Фрукты через кооперацию

Сергей Кисин
16 октября 2017, 00:00

Кубанские садоводы хотят создать собственный синдикат, чтобы выжить на конкурентном рынке

ОЛЕГ ГРЕХНЁВ
Читайте Monocle.ru в

Владельцы садоводческих предприятий Краснодарского края могут создать в регионе подобие классического синдиката, чтобы облегчить себе условия существования на высококонкурентном рынке. С инициативой его создания они выступили в рамках круглого стола «Южные фрукты: трудный путь на прилавок», организованного журналом «Эксперт ЮГ» в Краснодаре в партнёрстве с компанией «Сингента».

Удвоение рентабельности

В Краснодарском крае насчитывается 1960 садоводческих некоммерческих хозяйств, объединяющих более 480 тысяч садовых участков на площади 34 тысяч га.

«Чтобы отечественная программа импортозамещения на рынке свежих фруктов стала реальностью, от Краснодарского края требуется производить порядка 1,6 миллиона тонн плодовой продукции в год, — рассказал руководитель управления растениеводства министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Андрей Журавель. — Для этого необходимо расширить площадь садовых насаждений с 34 до 60 тысяч гектаров. Пока же в регионе собирается около 300 тысяч тонн в год. При этом после введения западных санкций рентабельность этого вида бизнеса выросла с 27 до 67 процентов. Как раз рентабельность и господдержка в первую очередь являются факторами для развития садоводства».

Для стимуляции аграриев власти выделяют 230 тысяч рублей на 1 гектар заложенных садов. Из краевого бюджета готовы субсидировать затраты на установку шпалер, налаживание капельного орошения, закупку техники для садоводов, в развитие инфраструктуры питомниководства и селекционные мероприятия. За последние 5 лет федеральная программа стимуляции развития садоводства выросла со 100 до 400 млн рублей.

В региональном правительстве разрабатывается программа «Малый сад», которая должна привлечь в садоводство малый бизнес. Участникам программы, имеющим до 30 га насаждений, компенсируется до 90% необходимых затрат (установка шпалер, противоградовой сетки, орошения и пр.).

Меры стимулирования побудили крупные агрохолдинги, желающие диверсифицировать бизнес, обратить внимание на этот сегмент АПК. Крупнейший производитель риса в России, кубанская компания «АФГ Националь», привлёк 9 млрд рублей инвестиций от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Mubadala Development Company (ОАЭ) на расширение садоводческого проекта по производству яблок. Как сообщили в компании, уже заложено 200 гектаров садов, с которых в 2020–2021 годах рассчитывают собрать до 15 тысяч тонн яблок.

ГК «Степь» (аграрное подразделение АФК «Система») установила контроль над ПАО «Трудовое», занимающимся на Кубани выращиванием яблок, груш и слив. Яблоки этого хозяйства поставляются в торговые сети «Ашан», «Магнит» и «Дикси». Агрохолдинг специализируется на производстве зерновых.

Об интересе к садоводству говорят и другие видные игроки.

Открытый склад

В то же время аграрии, научившись выращивать более-менее приличный урожай, до сих пор не могут найти ответы на два ключевых вопроса: где его хранить и куда сбывать?

В регионе собирается порядка 300 тысяч тонн фруктов, но холодильников и фруктохранилищ хватает лишь на 140 тысяч тонн. Быстро реализовать во многом скоропортящуюся продукцию (ягоды, сливы, абрикосы и др.) не представляется возможным, из-за чего сельхозпроизводители несут заметные убытки.

В кубанском правительстве ожидают, что в ближайшие 5 лет будут построены дополнительные мощности ещё на 100 тысяч тонн. В то же время в 2016 году на Кубани было произведено 338 тысяч тонн фруктов, а по замыслу руководства регионального минсельхоза, при надлежащем уровне господдержки в ближайшие годы уровень урожайности можно довести до 500 тысяч тонн. Однако только половина этого урожая сможет длительно храниться в построенных фруктохранилищах. Удастся ли продать сразу 250 тысяч тонн кубанских фруктов — большой вопрос.

«В прошлом году на Кубани было произведено рекордное количество яблок. С такой ёмкостью хранения мы вынуждены были около 200 тысяч тонн продавать сразу “из сада”, что сразу сказывалось на цене — её пришлось снижать», — говорит Виктор Курпитко, председатель совета союза «Садоводы Кубани». В союзе подсчитали, что потери от отсутствия в крае фруктохранилищ только в прошлом году составили 3,4 млрд рублей.

По словам министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачёва, в России в настоящее время имеется порядка 200 плодохранилищ общей мощностью 300 тысяч тонн. «Эти хранилища удовлетворяют всего 10-15 процентов наших потребностей. Садоводы и инвесторы понимают риски продажи урожая за бесценок. Поэтому в нынешнем году в соответствии с проектами инвесторов по всей стране планируется увеличить мощности плодохранилищ на 280 тысяч тонн. Государство готово компенсировать до 20 процентов затрат», — сообщил глава Минсельхоза. В министерстве полагают, что в ближайшие три года мощности отечественных хранилищ и холодильников благодаря этой мере увеличатся на 2 млн тонн.

Вопрос в том, кто именно будет строить логистические мощности. Уже сейчас они не по карману подавляющему числу рыночных операторов. Построить холодильник на свои средства могут себе позволить лишь крупные игроки. Например, ООО «Алма Продакшн» (входит в «Алма Холдинг», совладельцем которого является группа Геннадия Тимченко Volga Group) совместно с французским инвестором Жаном-Клодом Мэном в августе запустили в Абинске комплекс по хранению, сортировке, упаковке и товарной обработке продукции объёмом хранения 6,8 тысячи тонн. Общая сумма инвестиций в проект — 1 млрд рублей. Но откуда такие свободные средства у средних и мелких производителей?

По подсчётам директора ООО «Южное ААА» Александра Акимова, стоимость строительства фруктохранилища вместимостью от одной тонны составляет от 50-70 тысяч рублей до 5 млн рублей. То есть построить холодильник такого же типа, как построила в крае компания ОАО «Агроном» (3,5 тысячи тонн продукции), обойдётся инвестору не менее чем в 250 млн рублей. Эта сумма чрезмерно велика для садоводов. Например, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка той же компании «Южное ААА» (один из ведущих кубанских операторов) за весь 2016 год составила 310,5 млн рублей, чистая прибыль — 169,5 млн рублей.

Центростремительная инициатива

В период НЭПа (конец 20-х годов ХХ века) в Советской России для решения общих проблем и защиты общих интересов производители схожих видов товаров создавали синдикаты. Они позволяли улучшить условия коммерческой деятельности, поддерживать согласованные цены на свою продукцию, закупку сырья, при этом сохраняя за членами синдиката производственную и юридическую самостоятельность. Сегодня среди кубанских садоводов выдвигается подобная идея. Они размышляют о создании некоего аналога синдиката XXI века для отстаивания собственных интересов во взаимоотношениях с сетями, властью, надзорными службами и реализации совместных проектов.

По мнению владельца ООО «УК «Мост-Агро» Андрея Медведева, синдикат может объединить участников рынка, которые совместными усилиями могли бы решать вопросы расширения мощностей фруктохранилищ.

«За рубежом провинция, часть провинции или даже одна деревня объединяется в кооператив, строит свой холодильник, питомник, который соединяет работающих здесь фермеров в единый торговый дом. Когда у такого ТД есть большое количество поставщиков, тогда он может маневрировать и поставлять в торговые сети именно ту продукцию, которая в настоящий момент там востребована, — считает Андрей Медведев. — Лет 10 назад такие же проблемы были у производителей молока. Но производители объединились, и они сегодня способны совместно решать серьёзные проблемы. Попробуйте сейчас какому-нибудь молочнику недоплатить хоть копейку субсидий. Нам тоже необходимо объединить усилия для решения своих проблем и лоббирования наших интересов».

«У нас 70 компаний, специализирующихся на садоводстве, много фермеров, — говорит генеральный директор союза “Садоводы Кубани” Николай Щербаков. — Если правильно наладить работу, то ничего невозможного нет».

Со своей стороны торговые сети могут только приветствовать эту инициативу. «Потребности “Магнита” — 210 тысяч тонн яблок (продано в 2016 году), — рассказал Юрий Шарыгин, руководитель проекта по открытому грунту АО “Тандер” (розничная сеть “Магнит”). — Наша цель — закрыть потребности ЮФО, СКФО, ПФО и Москвы собственной продукцией в сезон. Логистическое плечо очень важно в этом случае. Единственная причина, почему приходится связываться с импортом — неспособность наших производителей удовлетворять потребности сети качественными яблоками в период с марта по август».

Таким образом, Кубань при наличии мощностей хранения в состоянии полностью закрыть годовые потребности крупнейшей отечественной сети.

«Торговые сети интересует не цена, не качество, не количество, а в первую очередь регулярность поставок, — уверен Андрей Медведев. — При этом плодоовощная продукция ни в одной сети в мире не является ведущим продуктом. Её берут для ассортимента. А основной доход приносят товары из других сегментов».

В качестве одной из вполне решаемых задач для будущего синдиката может стать согласование с ритейлом вопроса об изменениях в стандартах для поставок яблочной продукции. Производители сошлись во мнении, что нельзя к кубанским яблокам подходить с калибровочными требованиями к фруктам из регионов Средиземноморья (цвет, диаметр, плодоножка и т.п.).

Представители сети «Магнит» выразили готовность рассмотреть вопрос об изменениях собственных стандартов, пояснив, что на такой же шаг ритейлеры уже пошли в отношении моркови и картофеля.

В то же время рост производства плодово-ягодной продукции и строительство дополнительных мощностей фруктохранилищ — ещё не гарантия будущего обилия отечественных яблок на прилавках. Необходимы надёжные средства защиты растений (СЗР) для их сохранения как на ветке, так и на складах.

«В ряде стран Европы, США и других странах финансированием сельского хозяйства на 70–100 процентов занимается государство, — рассказывает Павел Кондратьев, менеджер по маркетинговым кампаниям по садам и виноградникам ООО “Сингента”. — Производителям в России тяжелее, большая часть затрат ложится на них самих. Все считают рентабельность и пытаются оптимизировать затраты, а это приводит к тому, что сегодня производители экономят и на средствах защиты растений. А это путь в никуда: производитель, ритейлер, перекупщик теряет в качестве, длительном хранении, товарности на прилавках. Последние инновационные фунгициды (химические вещества для борьбы с грибковыми болезнями растений) “Эмбрелия(r)” и “Геокс(r)” в портфеле “Сингенты” созданы для борьбы с основной болезнью — паршой, они безопасны для человека при соблюдении регламентов».

Если кубанским садоводам удастся решить вопросы с обеспечением хозяйств необходимыми СЗР «на земле» и расширением сети хранилищ для сбора последующего урожая, то найти общий язык со сбытовыми структурами станет гораздо легче. Тем более если договариваться о сотрудничестве будет уже не один игрок, а целый синдикат.