Министерство сельского хозяйства России пообещало аграриям сохранить ограничения на ввоз турецких томатов ещё как минимум на три года. По замыслу главы ведомства Александра Ткачёва, это должно позволить нарастить выпуск овощей закрытого грунта с нынешних 800 тысяч тонн до 1,3 млн тонн в год, что во многом закроет потребности страны в этом сегменте АПК. Новость призвана обнадёжить инвесторов, только за последние три года вложивших в реализацию многочисленных проектов по строительству на юге России тепличных комплексов 150 млрд рублей, но неоднократно высказывавших опасения по поводу защиты собственного рынка от конкуренции с дешёвой импортной продукцией. Однако для скорейшего выхода на самоокупаемость им необходимы дополнительные меры господдержки. Прежде всего — льготы по энерготарифам для своих крайне энергоёмких производств.
Турецкая пауза даёт пространство для роста
В ходе майской встречи президентов России Владимира Путина и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стороны согласовали важнейший для отечественных инвесторов вопрос о сохранении ограничений по импорту турецких томатов. В июне на ПМЭФ-2017 Александр Ткачёв уточнил, что эмбарго на ввоз турецких овощей продлится ещё как минимум три года. «Три года для развития внутренней отрасли производства томатов будут решающими, нужно серьёзно прирасти. Мы уже в два раза снизили импорт томатов и производим у себя в стране 800 тысяч тонн. Нам нужно ещё примерно полмиллиона тонн — это, как я говорил, три-пять лет, в зависимости от конъюнктуры рынка, внутреннего спроса», — пояснил он.
То есть до 2020 года у российских бизнесменов, вложившихся или намеревающихся инвестировать в строительство тепличных хозяйств, будет фора перед некогда основным поставщиком на наш рынок томатов (50% всего импорта). Новость крайне важная, так как, по данным Союза производителей плодов и овощей, с 2012 года в развитие этого сегмента рынка инвестировано порядка 150 млрд рублей. А в ближайшие два года заявлены ещё 15 проектов на 100 млрд рублей (500 га теплиц).
Если учесть, что при выгодной конъюнктуре в среднем окупаемость тепличных проектов составляет от четырёх до шести лет, то российские производители могут не только закрепиться на рынке в освободившейся нише, но и во многом вернуть вложенные средства.
По оценкам аналитиков ФИНАМ, объём российского рынка овощей защищённого грунта сегодня составляет около 1,9 млн тонн. Из них наиболее перспективными для развития считаются сегменты огурцов и помидоров, так как их сложно и дорого завозить из-за рубежа, тем более на фоне продовольственных санкций и слабого рубля.
По подсчётам компании «АБ-Центр», в 2016 году в России вырастили порядка 270 тысяч тонн томатов (в 2015 году — около 220 тысяч тонн), а импортировали — около 480 тысяч тонн (в 2015 году — до 700 тысяч тонн). Всего же в сегменте защищённого грунта выращено, по разным данным, от 655 тысяч (оценка ФИНАМ) до 800 тысяч (оценка Александра Ткачёва) тонн огурцов и томатов. Аналитики прогнозируют рост этого сегмента в ближайшие три года как минимум на треть при должном объёме господдержки и сохранении благоприятных внешних факторов.
По мнению замдиректора департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Дениса Паспекова, в нынешнем году вполне реально ввести в эксплуатацию 130−150 га комплексов (160 га было введено в 2016 году). Хотя этот прогноз и отстаёт от плановых показателей, утверждённых госпрограммой продовольственной безопасности. Согласно документу, в 2016 году площади теплиц должны были увеличиться почти на 260 га, в этом году — на 263 га. При этом аналитики уверены, что для достижения реального импортозамещения необходимо вводить в эксплуатацию ежегодно не менее 300 га теплиц. «Потолка мы достигнем ещё очень нескоро, — полагает г-н Паспеков. — Для покрытия наших потребностей в овощах закрытого грунта к 2020 году дополнительно необходимо запустить ещё две тысячи гекатров теплиц».
С досвечиванием и без: плюсы географии
Действительно, расти есть куда. Согласно научно обоснованной норме, каждый житель России должен потреблять порядка 140 кг различных овощей в год, в том числе тепличных овощей — 15 кг. Однако, к примеру, в Ростовской области сегодня производится не более 5,7 кг тепличных овощей в год на одного жителя. Доля же производства овощей закрытого грунта собственного производства не превышает 38% от потребности. Как пояснили «Эксперту ЮГ» в региональном минсельхозпроде, достичь необходимого объёма производства можно только за счёт строительства, дополнительно к существующим мощностям, не менее 100 га современных тепличных комплексов.
Сегодня в области планируется реализация ряда проектов по строительству крупных тепличных комплексов в Тарасовском, Октябрьском, Песчанокопском районах. До конца 2017 года будет реализован проект по строительству ТК ООО «Донская усадьба» в Тарасовском районе площадью 19,8 га и общим объёмом производства 14 тысяч тонн овощей в год (сумма инвестиций — 5 млрд рублей). Его выход на полную мощность намечен как раз к исходу «турецкой паузы» — до конца 2020 года.
Кроме того, в ближайшие три года в Ростовской области планируется завершить ещё два проекта: ООО «ТК Кировский» и ООО «ТК Семикаракорский». В донском правительстве уверены, что это позволит увеличить выпуск овощей в регионе на 54 тысячи тонн в год.
По сведениям финансового директора ООО «Овощи Краснодарского края» Алексея Коновалова, в Краснодарском крае в ближайшее время начнётся строительство новых теплиц ТК «Зелёная линия» (входит в группу Сергея Галицкого «Тандер») — от 40 до 60 га, для выращивания томатов. Также в регионе готовятся два проекта общей площадью до 50 га с использованием светокультуры. Уже сегодня «Зелёная линия» производит на 83 га порядка 30 тысяч тонн овощей в год, а доведение общей площади своих тепличных хозяйств до 147,2 га (сумма инвестиций 10 млрд рублей) позволит «Тандеру» стать видным экспортёром овощей за пределы Краснодарского края.
По мнению г-на Коновалова, как раз промышленные теплицы, использующие в технологии производства искусственное досвечивание (светокультуру), «позволяют получать овощную продукцию в межсезонье. То есть осенью, зимой, весной, — что делает данное производство эффективным, так как в этот период наиболее высокие цены на рынке и в целом рынок испытывает дефицит. Это позволяет по двум основным культурам (огурец и томат) получать наилучшие производственные и финансовые результаты».
Впрочем, не всегда искусственное досвечивание так уж нужно южнороссийским теплицам. К примеру, крупнейший в России ТК — «Агрокомбинат “Южный”» в Абазинском районе Карачаево-Черкесии (144 га, порядка 40 тысяч тонн томатов и огурцов в год, владелец — АФК «Система») — работает в географических условиях, вполне сопоставимых с турецкими, из-за чего себестоимость производства их овощей гораздо ниже, чем в среднем по России.
«У нас, в Карачаево-Черкесии, примерно такая же освещённость, как в Турции. Там светокультура практически не нужна, — лишь на два месяца в году, всё остальное время можно выращивать овощи при естественном освещении», — считает генеральный директор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.
Покупка в 2016 году у «ВТБ капитал» крупнейшего тепличного комплекса, кстати, уже позволила «Системе» приобрести устойчивые позиции в ритейле, так как «Южный» являлся многолетним поставщиком таких знаковых сетей, как «Ашан», Metro Cash&Carry, «Перекрёсток», «Гиперглобус» и др. А помощь государства в «устранении» основного конкурента (Турции) позволит вытеснить его и с рынка макрорегиона.
Из чего построить инновации
Сегодня тепличный сегмент АПК принято разделять на три части: промышленные теплицы, использующие в технологии производства искусственное досвечивание, промышленные теплицы без досвечивания и фермерские теплицы. Наиболее перспективными считаются первый и третий сегменты. Искусственное досвечивание затратно, но и более рентабельно, так как позволяет удвоить урожайность. Зато фермерское тепличное хозяйство, по уверению Алексея Коновалова, «позволяет расширить ассортимент выращиваемой продукции и повысить качественные и вкусовые её характеристики. То есть если промышленные теплицы ориентируются на вал, то фермерские могут ориентироваться на качество и ассортимент — перец, баклажан, кабачок, зеленные культуры и другие овощи и ягоды, так как урожайность там ниже».
Однако старые технологии уже не позволяют развивать урожайность в ТК. Сегодня перед инвесторами стоит вопрос либо об экономии при строительстве комплексов по старым технологиям при низких урожаях, либо о вложении дополнительных средств в инновации с ожидаемой высокой отдачей. Если в настоящее время на одном квадратном метре теплиц выращивается в среднем порядка 70 кг огурцов и 55 кг томатов в теплицах второго-третьего поколения, то использование инновационных технологий в ТК позволяет довести эти цифры как минимум до 150 и 90 кг соответственно.
Эксперты оценивают стоимость строительства 1 га инновационной теплицы 4-го поколения, в активе которой технологичность, высокая герметизация, автоматизация, меньшая энергоёмкость и другие преимущества, в 2,5–3 млн евро (150–180 млн рублей). Многое здесь зависит от выбора конструкционных материалов. Например, осветительных приборов новейших разработок, теплогенераторов, энергосберегающих технологий, изоляционных материалов и пр. К примеру, применение импортозамещающего субстрата из каменной ваты отечественного производства позволяет работать по малообъёмной гидропонной технологии и увеличить урожайность на 30-50%. «Многие российские тепличные хозяйства вынуждены покупать субстрат за рубежом: отечественные предприятия не выпускают его в необходимом количестве. В 2007-2009 годы импорт превышал 80 процентов от общего объёма, — говорит руководитель направления “Агро” корпорации “ТехноНИКОЛЬ” Анатолий Зайцев. — Спрос на субстраты увеличивается вместе с территорией теплиц. По оценкам внешних экспертов, к началу 2017 года площадь теплиц в РФ составляла 3,3 тысячи гектаров, из них 2,3 тысячи гектаров — теплицы с субстратом. На долю минераловатного субстрата приходится 43 процента площадей всех теплиц».
Сейчас компания «ТехноНИКОЛЬ» устанавливает в Рязани новую линию для автоматической нарезки гидропоники и рассчитывает увеличить производство в два раза, до 125 тысяч кубометров субстрата.
Поддержка упёрлась в тарифный вопрос
Но, тем не менее, инвесторам в теплицы сегодня не обойтись без дополнительных мер поддержки со стороны федеральных и региональных властей. Если уж правительство «втянуло» их в импортозамещающие проекты, было бы логично поддержать бизнес преференциями. В настоящее время господдержка федеральных и региональных властей включает в себя механизмы субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам (в АПК), помощь в подведении дорожной инфраструктуры и подключении инженерных сетей. Но прежде всего инвесторов интересуют преференции в ключевом для «тепличников» вопросе — о льготном энерготарифе для энергоёмкого производства. Как раз для территориальных сетевых организаций тариф утверждают региональные власти, которые и могли бы помочь.
Как пояснили «Эксперту ЮГ» в минсельхозпроде Ростовской области, губернатор Василий Голубев уже дал конкретные поручения по организации работы по снижению энерготарифов. Цель — сделать так, чтобы в конечном итоге все промышленные предприятия Ростовской области имели возможность работать по тарифам, как минимум не более высоким, чем в соседних регионах. «Доля сетевой составляющей в общей структуре тарифа на электроэнергию — около 60 процентов. То есть она самая большая. Растёт тариф на передачу — растёт и общий тариф. При этом “коридор” роста тарифа на передачу — максимально и минимально допустимый процент — устанавливает ФАС России. Таким образом, у региональной службы по тарифам есть возможность для манёвра. На 2017 год губернатором было поручено установить единый тариф на передачу электроэнергии с применением нижней минимально допустимой планки, установленной ФАС России», — рассказали в пресс-службе министерства.
«По моему мнению, не должно быть льготных тарифов, а должно быть льготное подключение к сетям, которое позволяет получать электроэнергию или газ по минимальной цене, например от сетей ФСК, — уверен Алексей Коновалов. — Я полагаю, сейчас всем тепличникам нужно задуматься о повышении эффективности производства, повышении качества продукции и налаживании каналов сбыта, так как основной проблемой в ближайшее время будет не импорт, а растущая внутренняя конкуренция».
«Более массовому осуществлению проектов по импортозамещению объективно мешает слабая поддержка небольшого бизнеса в сельском хозяйстве, — считает директор представительствп АО “ФИНАМ” в Краснодаре Дмитрий Виноградов. — Судя по всему, сложившаяся ситуация характерна для всех регионов ЮФО с развитым фермерским и подсобным сельским хозяйством и обусловлена сочетанием нескольких факторов. С одной стороны, явно сказывается недостаточное информирование начинающих фермеров со стороны органов власти. Вероятно, для активизации развития крестьянско-фермерского хозяйства, помимо предоставления грантов, необходима более мощная информационная поддержка. В том числе с использованием ресурса местных СМИ. С другой стороны, помимо несомненно нужных программ господдержки, требуется стабильный экономический рост в регионе, стабильность на финансовом и, в частности, валютном рынках. Без этого работа в данном секторе экономики может показаться начинающим небольшим крестьянско-фермерским хозяйствам слишком рискованной даже с учётом масштабной господдержки».
Впрочем, «тепличникам» нужно решить ещё одну важную задачу — наладить систему сбыта готовой продукции. К примеру, в Евросоюзе производители не занимаются фасовкой, упаковкой и реализацией своей продукции. Всё это делается в специальных логистических комплексах. В России пока подобной системы закупок нет, и каждый производитель сам должен озаботиться тем, как расфасовать и продать. Договариваться об этом с каждым ритейлером приходится индивидуально, что далеко не всегда просто.
Сами производители уже давно высказывают идею кооперации и строительства собственных логистических центров, которые дали бы возможность не только ТК, но и КФХ привозить сюда свою продукцию и заниматься фасовкой. Это резко увеличило бы их конкурентные преимущества перед привлекательно упакованной и фасованной продукцией из-за рубежа.