Развитие с эффектом домино

Олеся Меркулова
16 октября 2017, 00:00

Создание новых точек роста на Юге будет связано с производством продукции с высокой добавленной стоимостью и развитием инфраструктуры. Таковы главные выводы форума крупнейших компаний ЮФО «Флагманы будущего роста»

ВЯЧЕСЛАВ ФИРСАНОВ
Участники форума крупнейших компаний ЮФО сошлись во мнении, что развитие регионов Юга напрямую зависит от создания производств с высокой добавленной стоимостью
Читайте Monocle.ru в

Исследование аналитического центра «Эксперт ЮГ» «250 крупнейших компаний ЮФО» показало рекордно низкий рост крупного бизнеса Юга. По результатам 2016 года динамика общей выручки крупного бизнеса ЮФО в рэнкинге — 8,9%. Это наименьший результат с кризисного 2009 года, при этом крупный бизнес показал рекордную прибыль в 379,3 млрд рублей. «Рекордные показатели по прибыли говорят о том, что есть потенциал для роста инвестиций, — комментирует результаты исследования в своём выступлении на форуме крупнейших компаний ЮФО в Краснодарском крае генеральный директор аналитического центра “Эксперт ЮГ” Владимир Козлов. — В то же время динамика роста крупного бизнеса слишком низкая, чтобы называть её драйвером развития экономики».

Локомотив роста

Лидирующий регион Юга — Краснодарский край. Примерно три четверти прибыли, полученной крупными компаниями ЮФО, осели на Кубани. «ЮФО и СКФО сегодня во многом зависят от развития Краснодарского края. Лидер предопределяет развитие всего макрорегиона, — говорит управляющий директор консорциума “Леонтьевский центр — AV Group” Алексей Крыловский. — Сейчас Краснодарский край находится на завершающем этапе разработки Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Его долгосрочное развитие зависит от того, как регион выстроит стратегию роста, и насколько бизнес будет вовлечён в этот процесс».

По словам г-на Крыловского, при этом у Кубани накопилось масса стратегических проблем, которые, если не будут решены, станут тормозом для развития региона. У Кубани есть портовая инфраструктура, но добавленную стоимость здесь даёт не сырьё, а готовая продукция, которую регион практически не экспортирует. Есть пищевая отрасль, но она растёт меньшими темпами, чем сырьевые. Есть промышленность, но она закупает большинство нужных ей компонентов не на российском рынке, потому что нет продукции для промышленности — ни в компонентах, ни в технике, ни в технологиях. У региона есть успешные примеры бизнеса с добавленной стоимостью, но их единицы. Чтобы развиваться, Краснодарский край должен научиться расширять такие успехи.

Добавить портам несырьевого экспорта

По словам министра экономики Краснодарского края Александра Руппеля, диагностика экономики Кубани подтвердила, что регион преимущественно экспортирует сырьё, поэтому главным направлением в экономической политике станет создание продукции с высокой добавленной стоимостью — преимущественно в АПК и промышленности.

Обладая девятью крупными портами, Кубань пока не научилась стимулировать несырьевой экспорт. В свою очередь, сами порты могут развивать новые производства внутри своей инфраструктуры, если будут видеть перспективы сбыта этой продукции. Новороссийский торговый морской порт инвестирует 60 млрд рублей в расширение возможностей по перевалке нефти и топлива, зерна, масел, контейнеров, химической продукции. «Экспортный логистический потенциал Юга за счёт портовой инфраструктуры настолько высок, что нельзя не локализовать здесь экспортные производства. Без развития экспортных направлений нам не обеспечить постоянного роста экономики, — считает генеральный директор ГК “Юнитайл” (ГК Unitile выступила партнёром форума) Сергей Клыков. — Надо не просто вести работу по созданию новых продуктов в каждой из отраслей, остро назрел вопрос межотраслевого сотрудничества. Необходимо, чтобы смежники чётко понимали потребности и возможности друг друга, обменивались экспертными заключениями. Только так мы можем создавать продукты, действительно интересные и востребованные бизнесом».

«Перевозку нужно сделать удобной не только в части отправления, но и в части хранения», — говорит руководитель регионального подразделения АО «Российский экспортный центр» Владислав Есин. По его словам, нужно использовать зарубежный опыт — формирование грузовых деревень, которые консолидируют импортные и экспортные грузы. На территории Краснодарского края также можно сформировать «грузовую деревню», чтобы удобно было хранить грузы возле портовой инфраструктуры.

«Транспортный торгово-логисти­чес­кий комплекс (ТТЛК) Краснодарского края занимает лидирующие позиции в экономике региона. Если мы создадим систему взаимодействия ТТЛК с промышленностью и АПК, мы получим взаимовыгодный рост всех отраслей и синергию от управления инфраструктурой», — заключает Алексей Крыловский.

Круассаны вместо зернового экспорта

Сфера АПК в рэнкинге 250 крупнейших компаний ЮФО представлена 13 компаниями с опережающей динамикой роста — 20%. Источник такого благополучия — высокие урожаи зерновых культур в последние несколько лет. По данным Минсельхоза РФ, из 9 млн тонн выращенного зерна в Краснодарском крае 7 млн идёт на экспорт в качестве сырья, что делает регион зависимым от мировых цен на зерно. «В Краснодарском крае перепроизводство пшеницы, сахара, масла. Если мы не научимся перерабатывать сырьё в регионе и вывозить на экспорт готовую продукцию, мы будем остро зависеть от ценовой конъюнктуры», — уверен министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края Фёдор Дерека.

«Мы посчитали, что если не продавать килограмм пшеницы за границу, а сделать из него круассаны, то цена и, соответственно, эффективность увеличатся в 18 раз», — говорит директор Центра координации поддержки экспорта Краснодарского края Анатолий Ротаренко.

Заместитель генерального директора УК «Агрохолдинг “Кубань”» Степан Плиско считает, что государство должно поддерживать прежде всего инновационные подходы в АПК, которые делают отрасль конкурентной на глобальном рынке. «Агрохолдинг “Кубань” первым в России стал использовать трансплантацию эмбрионов в выращивании крупного рогатого скота, которая позволяет быстро получить породистое стадо от обычных коров. Обновление стада, по данным Минсельхоза, может занять порядка восьми лет, если действовать традиционным методом, мы же предлагаем быстрое обновление на высокопродуктивных животных», — говорит г-н Плиско. По его словам, распространение практики требует изменения в законах: «Мы инициировали изменение законодательства, чтобы построить полноценный центр трансплантации эмбрионов, который сможет не только восстановить и оздоровить популяцию крупного рогатого скота на Кубани, но и экспортировать животных. То же самое касается и селекции — Краснодарскому краю нужно развивать собственные селекционные институты, которые гарантируют и продовольственную безопасность, и защищённую цену».

Отсутствие собственной селекции также остро ощущается и в другом секторе АПК — садоводстве. «Мы вынуждены закупать саженцы за границей, но региону нужно помогать садоводам инвестировать в питомники: от производства семян и саженцев до готовой продукции», — говорит председатель совета союза «Садоводы Кубани» директор компании «Садовод» Виктор Курпитко.

«За всеми инновациями нужно не забывать о работе госорганов. Мы экспортируем молоко, и оно может остаться в пятницу на границе из-за нерасторопности сотрудников таможни», — напоминает генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев. По его словам, крупный производитель сможет с такими трудностями справиться, оттянув назад часть продукции, но малый бизнес это может убить. «Нам нужен простой и понятный инструмент, чтобы выталкивать российскую продукцию на экспорт», — настаивает г-н Московцев.

Как спровоцировать внутренний спрос

Экспортный потенциал не отменяет возможности роста внутреннего спроса, которые очень велики, считает генеральный директор ООО «Кнауф Гипс Кубань» — краснодарского завода крупнейшего мирового производителя строительных материалов Олег Шингрий, особенно в части продуктов для промышленности: «Я кучу сырья закупаю за границей. Мы пытались найти внутренние возможности для покупки сырья, но их нет, и я не понимаю, почему никто не занимает эти открытые ниши».

Строительные материалы — основа промышленности Краснодарского края. Основной вызов здесь — падение рынка жилья, которое продолжается три года с падением реальных доходов населения. Сергей Клыков считает, что потребительский спрос на рынке жилья может оживить реновация, которую в перспективе собираются распространить на регионы России. «Реновация в целом оживила потребительский спрос в Московском регионе, — говорит Сергей Клыков. — Необходимо активно лоббировать интересы своего региона на уровне федерации для реализации этого мегапроекта». «Несомненно, уже в этом году основным драйвером для роста спроса на жильё стало снижение уровня ставок ипотечных кредитов до исторически минимального уровня. И этот эффект будет усиливаться», — добавляет он.

«Для Краснодара реновация нужна, прежде всего, в центральной части города, где много ветхого и аварийного жилья, — добавляет мэр города Евгений Первышов. — Мы рассматриваем реновацию как один из стратегических проектов для развития Краснодара и всей агломерации».

«Еще одна точка внутреннего роста — локализация производств рядом с сырьевой базой или основным рынком потребления, а также развитие гипермаркетов формата DIY — типа “Леруа Мерлен”, которые провоцируют рост потребительского спроса», — продолжает Сергей Клыков.

Развитие складской инфраструктуры даёт региону рост онлайн-торговли, которая сама по себе будет расти в России ещё много лет, считает генеральный директор ООО «Интернет решения» (OZON Group в России) Дэнни Перекальски. «Мы открыли в Краснодаре свой склад площадью пять тысяч квадратных метров, где 100 тысяч товаров, которые составляют 70 процентов топ-продаж по ЮФО. Что мы получили? Первую половину 2017 года Краснодар рос темпами 15 процентов в месяц, работа нашей доставки в июле-августе дала 60 процентов роста, за две недели сентября рост составил 107 процентов. Развитие онлайн-торговли — реальный драйвер и возможность привлечения инвестиций крупных компаний», — уверен г-н Перекальски.

Последовательность и предпринимательство

Участники форума уверены, что развитие экономики невозможно без развития «инфраструктуры предпри­нима­тельства».

«Нужно создавать систему институтов развития, который смогли бы производить предпринимателей с идеями, предпринимателей, которые создавали эти производства с добавленной стоимостью», — говорит руководитель управления интеграции инноваций Промышленной группы «Тегас» Константин Анисимов.

«Без экосистемы предпринимательства мы не сможем развиваться и достичь тех показателей, которые себе намечаем, — соглашается председатель краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации “Опора России” Даниэль Башмаков. — Мы два года реализуем программу наставничества для растущих предпринимателей Scaleup, через которую уже прошли 30 собственников бизнеса. Они затем показали средний рост бизнеса в 50 процентов».

«Предприниматели должны чувствовать хороший инвестиционный климат в регионе. И здесь власть должна создавать такие условия, чтобы инвестор понимал: через два-три года политика кардинально не изменится. Взаимодействие власти с бизнесом должно быть постоянным. Без этого стратегия не будет живой», — добавляет заместитель председателя краснодарского регионального отделения РСПП Сергей Огурцов.