Южная «газель» — исчезающий вид?

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
29 мая 2017, 00:00

За год количество крупных и средних южнороссийских компаний, способных показывать «газельную» динамику развития, сократилось более чем в 4 раза — это худший результат за всю историю наблюдений. Это повод для регионов обратить внимание на такой показатель эффективности своей работы, как количество быстрорастущих компаний

Читайте Monocle.ru в

Результаты нынешнего исследования быстрорастущего бизнеса юга России иначе как обескураживающими назвать сложно. Год назад «Эксперт ЮГ» сетовал на сокращение рэнкинга компаний-«газелей» до 46 против 86. Но теперь их осталось 33 — и это при том, что на этот раз мы брали в расчёт и предприятия малого бизнеса, чего раньше не делали. Если бы мы не расширили рамки исследования, в рэнкинге южнороссийских компаний-«газелей» было бы всего 18 позиций.

Компании, которые демонстрируют на протяжении продолжительного времени темпы роста не менее 30% ежегодно, в экономике называют «газелями». Их мало, но они — ценный для региональной экономики актив. Их выявление и анализ происходящего с этой группой демонстрируют, что происходит с бизнесом, в каких секторах он наиболее интенсивно развивается. Если говорить о главных выводах исследования — рэнкинг наглядно показывает, что главным драйвером роста южной экономики остаётся АПК. Причём на сегодняшний день у этой отрасли даже нет серьёзных конкурентов. Показательно то, что все компании крупного бизнеса, оказавшиеся в списке, представляют по сути одну отрасль.

 024_expertjug04.jpg

Историческим событием этого рэнкинга является выпадение из него компании «Тандер» (сеть «Магнит). Эта компания много лет была символом — она лучше всех демонстрировала потенциал компаний-«газелей». К примеру, в 2008 году выручка «Магнита» составляла ещё 129,5 млрд рублей, но все эти годы темпы роста превышали 30%. По итогам 2015 года в абсолютных показателях компания перешагнула порог в 1 трлн рублей выручки — и это стал первый год, когда относительный её рост составил «всего» 24% — в результате компания выбыла из рэнкинга. Как следствие, совокупная выручка южнороссийских компаний-«газелей» сразу уменьшилась более чем на порядок — с 929 млрд рублей до нынешних 75,81 млрд.

Это и все, кто шевелится

В период 2008–2012 годов количество компаний-«газелей» на юге России выросло на треть, и 2013 год принёс рэнкингу ещё 9 позиций. Прошлый рэнкинг обнаружил значительный спад — по итогам 2014 года в списке оказалось на четверть меньше предприятий, чем в самом первом рэнкинге «Эксперта ЮГ», где их было 59 (см. график 1). И вот — новый антирекорд, 33 компании. Пожалуй, даже слово «сокращение» выглядит слишком мягким в оценке того, что произошло со списком «газелей».

Однако 33 — ещё слишком оптимистичная цифра. Дело в том, что если бы мы применили те критерии отбора, которые использовались в подобных исследованиях ранее, компаний осталось бы всего 19. Да, именно такое количество фирм могут похвастаться выручкой более 400 млн рублей в год. Но и это ещё не всё — нужно принять во внимание, что эта планка применялась с целью отсечь малый бизнес, оставив предметом исследования лишь средние и крупные компании. Однако 25 июля 2015 года вступили в силу новые правила ранжирования компаний — теперь малыми считаются предприятия с выручкой до 800 млн рублей в год (если, конечно, численность персонала позволяет). Этот шаг правительства вполне понятен — так больше предприятий смогут воспользоваться льготами и программами поддержки МСП. Но на результатах исследования это сказалось отрицательно — теперь средних и крупных компаний в нашем рэнкинге всего 10. На все ЮФО и СКФО.

Эта беспощадная картина заставила нас расширить базу исследования в сторону малого бизнеса, установив нижнюю планку выручки по итогам 2015 года в 200 млн рублей. Совсем рядом — на уровне 120 млн рублей — пролегает граница микробизнеса, от которой мы решили немного дистанцироваться, чтобы снизить влияние «эффекта низкой базы». Эта перемена в методологии работы — включение малого бизнеса — дала когорте «газелей» 23 компании. Кстати, если бы мы установили входной порог на уровне 120 млн рублей, рэнкинг получил бы всего лишь два новых предприятия — это тоже знаковый показатель. Значит, с «газельным» ростом сейчас трудности не только у средних и крупных игроков.

Характерная черта настоящего рэнкинга — то, что компании, оставшиеся в нём с прошлого года, можно пересчитать по пальцам одной руки. Их всего 5. В прошлом году из 86 компаний-«газелей» предыдущего периода в рэнкинг попали 16, и этот факт был отмечен как выдающийся. Это красноречиво говорит о том, что кризис всё-таки сумел затормозить рост тех компаний, которые ещё вчера двигали экономику Юга вперёд на всех парах.

АПК остаётся главным драйвером

В нынешнем рэнкинге всего четыре представителя крупного бизнеса — с выручкой более 2 млрд рублей. И весьма красноречив тот факт, что все эти компании связаны со сферой АПК и перерабатывающей промышленности.

Самый крупный участник нынешнего рэнкинга — компания ТД «РИФ» Петра Ходыкина. Формально компания занимается оптовой торговлей, но мы знаем, что это крупнейший на сегодняшний день экспортёр сельскохозяйственной продукции в России. Это действительно яркий пример бурного роста: за 2015 год компания выросла с 16,1 сразу до 49,9 млрд рублей. «РИФ» стал явлением не только на региональном, но и на федеральном уровне. Компания показывает такую динамику, работая в тесной связке с другим предприятием, которое также контролируется Петром Ходыкиным, — речь о компании «Промэкспедиция», управляющей крупнейшим зерновым терминалом по перевалке в устье Дона (под Азовом) с мощностью единовременного хранения 108 тысяч тонн.

 025_expertjug04.jpg

Более уверенно в этом году обозначились позиции другого лидера, также представляющего АПК, — «Агрокомплекса им. Н. И. Ткачёва». Эта компания уже в прошлом году была номером два по масштабу в рэнкинге южных «газелей», а в 2015 году предприятие увеличило выручку более чем на 45% — до 38,7 млрд рублей. Это был год, когда «Агрокомплекс» быстро прирастал активами — летом 2015 года были приобретены два крупных сельхозпредприятия — ПАО «Зерносовхоз “Кущёвский”» и ЗАО «Кущёвское». В сентябре того же года стало известно, что близкая к семье Ткачёвых компания «Кубанский бекон» приобретает новейший мясокомбинат в Адыгее. А в ноябре уже сам «Кубанский бекон» начал вхождение в структуру «Агрокомплекса имени Н. И. Ткачёва».

Компания «Мегамикс» (интервью с руководителем мы публиковали в № 11 «Эксперта ЮГ» за 2016 год), третья по объёму выручки «газель», в прошлом году впервые оказалась в списке крупнейших компаний ЮФО. За без малого 18 лет предприятие продемонстрировало развитие от простого производства премиксов масштаба частного кооператива, работающего для нескольких небольших птицефабрик, до одного из крупнейших игроков в стране, занимающего примерно 22% отечественного рынка. Это — пример идеальной «газели», которая показывает, как можно войти в крупный бизнес практически с нуля.

Четвёртый крупный игрок в рэнкинге — АО «Зерновой терминал “КСК”». Один из крупнейших черноморских зерновых терминалов, стивидорный актив группы компаний «Дело», оказался ещё и абсолютным лидером нашего рэнкинга по прибыльности бизнеса — компания в 2015 году заработала 2,1 млрд рублей. Это гораздо больше, чем у лидера рэнкинга — чистая прибыль ТД «РИФ» в 2015 году составила скромные, если сравнивать с выручкой, 104,5 млн рублей.

Отрасль АПК и пищепрома является вместе с тем и самой представительной в рэнкинге по количеству участников — это 11 предприятий, совокупная выручка которых за 2015 год составила 49,9 млрд рублей, или 43,6% от общей. Мало того, из семи предприятий, представляющих сектор оптовой торговли, шесть так или иначе тоже связаны с АПК и пищепромом — торгуют либо сельхозпродукцией и пищёвкой, либо сельхозтехникой. Плюс три из пяти логистических и транспортных предприятий рэнкинга тоже заняты в транспортировке сельхозпродукции. В сумме получается 19 компаний — это больше половины рэнкинга. Интересно, что среди сельхозпредприятий две компании представляют АФГ «Националь», крупнейшего производителя риса в стране. Также более чем одной «дочкой» представлен агрохолдинг «Степь».

Беспорядочные точки роста

Положение промышленных предприятий в рэнкинге с прошлого года ухудшилось — их доля в совокупной выручке составила 2,4% (это 2,86 млрд рублей) против 6% ранее. Всего 5 предприятий можно отнести к этой категории. Среди них — уже принимавшая участие в прошлогоднем рэнкинге «газелей» компания «Промед», производитель лекарственных препаратов из Ростовской области. Традицию присутствия в рэнкинге инжиниринговых компаний, начатую в прошедшем году компанией «Ингениум», ростовским проектировщиком и производителем холодильного оборудования, теперь поддержала волгоградская «ВМЗ Инжиниринг», которая разрабатывает и производит разнообразное оборудование для нефтегазодобычи.

Из компаний прочих сфер деятельности можно выделить уже знакомую по рэнкингу прошлого года «Ломбард Южный Экспресс» (ООО «ЛЮЭ») — это компания, из единственного ломбарда в Новочеркасске (Ростовская область) превратившаяся в федеральную сеть «Союз ломбардов». Другой интересный участник, появиться которому помогло снижение порога вхождения в рэнкинг — ЗАО «Патриот-Сервис», управляющее жилыми объектами, построенными ГК «Патриот» в Ростове-на-Дону. А сама строительная отрасль представлена лишь одной «Краснодарстройгрупп», которая также появилась в рэнкинге благодаря смягчению критериев отбора.

 026_expertjug04.jpg

Взгляд на такой интересный аспект, как прибыльность южных «газелей», обнаруживает серьёзную диспропорцию: оказывается, что первые четыре компании (относящиеся к сегменту крупных предприятий) получили за 2015 год чистой прибыли больше, чем все остальные компании в рэнкинге, вместе взятые — 9 млрд рублей. Остальные в совокупности заработали чуть больше 2 млрд. Убыточными оказались лишь две компании.

Сюрпризы преподносит региональный срез рэнкинга. В связи с выбытием «Тандера» и перемещением ТД «РИФ» на первую позицию Ростовская область заняла 45% общего «веса» рэнкинга при 11 участниках от территории. На втором месте с небольшим отставанием Краснодарский край — 43,5% и 12 «газелей». На третьем и четвёртом местах — Волгоградская область (8,8%, 4 «газели») и Ставропольский край (1,4%, 2 компании). В рэнкинге представлены ещё только три региона — Карачаево-Черкесия, Астраханская область и Адыгея, каждый из них — лишь одной компанией. Остальные восемь территорий юга России из пятнадцати на сегодняшний день не имеют компаний, демонстрирующих «газельные» темпы роста.

По умолчанию принято считать, что рост компаний — исключительно вопрос их собственных предпринимательских компетенций. Это в существенной степени так. Но сейчас, когда проблема способности компаний к органическому росту обострилась как никогда за последние десять лет, нелишне было бы подумать о том, как на уровне региона могут быть созданы условия для роста. А также о том, как должна выглядеть региональная экосистема, помогающая развивающемуся бизнесу. Об этом стоило бы подумать уже потому, что каждый регион заинтересован в том, чтобы состав его крупного бизнеса постоянно пополнялся — не только за счёт приглашённых в регион инвесторов. Для этого нужно заниматься отбором и поощрением лидеров на самых ранних этапах. Как это делать, какую инфраструктуру для этого создавать — отдельный разговор. Но пока надо констатировать — этим не умеют заниматься даже Ростовская область и Краснодарский край — бессменные лидеры рэнкинга южных «газелей». Пока мы видим, что «газелей» на Юге выращивает исключительно «невидимая рука» рынка. Тогда как во всём развитом мире выращивание предпринимателей и новых бизнесов — огромная индустрия, в которую вовлечены власти, университеты, институты развития и т.д. Исключительно плохой результат в сфере динамики бизнеса, который юг России получил в этом году, подсказывает, что пора бы начать создавать у себя хотя бы элементы экосистемы, способствующей органическому росту компаний.