Компания ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» («дочка» международного трейдера Louys Dreyfus Company (LDC), контролируется семейством Луи-Дрейфус) запустила в районе хутора Узяк Азовского района Ростовской области свой первый в России зерновой терминал мощностью перевалки 800 тысяч тонн в год. Сумма инвестиций в проект — порядка 2 млрд рублей. В перспективе его мощность увеличится до 1 млн тонн, а на этой же площадке может быть создано отдельное мукомольное производство.
Проект Louys Dreyfus Company был представлен на Петербургском инвестиционном форуме в 2015 году и вошёл в «губернаторскую сотню», находящуюся под особой опекой региональных властей.
Два терминала на Юге
LDC присутствует на зерновом рынке юга России с большим перерывом уже полтора века, и в настоящее время является одним из ведущих мировых трейдеров и покупателей южнороссийского зерна. По утверждению главы зерновой платформы компании Дэвида Оайона, ежегодно LDC отправляет на экспорт порядка 300–400 тысяч тонн. В настоящее время компания переваливает зерно в основном из глубоководных портов Чёрного моря (Туапсе, Новороссийск).
«Исторически Россия всегда играла особую роль для нашей группы, которая ведёт здесь свою деятельность с 1864 года, — отметила председатель совета директоров зернотрейдера Маргарита Луи-Дрейфус. — Выращивая более 100 миллионов тонн зерна в год, Россия сегодня является одним из ведущих мировых производителей и экспортёров пшеницы и ячменя. При этом потенциал дальнейшего роста производства огромен. Мы убеждены, что Россия останется доминирующим игроком на мировом сельскохозяйственном рынке, поэтому мы значительно укрепили своё присутствие здесь, инвестировав за последние 10 лет в несколько крупных зерновых активов».
Однако при наличии сети из 10 своих элеваторов в России (объединены в совместную с группой «Агрос» компанию ООО «РусЭлКо», имеющую ряд активов в ЮФО) собственных перевалочных мощностей у мирового оператора до сих пор не было, хотя компания регулярно входит в топ-5 основных экспортёров отечественного зерна.
Теперь же, с запуском Азовского терминала общей площадью 20 га, у LDC появились два причала для приёмки судов смешанного типа «река-море» дедвейтом не более 5 тысяч тонн и десять силосов для единовременного хранения 50 тысяч тонн зерна.
На Тамани, по словам генерального директора компании Гонсало Рамиреса Мартиарены, планируется совместно с российской группой ОТЭКО инвестировать «несколько сотен миллионов долларов» в проект зернового терминала, ориентированного на крупнотоннажные суда. «У нашей компании стратегический подход к закупкам зерна на экспорт, — пояснил г-н Мартиарена. — Мы решили сконцентрироваться на крупной сельскохозяйственной области по производству зерновых и построить терминалы в Азове и в Тамани. У терминала в Азове будет приоритет по малотоннажным судам и высококачественное оборудование по сортировке зерна, в Тамани — крупные обороты. Эти терминалы будут дополнять друг друга. Терминал в Азове уже стал реальностью, в Тамани сейчас ждём разрешения на строительство».
Наличие терминала в Азове позволит осуществлять погрузку северодонского зерна на малотоннажные суда класса «река-море», а глубоководный Таманский терминал будет обслуживать суда дедвейтом до 250 тысяч тонн, переваливая зерно задонских районов Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв.
По мнению топ-менеджера LDC, в среднесрочной перспективе основными зерновыми кладовыми растущего населения планеты станут Южная Америка (в первую очередь Бразилия) и страны Причерноморья. «Поэтому в ближайшем будущем мы будем инвестировать именно в эти регионы», — добавил Рамирес Мартиарена.
Выход международного трейдера на терминальный рынок России не случаен. Руководство Министерства сельского хозяйства РФ планирует в ближайшие годы нарастить зерновой экспорт до 48–49 млн тонн. Сама же LDC, имеющая устойчивые позиции в десятке крупнейших экспортёров зерна из России, намерена не упустить свою долю этого пирога.
Впрочем, по мнению вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, в настоящее время особого дефицита зерновых перевалочных мощностях в России нет — при уровне экспорта 30–31 млн тонн ныне действующие терминалы позволяют перевалить около 43 млн тонн зерна в год. «Однако расширение списка компаний, которые занимаются перевалкой, создаёт конкурентную среду, которая может привести к снижению цены на услуги терминалов. К тому же у нас есть некоторые проблемы с глубокой водой, где хотелось бы иметь больше мощностей. А здесь появляется возможность судами “река-море” доставлять дополнительные объёмы на рейдовую перевалку», — добавил г-н Корбут.
Мельница как перспектива
В этих условиях логичным для инвестора представляется трейдинг не только зерновых, но и более высокомаржинальных продуктов из того же зерна. К примеру, муки, которая в последние десятилетия почти полностью отдана на откуп Турции, превратившейся фактически в «мельницу Евросоюза». Давид Оайон на вопрос «Эксперта ЮГ» заметил, что в настоящее время руководство его компании как раз изучает вопрос строительства на площадке Азовского терминала собственной мельницы. Значительная территория терминала вполне позволяет наладить здесь и мукомольное производство.
Если цены на пшеницу 3 класса на конец апреля 2017 года в хозяйствах Ростовской области и Краснодарского края колебались в границах 8-9 тысяч рублей за тонну (без НДС), то цены на муку высшего сорта из неё, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, доходили до 18,5-19,5 тысячи рублей за тонну.
Согласно информации Международного совета по зерну, мировой экспорт муки в зерновом эквиваленте в прошлом сельхозгоду составил порядка 13,5 млн тонн. В этом «каравае» доля России была чуть более 110 тысяч тонн — то есть на уровне статпогрешности. При этом, по оценкам экспертов ИКАР, в последние 4 года производство муки в России достаточно стабильно и находится на уровне 9,6–9,8 млн тонн в год.
«Казахстан, ввозивший до 1992 года треть потребляемой муки из России, с 2000 года так выстроил своё производство и переработку зерна, что до 50 процентов выпускаемой муки стал экспортировать, — рассказывает вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Александр Бедарев. — Этот феномен не мог произойти без поддержки государства с опорой на инициативный частный бизнес, и достоин изучения. От этого выиграли все: государство, общество и бизнес. Казахстан является основным поставщиком муки в страны Средней Азии, вытеснив Россию с её традиционных рынков сбыта. Казахстан в 2009 году совместно с Китаем построил железнодорожную линию с выходом к Индийскому океану, а в 2014 году совместно с Туркменией и Ираном — железнодорожную линию до Ирана, открыв себе, в обход России, прямой бесперевалочный путь в страны Среднего и Ближнего Востока, а также на север Африки».
«Модернизация и расширение мощностей мукомольного производства в ближайшие годы станут одной из приоритетных задач Минсельхоза, — сообщил “Эксперту ЮГ” заместитель федерального министра Евгений Громыко. — В настоящее время существующие мукомольные предприятия загружены всего на 35 процентов, а многие устаревшие уже закрыты. Хотя экспортные перспективы у нас огромны — это прежде всего рынки Ирана, Индии, Шри-Ланки, Бангладеш и другие».