборудования и фармкомпании. Некоторые из этих инвестпроектов были заявлены ещё задолго до того, как концепция медицинского кластера обрела осязаемость, и получили нечто вроде «второго дыхания» — очевидно, что теперь их продукция окажется ещё более востребованной, причём не абстрактно, где-то на просторах России, а здесь же, рядом, в СКФО.
Крупные проекты-спутники медкластера присутствуют и в нашем рэнкинге — это, например, проект строительства завода полного цикла по производству медицинского стекла первого гидролитического класса, применяемого при производстве ампул и флаконов для стерильных лекарственных средств в Карачаево-Черкесии, реализуемый ООО «Мегаполис» (стоимость — 9,8 млрд рублей), проект разработки и организации производства конусно-лучевого 3D-томографа и аппарата для глубокофокусной и близкофокусной терапии компании «Севкаврентген-Д» (Кабардино-Балкарская Республика, стоимость — 600 млн рублей) и проект организации производства трёхкомпонентных одноразовых шприцев в Прохладном мощностью 250 млн шприцев в год. Последний реализуется группой компаний в составе ООО «Группа СТК» и ОАО «Прохладненский завод полупроводниковых приборов» и стоит 505 млн рублей. В створ медкластера также хорошо вписывается проект создания клиники экспертной диагностики, системной коррекции и реабилитации им. Святителя Луки на Ставрополье (стоимость — 700 млн рублей).
Надо сказать, что в экономике СКФО намечается другой мощный драйвер, и не исключено, что будь он на момент проведения исследования более проработан — стал бы лидером рэнкинга. Речь идёт о проекте создания Каспийского транспортно-логистического хаба (подробнее о проекте см. «Перезагрузка российского Каспия», «Эксперт ЮГ», №2 за 2017 год). Ключевая его цель — переломив негативный вектор развития российского Каспия, сделать Россию ключевым игроком на Ближнем и Среднем Востоке. В центре концепции развития каспийского хаба — модернизация и привлечение дополнительных грузопотоков к трём основным отечественным каспийским портам — Астрахани, Оля и Махачкале, а также развитие портов в Дербенте и Каспийске. Наращивание грузовых мощностей связано с благоприятными прогнозами по росту грузооборота с соседним Ираном, который после снятия международных санкций показывает одни из самых высоких в мире темпов роста. Однако какой-то утверждённой финальной цифры по необходимому объёму инвестиций для реализации хаба пока нет, поэтому мы не можем включить его в рэнкинг. Однако уже в 2018 году расстановка сил в отраслевой структуре инвестиционного процесса СКФО имеет шансы радикально измениться.
Отраслевой портрет: туризм по-прежнему лидирует
Во-первых, надо отметить: появление в отраслевой структуре рэнкинга новой отрасли «Медицина», которая сразу взяла на себя пятую часть его совокупного веса, естественным образом повлияло на доли других отраслей — в сторону их снижения, конечно. Теперь найти отрасль, доля которой в инвестпортфеле растёт, становится не так-то просто. Однако таковые есть — это химпром, металлургия и энергетика.
В отраслевой структуре рэнкинга доля «Туризма и сервиса» хоть и уменьшилась с 2014 года — с 27,7% до 25% — но по-прежнему является самой крупной. И это несмотря на потерю «Мамисона». Лидером сектора стал более или менее успешно продвигающийся долгосрочный и многомиллиардный проект — строительство горнолыжного комплекса «Архыз» (160 млрд — это второй после медицинского кластера по масштабам участник рэнкинга). К горнолыжному же сектору относятся такие проекты, как строительство курорта «Ведучи» в Чеченской Республике (почти 12 млрд рублей), курорта «Армхи» в Ингушетии (6,3 млрд), туркомплекса с гостиницей в Куртатинском ущелье (1 млрд), а также реконструкция известного комплекса «Домбай» (1,23 млрд).
Драйвером роста доли сектора металлургии стал проект создания горно-металлургического комплекса на базе Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения в Кабардино-Балкарии (обозначенная стоимость — 14 млрд рублей). Слово «создание» здесь более уместно, чем «реконструкция» или «восстановление» — дело в том, что Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат (ТВМК), бывший в советское время одним из мировых лидеров сектора, после банкротства в 2001 году из-за потери оборонных заказов, в последующем был практически полностью разворован и разрушен, так что восстанавливать, по сути, нечего. Реализацией этого проекта займутся сразу несколько крупных отечественных компаний, среди которых АО «Корпорация развития Северного Кавказа», ГК «Ростех», АО «Компания “Вольфрам”», ОАО «Гидрометаллург». По замыслу разработчиков проекта, на базе месторождения к 2022 году создадут гидрометаллургический кластер, продукция которого будет иметь стратегическое значение для страны. Интересно, что этот проект едва не вошёл в базу исследования 2014 года. Но на тот момент он всё-таки был недостаточно проработан.
В этом же секторе реализуются и другие масштабные проекты, в числе которых — строительство горно-металлургического комбината на месторождении вольфрама Кти-Тебердинское (Карачаево-Черкесия) стоимостью 12 млрд рублей. Предполагается, что добыча вольфрама начнётся здесь в 2018-2019 г.г.
Химпром укрепил свои позиции в рэнкинге за счёт нескольких новых проектов (напомним, наиболее масштабный проект сектора — «Этана» — присутствовал и в предыдущем исследовании). Крупнейшие из них — проект строительства завода по производству магниевой продукции, фосфатно-магниевых и растворимых минеральных удобрений, который реализует на Ставрополье ООО «Альп» (2,3 млрд рублей), а также проект АО «Монокристалл» (входит в ГК «Энергомера»), предусматривающий разработку технологии и организацию производства кристаллов искусственного сапфира больших и сверхбольших диаметров, а также полированных пластин диаметром 6 дюймов для производства светодиодов, смартфонов и др. (стоимость — 1,2 млрд рублей).
Драйвером роста сектора энергетики стал проект строительства Грозненской ТЭС, который оценивается в 45,1 млрд рублей. Ожидается, что в результате его реализации будут сняты ограничения по перетокам из центральных районов в СКФО, а электроэнергия станет поставляться другим регионам. Проектная мощность новой станции по электроэнергии составит 440 МВт, а по тепловой энергии — 300 Гкал/ч.
Сектор АПК и пищёвки, занимающий третью позицию по доле в нашем рэнкинге, с 2014 года сократился как по объёму — со 135 до 105 млрд рублей, так и по количеству инвестпроектов — с 57 до 42 (тем не менее, по этому параметру он остаётся лидером). Самые крупные здесь — два тепличных комплекса на Ставрополье. Это проект ООО «Солнечный дар» стоимостью 29,2 млрд рублей, а также проект ООО «Агрокомплекс “Восточный”» за 5,9 млрд.
Растущий регион — это редкость
Нарастить свой инвестиционный портфель в абсолютных цифрах по сравнению с показателями 2014 года смогли лишь три региона СКФО — это Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Чеченская Республика.
В первую очередь обращает на себя внимание Карачаево-Черкесия, которая выросла практически более чем втрое — со 102 млрд рублей до 363 млрд, что дало возможность региону увеличить долю с 10,6% в 2014-м до 44,8% — а это первое место по «удельному весу». Показать такой результат региону помог перенос места реализации проекта медицинского кластера. Он же отобрал лидерство у Ставропольского края, который остался лидером по количеству реальных проектов, но сильно потерял как в общей их сумме (103,8 против 290,8 млрд рублей в 2014 году), так и в доле (12,8% против 30,4% ранее). Оставаться значительным участником инвестпроцесса СКФО региону помогают главным образом промышленные проекты — упоминавшийся выше ГМК на Кти-Тебердинском вольфрамовом месторождении, завод по производству медицинского стекла ООО «Мегаполис» и проект ООО АК «ДерВейс» по локализации производства автокомпонентов стоимостью 3,5 млрд.
Одним из драйверов инвестпроцесса Чечни, которая прибавила в сумме финансирования почти втрое, с 47,7 млрд в 2014 году до 140,7 млрд, выступает девелопмент. Крупнейший проект — «Башня Ахмат» в Грозном — стоит 66 млрд рублей; проект «Грозный Молл» также достаточно увесист — 6,6 млрд.
Крупнейшим фактором роста инвестиционных показателей Кабардино-Балкарии, которая с 68 млрд в 2014 году выросла до 94 млрд, стал уже упоминавшийся металлургический комплекс Тырныаузского месторождения.
Очень пессимистично выглядят показатели Дагестана — его доля в общем объёме сократилась с 19,4% в 2014 году до 2,84%. Здесь свою роль играет нестабильная политическая и социальная ситуация. Однако перспективы масштабного перелома наблюдаются уже сейчас — проект каспийского хаба будет реализован главным образом именно на этой территории.