Остановленный в 2013 году из-за падения мировых цен на алюминий (с 2,2 до 1,8 тысячи долларов за тонну) по своему профильному производству (электролизеры, сплавы, алюминиевые порошки, пудры, пасты и др.) ВгАЗ частично возобновил работу через год. На предприятии было налажено производство прокатного алюминия, встал вопрос о возобновлении выпуска обожжённых анодов. Последние годы руководство РУСАЛа на фоне возобновления ценового роста искало возможность наладить работу в законсервированных цехах, найти новую нишу для выпуска алюминиевых изделий на ВгАЗе. И нашло, судя по всему — ожидается, что на базе ВгАЗ будет сформирована «технологическая долина», в состав которой войдут предприятия по выпуску металлической продукции высоких переделов, строительных материалов, автокомпонентов, сооружений и конструкций на базе алюминиевого профиля.
Эксперты полагают, что ВгАЗ проигрывает конкуренцию своим сибирским коллегам как раз из-за географического положения — основные алюминиевые активы РУСАЛа сосредоточены в Красноярском крае и Иркутской области, откуда рукой подать до КНР и недалеко до портов Дальнего Востока с отгрузкой в США. Удалённость от рынков сбыта при растущем тарифе на электроэнергию делала завод неконкурентоспособным.
«В условиях удалённости волгоградского предприятия РУСАЛа от основных внешних рынков Китая и США имеет смысл сосредоточиться как раз на выпуске продукции высокого передела, — заметил “Эксперту ЮГ” аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. — Менеджменту компании логичнее вложиться в производство продукции быстрорастущего сегмента — автопрома, алюминиевой фольги, упаковки и т.п.».
Сегодня с региональными властями достигнута договорённость о перезапуске электролизных мощностей, выпуске обожжённых анодов и реконструкции производства алюминиевых пигментов.
«Мы долго занимались этой важной для нас темой, мы вышли на определённые соглашения, и буквально со дня на день предприятие будет запущено, — пообещал ещё в марте губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. — Объём инвестиций только по одному из предприятий — порядка семи миллиардов рублей».
Как уточнили в пресс-службе РУСАЛа, в производство первичного алюминия и полуфабрикатов на ВгАЗе к 2018 году будет инвестировано порядка 9,6 млрд рублей, в производство продукции высоких переделов на территории долины — ещё около 2,7 млрд рублей.
«В последнее время алюминиевый завод был практически законсервирован, а теперь ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, — рассказал руководитель Торгово-промышленной палаты региона Вадим Ткаченко. — Обожжённые аноды, которые начнут производить здесь, — это первый подобный опыт в нашей стране, раньше их завозили из-за рубежа. Решающую роль в таком успехе, считаю, сыграло руководство региона, которому удалось добиться снижения тарифов на электроэнергию». Последнее особенно актуально, ибо одной из причин остановки производства в 2013 году явились как раз высокие цены на электроэнергию.
На базе предприятия планируется также создать так называемую «технологическую долину» — производственный кластер, в который войдут как металлургические заводы, так и заводы по выпуску строительных материалов, автокомпонентов, сооружений и конструкций на базе алюминиевого профиля. В кластере должны быть созданы порядка 2–3 тысяч рабочих мест.
Концепция проекта Волгоградской технологической долины — создание новых перерабатывающих производств в непосредственной близости от производителя первичного алюминия с возможностью прямых поставок жидкого металла.
«Высокий интерес к созданию ещё одной технологической долины говорит о перспективности развития новых перерабатывающих производств именно в этом формате. Открытие производств в Волгоградской технологической долине будет способствовать росту налоговых отчислений и социально-экономическому развитию региона», — отметил генеральный директор РУСАЛа Владислав Соловьёв.
«У алюминиевого завода всегда был отличный кадровый состав, с квалифицированными специалистами проблем возникнуть не должно. К тому же рядом расположена Волжская ГЭС, а для такого энергоёмкого производства это чрезвычайно важно», — считает финансовый аналитик Карен Туманянц.
В нынешнем году на мировом рынке наблюдается существенный рост цен на первичный алюминий — с 1,732 до 1,949 тысячи долларов за тонну (по сравнению с концом 2016 года). Отраслевые эксперты объясняют рост цен в первую очередь развитием автомобильной индустрии (в среднем на 5,5% ежегодно) и сокращением складских запасов на Лондонской бирже металлов (на LME они сегодня оцениваются ниже 1,5 млн тонн).
«Предложение отстаёт от спроса, и мы видим растущий на глобальном рынке дефицит, прогнозируем его до миллиона тонн до конца этого года, — считает Владислав Соловьёв. — В прошлом году мы оценивали его от 400 до 600 тысяч тонн. Поэтому наш прогноз — до конца года будет устойчиво держаться цена от 1,9 до 2 тысяч долларов за тонну».
Рост цен на сырьё и растущий мировой рынок автопрома сделают продукцию будущей «технологической долины» достаточно востребованной. Особенно на близком рынке Евросоюза.