WoodMood — мастерская дизайнерской мебели и деревообрабатывающее производство. Основатель проекта Карен Мухтарьян (ООО «Вудмуд» было зарегистрировано в феврале 2016 года) организовал бизнес, построенный на увлечении редкими предметами интерьера. За основной материал они с партнёрами взяли дерево ценных пород, из которого на заказ изготавливают мебель как для частных клиентов, так и для баров и ресторанов. География распространения продукции — от Москвы до Женевы, от Читы до Нижнего Новгорода. В ближайших планах — открытие нового шоу-рума в Петербурге и запуск мелкосерийного производства.
Набор конкурентных факторов
Идея производства возникла спонтанно, но основывалась она на опыте в строительной сфере. «Мы долгое время занимались строительством, в основном строили кафе и рестораны “под ключ”, в том числе работали с деревом, — говорит Карен Мухтарьян. — Но когда сферу общепита поразил кризис, решили обратить взор на другие возможности».
На новые возможности партнёры буквально наткнулись во время похода в горы. Там они увидели срезы огромных вековых деревьев, от которых, по их словам, исходила мощная энергетика. Тогда же и родилась идея делать авторскую мебель из древесины.
В своей бизнес-модели WoodMood решили ориентироваться на индивидуальные заказы. На старте предпринимателям помогла уже имеющаяся база клиентов, которую они сформировали, занимаясь строительством ресторанов и кафе.
«Мы работаем со многими рестораторами в Ростове, — рассказывает Карен Мухтарьян. — На Дону мы уже поставляли нашу мебель и предметы интерьера как минимум в 10 различных заведений и бутиков: “Ливанская кухня”, IQ BAR, “Хлебная лавка”, “Котлета” и другие клиенты». По его словам, компания уже осваивается и на рынке Москвы. Например, поставляла мебель в бутик Louis Vuitton.
Постепенное развитие бизнеса привело к тому, что мебельная мастерская компании, производившая 100 изделий в 2016 году, в нынешнем году вышла на уровень производства 13 изделий в месяц. Средняя стоимость одного изделия — 50–70 тысяч рублей при наценке в 20–30%. В основном это столы и стулья из массива дерева, стойки под ресепшн, винные стеллажи, а также полки, декор и другие элементы интерьера.
Учитывая возросший объём заказов и спрос на авторскую мебель, «Вудмуд» планирует запустить и мелкосерийное производство. «Большие фабрики не в состоянии перенастраивать станки под каждого заказчика, — говорит г-н Мухтарьян. — Мы же можем себе позволить делать под каждого заказчика нечто индивидуальное. Однако серийные вещи дешевле и доступнее для покупателей, что позволит расширить потенциальную аудиторию».
Компания имеет производственный цех в Ростове-на-Дону, шоу-рум в дизайн-центре West, представительство в Москве и офис в коворкинге «Под крышей» (часть муниципального центра развития предпринимательства «Новый Ростов», чьим резидентом является WoodMood). Однако, по словам Карена Мухтарьяна, на данном этапе нельзя выделить какой-то один город или площадку, дающую основное количество заказов. WoodMood отправляет мебель по заказу во все российские города-миллионники и даже за границу, чему способствует продвижение мебели в социальных сетях (WoodMood имеет более 80 тысяч подписчиков в Instagram).
Второй канал продвижения продукции — шоу-румы. Первый был открыт в Москве, где компания видит наибольшее количество потенциальных заказчиков. Он расположился в здании многопрофильного центра «Трёхгорная мануфактура». Раньше всё здание занимало большое текстильное предприятие, но сейчас от него осталось всего несколько отделов. Сегодня «Трёхгорная мануфактура» является признанным ресторанным кластером столицы: здесь собраны бары, пабы, рестораны и клубы. Вдохновлённые успехом этого предприятия, партнёры собираются открыть шоу-рум в Петербурге — собственная композиция WoodMood появится на площадке одного из мебельных торговых центров, также ведутся переговоры по поводу представительства в Красноярске.
Оценивая потенциал компании, директор краснодарской мебельной фабрики «Еврономер» Левон Шахназаров отметил, что для уверенного роста любому производителю критически важно найти взаимодействие с крупными сетевыми игроками: «Постоянный сбыт возможен, если ты работаешь с сетями, иначе предсказывать спрос становится слишком сложно. Если WoodMood найдут партнёра в лице, к примеру, федеральной сети кафе — тогда можно будет судить о серьёзном потенциале». По его оценке, необходимый первоначальный объём инвестиций для запуска производства такого уровня будет начинаться от 3 млн рублей: «Всё зависит от марки оборудования, его количества, от того, новое оно или поддержанное. Я бы назвал такую цифру, но это скорее “средняя температура по больнице” — в реальности сумма может быть как намного больше, так и незначительно меньше».
Возможности для роста
По словам Карена Мухтарьяна, компания будет вкладывать новые средства для дальнейшего роста: «С одной стороны, первоначальные вложения уже удалось вернуть. Но, с другой стороны, расширяя бизнес, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью новых инвестиций. Сейчас планируем обновить оборудование, закупить более автоматизированные станки. В перспективе есть планы открыть собственную сушку дерева». Частично вернуть вложенные средства также помогли региональные программы поддержки предпринимательства, в частности, программа поддержки МСБ, по которой предприятиям из бюджета области компенсируется до 80% затрат на закупку оборудования, но не больше 300 тысяч рублей.
WoodMood не только инвестирует в свои производственные мощности, но и находится в постоянном поиске новых материалов и подходов. Так, на первом этапе мастерская использовала древесину твёрдых пород со всего Кавказа: от Адыгеи и Чечни до Армении. Сейчас компания заказывает материалы в Индонезии и Соединённых Штатах — география поставок зависит от желания и возможностей клиента. При этом для работы подходит не вся твёрдая древесина, доступная в России. В частности, WoodMood не работает с сибирским деревом: «Единственное дерево твёрдой породы, которым могла бы обеспечить Сибирь, — это кедр, — говорит Карен Мухтарьян. — Но у него ровный ствол, не совсем интересный по геометрии».
Также мастерская WoodMood нашла в Ростове-на-Дону партнёра, вместе с которым открыла площадку в городском арт-центре West. Это компания «Мрамор-Сити», занимающаяся оптовой продажей натурального камня и облицовочными материалами. Она помогла WoodMood создать новые изделия, сочетающие дерево и камень. «Нас объединила общая идея: сочетание в работе натурального камня и дерева — такого в России никто не делает, насколько я знаю, — рассказывает руководитель WoodMood. — К тому же мы находимся недалеко друг от друга, так что получилось удобное и необычное взаимодействие». Судя по адресам, указанным на официальных сайтах компаний, предприятия работают в одном здании в Ростове-на-Дону.
По словам Карена Мухтарьяна, демонстрация изделий WoodMood в социальных сетях уже вдохновила некоторых предпринимателей попробовать себя в этой нише. «Я считаю, в России оптимальная ситуация для работы ремесленников. Наверное, по этой причине, продвигая свой товар в интернете, например, в инстаграме, мы увидели большое количество новых мастерских, — рассказывает Карен Мухтарьян. — Многие думают, что это легко и просто, но быстро сталкиваются с первыми проблемами и прекращают работу. Мы не рассматриваем такие компании как конкурентов, потому что появляться и исчезать они будут бесконечно. Для нас конкурентами являются скорее крупные мебельные центры». При этом, по его словам, WoodMood уже приглашали зайти в торговые центры, но на данный момент предприятие не устроили предложения. В частности, по предлагаемым условиям компании нужно бесплатно предоставить экспозицию, что не соответствует бизнес-модели компании: мастерская работает по индивидуальным заказам, и ей невыгодно загружать производство для создания подобной экспозиции.
Управляющий филиала АКБ «Фора-Банк» в Ростове-на-Дону, руководитель дирекции по ЮФО и СКФО Сергей Бондаренко отметил потенциал мастерской WoodMood в области импортозамещения: «По нашему наблюдению, сегодня интересно всё, что работает на импортозамещение, — говорит г-н Бондаренко. — Это относится как к продуктам питания, так и к товарам непродуктовой группы. Если в первом случае на развитие производства во многом повлияли западные санкции, то развитие ремесленных мастерских, цехов, мини-заводов стало возможно после резкого скачка валютного курса, когда заграничные аналоги подорожали в два и более раза. Это относится и к так называемой дизайнерской мебели, например, итальянской, которая и до подорожания дешёвой не была. Нам известны похожие проекты в обувном и швейном секторах». По словам Сергея Бондаренко, активность предпринимателей в данном направлении растёт. Кроме того, в секторе кредитования МСБ в Фора-Банке сейчас наблюдается серьёзный рост: до 30% по итогам 2016 года и аналогичный результат по итогам 1 полугодия 2017 года.