Оседлать электрокар

Алексей Быков
11 сентября 2017, 00:00

Вадим Дрозд, генеральный директор компании «Электо», совместно с госкорпорацией «Ростех» планирует вывести Краснодарский край на второе место в стране по количеству электромобилей после Москвы и окупить свыше 1 млрд рублей инвестиций за 5 лет

В этом году на территории разных ТРЦ в Краснодаре планируется установить восемь станций для зарядки электромобилей мощностью до 50 кВт
Читайте Monocle.ru в

В сентябре в Краснодаре открылась первая быстрая электрозаправочная станция в рамках крупного инвестпроекта, реализуемого кубанским ООО «Электо» и государственной корпорацией «Ростех». В рамках проекта, соглашение о котором было подписано на инвестиционном форуме в Сочи в 2017 году, в регионе будет создана полноценная инфраструктура для электромобилей. Так, на первом этапе в Краснодаре будут установлены 10 быстрозарядных станций мощностью 50 КВт с разъёмами под любой электрокар. На втором этапе в крае появятся ещё 90 станций на крупных дорожных артериях, что позволит электромобилям заряжать батареи каждые 60 км пути.

На первый взгляд, у проекта сложное будущее: в Краснодарском крае с начала года было продано всего 2 электромобиля, во всём ЮФО — 3 (ещё один — в Ростовской области), а парк электрокаров в стране не достиг и тысячи единиц, при этом его рост на данный момент практически остановился. Генеральный директор «Электо» Вадим Дрозд считает иначе: запланированный срок окупаемости проекта при инвестициях в размере 1,3 млрд рублей составляет всего 5 лет, что обеспечит не столько создаваемая инфраструктура, сколько такси и каршеринг с парком электромобилей. Под такие условия Вадим Дрозд уже привлёк пул частных инвесторов. Их он, впрочем, не называет.

Назревшая идея

2017 год для российских электромобилей можно назвать поворотным: такой вид транспорта впервые официально упомянут в ПДД. В изменённых 12 июля Правилах дорожного движения появились термины «электромобиль» и «гибридный автомобиль», а также новые знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей». Кроме того, на самом высоком уровне заговорили о стремительном росте рынка: по прогнозам министра энергетики России Александра Новака, к 2020 году рынок электромобилей в России должен увеличиться до 200 тысяч машин, при этом сейчас парк электрокаров в стране, не считая спецтехники, составляет около тысячи автомобилей.

Тенденция к увеличению парка электромобилей по всему миру отмечается и экспертами. Директор «БКС Премьер» в Сочи Антон Полуэктов считает, что крупные мировые компании постепенно увеличивают производство электродвигателей в ущерб бензиновым. Поэтому и кубанский проект он назвал рассчитанным на перспективу: «В ближайшие годы ожидается сильный прирост числа электромобилей. Создавая необходимую инфраструктуру заранее, будет проще увеличить популярность этого вида транспорта, а также привлечь новых, более крупных инвесторов».

Как рассказал Вадим Дрозд, запуская проект «Электо», партнёры рассматривали различные варианты строительства электрозаправочных станций, каждая из которых стоила слишком дорого для успешного запуска проекта. Однако в компании обратили внимание на анонс «Ростеха» о разработке отечественных электрозаправочных станций, стоимость которых может быть ниже зарубежных аналогов.

Стоимость зарядных станций пока не определена. Государственный рязанский приборный завод (входит в «Ростех», занимается разработкой отечественных электрозарядных станций) продаёт «медленные» (зарядка аккумулятора электромобиля составляет 8 часов) станции по 300 тысяч рублей за штуку. Стоимость импортных аналогов начинается от полумиллиона рублей. Стоимость «быстрых» (заряжает батарею за час) станций, которые будет устанавливать «Электо», рязанским заводом пока не определена. Для сравнения, один из наиболее известных мировых производителей электрозарядных станций, CHAdeMO, предлагает их по цене от 1,5 млн рублей.

«”Ростех” хотя и огромнейший государственный холдинг, но люди там работают не закостенелые, подвижные, с ними легко наладить взаимодействие. Обнаружив, что они разрабатывают отечественную зарядку, мы связались с ними и начали обсуждать возможности для партнёрства. Они быстро откликнулись. Буквально в течение месяца мы уже выбрали нужные образцы и подготовили совместный проект», — рассказывает Вадим Дрозд. По его мнению, такое сотрудничество с государственной корпорацией может помочь любой компании с интересной бизнес-идеей.

В поиске аудитории

Проект, предложенный «Электо», подразумевает три крупных направления: сама инфраструктура электрозаправок, а также закупка автомобилей для создания сети такси и каршеринга с электрокарами, которые будут заряжаться на собственных зарядках компании. Всего планируется закупить порядка 200 автомобилей, а также установить около 100 зарядок.

Антон Полуэктов считает, что проект на первоначальной стадии будет убыточным и является для Краснодарского края скорее статусным. Однако администрация региона в проекте не участвует. Финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев тоже считает, что проект на данном этапе реализовать будет сложно по той причине, что у электромобилей всё ещё достаточно много минусов в эксплуатации.

«Первая сеть заправок для электромобилей появилась ещё в 2012 году в Москве. Но сегодня продажи экологически чистого транспорта не растут. Даже в Евросоюзе нельзя назвать электромобили популярным видом средства передвижения. Для России же пока это очень сомнительный проект, а тем более в развитии подобного направления. Страна является одним из лидеров по экспорту нефти, поэтому удовлетворить внутренний спрос в этом виде топлива всегда сможет», — говорит Виктор Макеев.

Однако Вадим Дрозд отмечает, что вопрос загрузки станций частично решён. «Электо» уже достиг предварительных договорённостей с крупными краснодарскими ТЦ о размещении электрозаправок на территории парковок, а также предварительные соглашения по установке станций на трассе М4. Кроме того, часть заправочных станций будут установлены отдельно, исключительно для нужд компании: заправки электромобилей для такси и каршеринга. По его мнению, спросу, помимо расположения, будут также способствовать технические характеристики станций:

«Первая быстрая зарядка в ЮФО появится в первой половине сентября, ещё семь установят в Краснодаре до конца года. Скорость зарядки — 80 процентов стандартного аккумулятора за полчаса. Сами себе очереди мы создавать не будем — наши автомобили будут заряжаться отдельно, а у торговых центров появится по два гнезда для заправки», — рассказывает Вадим Дрозд.

Краснодарский край в лидерах по количеству электрокаров 039_expertjug08.jpg
Краснодарский край в лидерах по количеству электрокаров

После закупки 200 электромобилей для такси и каршеринга «Электо» выведет Краснодарский край на второе место в стране по количеству электромобилей после Москвы (сейчас в столице 281 электромобиль). В компании рассматривают несколько предложений, но уже уверены, что закупать будут не Tesla. Ведутся переговоры с крупными игроками рынка: первые опытные партии прибудут в октябре.

«Оценить этот проект с точки зрения рентабельности будет сложно. Учитывая, что электромобили стоят дороже обычных, можно предположить, что этот проект окупится только за счёт каких-то крупных субсидий», — говорит ведущий аналитик «Автостата» Андрей Топтун.

Поддержка законами и сервисами

ООО «Электо» уже собрало около половины необходимой для полной реализации проекта суммы. Окупаемость, по мнению генерального директора, обеспечит также общий дефицит такси в регионе: по данным компании, дефицит такси в часы пик в Краснодаре достигает двух тысяч. Ведутся поиски агрегатора для сервиса такси, рассматриваются разные варианты, в том числе, Gett. При успешной реализации проекта «Электо» двинется с аналогичными проектами в соседние регионы: такие цели уже значатся в стратегии развития компании. Однако для этого необходима также и законодательная поддержка.

В западных странах спрос на электрокары стимулируется соответствующими законопроектами, предоставляющими налоговые льготы как для производителей, так и для пользователей. В России разработана программа по развитию электрического автотранспорта до 2025 года, которая предлагает предоставить владельцам электромобилей льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, нулевой транспортный налог и ряд других льгот. На данный момент предложение находится на рассмотрении в правительстве.

 039_expertjug08-1.jpg

По словам Вадима Дрозда, компания активно участвует в разработке таких законопроектов. На данный момент её представители лоббируют отмену транспортного налога на электрокары, а также создание «зелёных» зон в Сочи. Кроме того, компания участвовала в продвижении уже упомянутых поправок в ПДД.

Сейчас компания планирует, что в Краснодарском крае после реализации проекта будет не менее 500 электромобилей, что составит половину сегодняшнего российского парка. Этому будет способствовать дешёвое обслуживание электромобилей (40 рублей в сутки против 190 рублей в сутки на дизельный двигатель), а также специальные стимулирующие программы для пользователей электрозаправок (базовый тариф — 330 рублей за одну заправку, ориентировочно на 120–150 км).