Малый и средний бизнес юга России последние два года находится в состоянии устойчивого роста, вызванного сочетанием сразу нескольких факторов. Во-первых, относительно дешёвыми деньгами, которые он получил за это время в рамках правительственных программам кредитования МСБ. Во-вторых, созданной в регионах инфраструктурой поддержки, включающей как налоговые льготы, так и возможность предоставления кредитов по низким ставкам через специально созданные региональные фонды. В-третьих, предприятия МСБ первыми отреагировали на тренд по импортозамещению, открыв для себя новое и неосвоенное поле деятельности, особенно в сфере АПК. Впрочем, дальнейший рост сектора может ограничить дефицит качественных заёмщиков, считают аналитики.
Начало бурного роста
По статистике Банка России, объём кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в ЮФО и СКФО, растёт на протяжении двух последних лет. Например, по данным на 1 июля 2017 года в Южном округе он составил более 31% (291,5 млрд рублей), а на Северном Кавказе — 1,4% (55,7 млрд рублей). В 2015 году объём кредитования сектора МСБ «просел» на 17% в ЮФО и на 6% в СКФО.
«Рост кредитования МСБ во многом зависит от состояния экономики, а также наличия программ господдержки», — говорит директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка Андрей Возмилов. По его словам, такие программы позволяют малому и среднему бизнесу получать финансирование под невысокую ставку. К факторам, способствующим росту кредитования, относятся и другие виды госсубсидий: послабления и льготы для бизнеса, в том числе «налоговые каникулы», снижение стоимости риска.
Финансовый кризис 2014–2015 годов серьёзно повлиял на реализацию программ кредитования малого бизнеса, крупнейшие банки значительно сократили объёмы финансирования малого бизнеса (более чем на 40% за два года), отмечает директор департамента по работе с малым бизнесом и предпринимателями Росбанка Максим Лукьянович. Но, по его словам, в 2016 году ситуация начала кардинально меняться. Со 2 полугодия отмечается уверенный рост спроса на кредитные средства со стороны предпринимателей. Так, например, в Росбанке объём кредитования сектора МСБ в 2016 году вырос более чем в 2,5 раза. По итогам 2017 года планируется рост кредитного портфеля в этом секторе на 25%.
Отмечают оживление сектора МСБ и в других банках. Например, в «Центр-инвесте» за 2015-2016 годы произошёл почти двукратный рост спроса на кредиты для начинающих предпринимателей. На сегодняшний день 580 стартапов получили льготное финансирование на общую сумму более 675 млн рублей. И в первой половине 2017 года тенденция роста стартап-кредитов сохраняется, отмечают в пресс-службе банка.
Основные банковские продукты связаны с предоставлением МСБ кредитов на пополнение оборотных средств, устранение кассовых разрывов, приобретение транспорта, оборудования, коммерческой недвижимости, строительство и ремонт объектов недвижимости, используемой в бизнесе, финансирование инвестиционных проектов.
Статистика обращений за кредитными продуктами в Крайинвестбанк показывает, что более 80% заявок поступает от торговых предприятий и только 20% распределяется между производством и сферой услуг.
В то же время, как отмечают банкиры, скорость восстановления рынка после кризиса во многом зависит от мер государственной поддержки. Например, благодаря действию таких программ, как программа с условным названием «6,5%», которая разработана Корпорацией развития МСП совместно с Минэкономразвития и Банком России. Она призвана стимулировать банки выдавать кредиты субъектам МСП, работающим в приоритетных отраслях, по фиксированной ставке на уровне до 10,6% годовых для малых предприятий и 9,6% годовых для средних предприятий. Банки получают средства от Банка России под эту программу под 6,5% годовых (отсюда название программы).
В середине июля Банк России распространил сообщение, об увеличении лимита по программе льготного кредитования на 50 млрд рублей — таким образом, общая сумма поддержки кредитования МСБ составит за два года действия программы 175 млрд рублей.
Эта новость была положительно воспринята бизнесом и банковским сообществом.
«И очень хорошо то, что было принято решение о снижении минимальной пороговой суммы с 50 до 5 миллионов, т.е. произошёл поворот именно к малому бизнесу», — добавляет Максим Лукьянович.
Бизнес как предчувствие
В середине августа Альфа-банк совместно с Международным исследовательским центром MARC представил результаты исследования настроений малого бизнеса (ИП и компании с выручкой до 350 млн рублей в год). Исследование основано на опросах предпринимателей (в том числе и на юге России) и готовилось по собственной методике банка и центра. По его результатам выяснилось, что негативные настроения у представителей малого бизнеса, связанные с экономической ситуацей, на протяжении двух лет остаются практически без изменений.
Предприниматели стали «чуть более позитивно настроены относительно своего бизнеса и перспектив его развития», при этом рассчитывают они только на себя. Каждая третья компания за последние полгода изменила модель продаж. Одновременно компании активно «инвестируют в развитие своих сотрудников и наращивание экспертизы». Также предприниматели чаще стали заявлять о том, что вкладываются в цифровые технологии и автоматизацию бизнес-процессов (почти 70%). Ещё один тренд, который наблюдается с 2015 года — уменьшение количества компаний, чья деятельность связана с импортом. Сейчас лишь 23% компаний малого бизнеса говорят о том, что закупают товары на зарубежных рынках, на июнь 2015 года этот показатель составлял 36%, рассказал Денис Осин, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка.
На протяжении двух лет более уверенно себя чувствуют компании в сферах маркетинга, бизнес-услуг и ИТ. Индекс настроений представителей оптовой торговли и производства вернулся на уровень годовалой давности.
Компании малого бизнеса почти во всех регионах отмечают рост покупательской способности населения практически на том же уровне, как ожидали (5% по стране против 8% ожидаемых, и 7% в отрасли против 10% ожидаемых). Во многом улучшению способствовало замедление инфляции и уменьшение просроченной задолженности по зарплате (по данным Росстата — на 3,7%).
В ноябре 2016 года все предприниматели более сдержанно оценивали ситуацию на ближайшие шесть месяцев, в июне же этого года они уже с оптимизмом смотрят в будущее: всё больше игроков нацелены на рост прибыли, выручки, частоты покупок и клиентской базы. В первую очередь это связано с ожидаемым улучшением покупательской способности населения (в том числе и в связи с увеличением МРОТ).
АПК как новый тренд
По словам руководителя корпоративного филиала ВТБ в СКФО Александра Дыренко, деятельность компаний среднего бизнеса (компании с выручкой от 300 млн рублей до 10 млрд рублей) сейчас отличается гибкостью, особенно в плане реакций на изменение рыночной конъюнктуры.
«Уверен, что именно компании этого сегмента и станут точкой роста для банковского сектора», — заключает Александр Дыренко.
Например, появление возможностей для импортозамещения усилило активность региональных предприятий в сфере АПК. Аграрии региона активно инвестируют в развитие: модернизацию автопарка, расширение сельхозугодий. В итоге компании сельскохозяйственной отрасли сейчас занимают основную долю кредитного портфеля ВТБ в СКФО— 23%, а торговые предприятия — 20%., хотя раньше наибольшая доля была именно у них.
В структуре кредитного портфеля ВТБ в Волгоградской области также основную часть теперь занимает сельское хозяйство — 37% (торговля –только 14%).
Тенденцию к усилению компаний сектора АПК отмечают и в других банках. В 2017 году в Крайинвестбанке обратили внимание на положительную динамику производства сельхозпродукции, что побудило банкиров разработать специальные банковские продукты для аграриев, учитывавшие специфику бизнеса.
О том, что ситуация в аграрном секторе меняется к лучшему, говорят и в «Центр-инвесте». Каждый третий кредит для малого бизнеса в банке выдаётся именно для сельхозпроизводителей. «Связано это с хорошим урожаем и ростом выручки за счёт высоких цен на сельхозпродукцию», — комментирует заместитель начальника управления по работе с МСБ банка «Центр-инвест» Мария Христолюбова.
По словам управляющего филиалом АКБ «ФОРА-банк» в Ростове-на-Дону, руководителя региональной дирекции по ЮФО и СКФО Сергея Бондаренко, наиболее динамично сейчас развиваются сферы МСБ, связанные с импортозамещением. «Этот тренд по-прежнему остаётся. Действующие санкции и политика государства, направленная на поддержку производства импортозамещающей продукции, дают предприятиям обоснованную надежду, что их продукция на внутреннем рынке будет востребована», — говорит Сергей Бондаренко.
Рентабельность и продукции, и активов в МСП ниже, чем в среднем по экономике России, а значит, и возможности формирования собственных средств в МСП ограничены, предупреждает старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения РГАУ им. Тимирязева Алла Груднева. По её словам, ввиду того, что собственных средств у малых предприятий значительно меньше, чем у средних и крупных, коэффициент автономии у малых предприятий в 1,4 раза ниже по сравнению со средним показателем по экономике в целом (28,5 % против 40,1 %). Доля убыточных предприятий среди МСП также существенно выше. По словам Аллы Грудневой, Минсельхоз РФ выступает за развитие малого агробизнеса через создание кооперативов как в сельских поселениях, так и «на базе перерабатывающих заводов», и интеграцию с крупным бизнесом, который должен взять на себя вопросы сбыта продукции. Сегодня малый бизнес на селе получает не более 30% господдержки, которая оказывается аграрному сектору страны. Этот показатель планируется довести до 50%. Без интеграции с крупным бизнесом развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно.
Региональная поддержка
Власти регионов Юга в одинаково позитивном ключе отчитываются о поддержке МСБ. В Краснодарском крае, например, делают акцент не только на обеспечении предпринимателей субсидиями на покрытие части затрат по привлечению кредитов, но и на самих недорогих кредитах. По предварительным данным, за январь-июнь 2017 года общий объём кредитов, выданных субъектам МСП, составил около 142 млрд рублей, что на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот показатель, кстати, самый высокий в ЮФО. В Ростовской области, например, за этот период выдано только около 87 млрд рублей кредитов аналогичным предприятиям — почти на 40% меньше, чем в крае. Примечательно, что в Краснодарском крае существует 16 видов субсидий на поддержку предприятий, занимающихся сельским хозяйством, но при этом наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, транспорта, строительства и обрабатывающих производств.
По данным департамента инвестиций и малого предпринимательства Краснодарского края, в конце 2016 года в регионе принципиально изменился подход к государственной поддержке малого бизнеса. Изменения направлены на отказ от субсидий и переход к рыночным механизмам развития бизнеса (поручительства, микрозаймы), развитие инфраструктуры поддержки. Причины этого связаны с сокращением федерального бюджетного финансирования программ поддержки. Например, в 2016 году край получил из федерального бюджета на финансирование малого бизнеса на 33% меньше средств (252 млн рублей), чем в 2016 году. Однако Краснодарский край увеличил и собственные расходы краевого бюджета. В результате совокупные расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства удалось удержать практически на уровне прошлого года — 413 млн рублей вместо 441 млн рублей годом ранее.
Акцент в крае делается на развитие институтов поддержки малого бизнеса. Как отмечают в департаменте инвестиций и малого предпринимательства края, возрастающим спросом среди предпринимателей пользуется Фонд микрофинансирования, который в 2017 году был докапитализирован на сумму более 350 млн рублей. Фонд предоставляет займы субъектам малого и среднего предпринимательства по ставкам от 3,5% до 10% годовых, максимальная сумма займа 3 млн рублей, сроком до 3 лет. В 2016 году Фонд в 2 раза увеличил объемы микрофинансирования — до 507 млн рублей.
О благоприятной ситуации с МСП рапортуют и власти Ростовской области. По данным Ростовстата, 47% от общего числа занятых в экономике — именно представители МСБ. Его представители производят 42% валовой сельскохозяйственной продукции, 14% промышленной продукции, ими выполняется порядка 41% строительных работ и 34% объёма платных услуг населению. Практически полностью малыми и средними предприятиями охвачены туристско-экскурсионные услуги, на их долю приходится 93% рынка бытовых услуг и около 88% рынка гостиничных услуг. Малые, средние предприятия и индивидуальные предприниматели формируют порядка половины оборота розничной и оптовой торговли.
В Ростовской области сложилась та инфраструктура, которая сегодня может быть «переформатирована из инфраструктуры поддержки в инфраструктуру фронтального, конструктивного и продуктивного взаимодействия региональной власти с МСБ», говорится в Стратегии инвестиционного развития области до 2020 года.
Перспективы для бизнеса
По прогнозу RAEX, развитие рынка кредитования МСБ в 2017 году и дальше будет определяться реализацией мер государственной поддержки, динамикой ключевой ставки и адаптацией банков к введению нового норматива Н25. В соответствии с его требованием, максимальный размер риска на связанное с банком лицо или группу связанных лиц не должен превышать 20% от капитала. Снижение ключевой ставки в 2017 году позволит банкам улучшать предложения по кредитным продуктам, в том числе по кредитам МСБ.
Помимо понижательной динамики ключевой ставки, поддержку рынку окажет программа по стимулированию кредитования МСБ «6,5». Повысить доступность банковского кредитования для МСБ также сможет развитие механизмов гарантийной поддержки предпринимателей через Корпорацию МСП и Национальную гарантийную систему. Кроме того, ожидаемое смягчение критериев применения пониженных коэффициентов риска по кредитам МСБ повысит интерес банков к финансированию небольших и средних компаний. На динамику кредитного портфеля может оказать влияние также дробление банками крупных кредитов на ссуды нескольким техническим компаниям в целях снижения норматива Н25.
Впрочем, эксперты выделяют и негативные тенденции. Например, рост доли просроченной задолженности в портфеле МСБ. На 1 января 2017 она составила 14,2%. При этом на отдельные даты 2016 года уровень просрочки превышал 15%, что является максимальным уровнем с начала публикации статистики Банком России (1 апреля 2009 года). Однако если в 2015 году повышение уровня проблемных кредитов было связано с ростом объёма просроченной задолженности, то в 2016-м величина просрочки в абсолютном выражении показала снижение на 5%, а её рост в относительном выражении был вызван значительным сжатием самого портфеля. При этом крупные банки, имеющие возможность привлечь качественных заёмщиков в связи с более выгодными условиями кредитования, отразили несущественное ухудшение качества портфеля (+0,3 п. п., до 13,3%), в то время как остальные участники показали результат хуже (+1,1%, до 15,6%).
«Я бы выразился немного иначе — речь идёт о дефиците качественных заёмщиков в сфере МСБ», — говорит директор филиала «БКС Премьер» в Ростове-на-Дону Руслан Хисматуллин. По его словам, банки, безусловно, понимают всю важность финансирования малых и средних предприятий, однако рост просрочки может вынудить их изменить требования к заёмщикам. Сам бизнес также стремится сдержать рост долговой нагрузки в условиях макроэкономической неопределённости, и потому старается до последнего держаться на собственных ресурсах. Сейчас самыми востребованным кредитными продуктами остаются кредитные линии и овердрафт, которые направляются на финансирование оборотного капитала и ликвидацию кассовых разрывов. В последнее время, по мере снижения ставок, начал восстанавливаться спрос на кредиты под короткие инвестпроекты. Это хороший знак, однако о полноценном восстановлении спроса на инвестиционное кредитование говорить пока преждевременно.