Российские курорты спасли сезон

Олеся Меркулова
16 октября 2017, 00:00

Курорты Краснодарского края и Крыма показали хорошие результаты за летний сезон, несмотря на открытие Турции. Но чтобы расти дальше, отрасли нужны преференции от государства

До 70% туристов приезжают на южные курорты, чтобы «потребить» только одну услугу — искупаться в море
Читайте Monocle.ru в

За три летних месяца курорты Кубани посетили около 9,9 миллиона отдыхающих, что на 11% больше, чем летом 2016 года. «Пока рано подводить окончательные итоги, — комментирует глава ведомства Христофор Константиниди. — Планируем, что к концу году турпоток будет на уровне 16 миллионов человек».

Выездная модель

За восемь месяцев 2017 года на главном турецком курорте — в Анталии — побывало 2,66 млн наших соотечественников, что на 22,6% больше, чем в 2015 году (редакция сравнивает данные с 2015 годом, а не с 2016 годом, когда Россия запретила организованные туры в Турцию).

При этом, по словам генерального директора крупнейшего на Юге туристического агентства «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, продажи по российским направлениям выросли на 10%. Генеральный директор турагентства «Ривьера Сочи» Бэлла Тарасова говорит о продажах туров на уровне 2016 года: «Количество туристов в нашей компании осталось на уровне прошлого года, но спрос сместился в сторону более дешёвого продукта». При этом Алексан Мкртчян отмечает, что в сезоне-2017 не было роста цен на размещение в российских отелях, в чём есть бесспорная заслуга Турции. «Турция оттянула на себя часть бюджетных клиентов. Замечу также, что когда в мае прошло сообщение, что Россия может запретить чартерные рейсы в Турцию, наши отельеры моментально отреагировали ростом цен на 10–15 процентов. Потом новость опровергли, и отельерам пришлось снизить цены. Турция нужна хотя бы для того, чтобы держать цены в России», — говорит он. «Турецкие курорты пошли на жёсткий демпинг в апреле-мае и июне, а теперь ещё и в сентябре-октябре. Также турецкое правительство очень серьёзно поддержало дотациями своих авиаперевозчиков, — добавляет генеральный директор сочинского санатория “Знание” Дмитрий Богданов. — Но в целом, даже при таком сложном сезоне, наши курорты показали себя очень достойно. И те туроператоры, отели и здравницы, кто грамотно подходил к делу, кто ставил разумные цены, кто не снижал свою маркетинговую и рекламную активность, смогли даже увеличить количество туристов и объём выручки».

Горнолыжные курорты в Сочи, в свою очередь, активно продвигают летний отдых в горах. Исполнительный директор всесезонного курорта «Роза Хутор» (контролируется «Норильским никелем») Николай Шленцов заявил, что курорт летом 2017 года примет около миллиона гостей. При этом загрузка оте­лей выросла, несмотря на увеличение числа гостиничных номеров. «Горки Город» (по данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит через компанию «СВК Холдинг» «Сбербанк Капиталу») не отставал и принимал летом от двух до восьми тысяч человек ежедневно.

Туристы пока не тянут

И хотя внутренний туристический поток не уменьшается даже на фоне падения реальных доходов населения, российские курорты проигрывают своим зарубежным конкурентам в умении создавать условия для повышения чека и времени пребывания на курорте. Самый ходовой продукт курортов Краснодарского края — тур выходного дня. По данным сервиса Onlinetours, только 12% туристов России выбрали продолжительность поездки от 9 до 12 ночей, и 16,4% — на 7-8 ночей. Основная масса отдыхающих россиян выбрала туры длительностью 4-6 ночей (33%) и 3 и менее ночей (туры выходного дня) — таковых было 31,4%. Турция показывает противоположную картину — 35% туристов выбрали в Турции тур длительностью от 9 до 12 ночей, 33,7% — 7–8 ночей.

«Большинство туристов на российские курорты приезжают отдыхать на три дня. Средний срок пребывания в Турции — семь дней. Турист в Турции изначально настроен на посещение достопримечательностей, на гастротуризм, на все виды сопутствующих услуг, которые отрасль готова ему предоставить. В России же 70 процентов туристов приезжают, чтобы потребить прямую услугу курорта — либо покататься на лыжах, либо искупаться в море, — говорит заместитель генерального директора по управлению гостиничным фондом НАО “Красная Поляна” Василий Попандопуло. — В такой ситуации мы не можем говорить о туризме как об отрасли, которая способна развивать экономику и тянуть за собой АПК, логистику, даже лёгкую промышленность. Мы коренным образом должны изменить облик нашего туриста. Если мы не сможем привлечь сюда туриста хотя бы на неделю, то надеяться на туризм как на драйвер экономики бессмысленно».

«Чтобы туризм тянул за собой другие отрасли, ему нужны стимулы, — считает Вадим Прасов, вице-президент Ассоциации отельеров и операторов России. — Прежде всего, субсидии на авиа и железнодорожные перевозки — для такой страны, как Россия, это ключевой вопрос. Нужно волевое решение федеральных властей».

«Туристическая отрасль в России пока ещё плохо связана со смежными отраслями — даже с АПК. Хотя подача местных продуктов питания может стать и частью бренда краснодарских курортов. Нужно начать диалог между представителями разных отраслей. Государство может инициировать этот процесс. Например, субсидиями отельерам, которые используют только местные продукты и алкоголь, и т.д.», — продолжает Василий Попандопуло.

Россия: «всё включено»

Россияне полюбили Турцию прежде всего за систему «Всё включено». Если для туриста это удобный и психологически приемлемый продукт, за который не нужно доплачивать на месте, то для экономики — это продуманный пакет опций, которые и создают синергию всех услуг и продуктов. По данным Onlinetours, 58,3% туристов отправились в Турцию по системе «Всё включено», и 40,4% — по системе «Ультра всё включено». В России же 35,7% туристов выбрали тур без питания, 35,3 — только завтраки, 9,9% — «завтрак-ужин». Туры с трёхразовым питанием в российские отели и санатории приобрели 12,4% клиентов, с системой «Всё включено» — 6,7%. 

Туристическая отрасль в России пока ещё плохо связана со смежными отраслями — даже с АПК

Систему «Всё включено» пытаются внедрить краснодарские власти. Летом 2017 года краевое министерство курортов, туризма и олимпийского наследия разработало стандарты «Всё включено» и «Ультра всё включено», где прописаны требования к подаче блюд, напитков, организации услуг и досуга. Стандарты носят рекомендательный характер; согласно данным ведомства, такую опцию внедрили у себя 30 отелей Черноморского побережья. Методические рекомендации ведомство направило в федеральный Роспотребнадзор, Ростуризм и правительство РФ для применения этой практики в других регионах страны. Игроки рынка считают, что рекомендаций недостаточно. «“Всё включено” — это огромный труд! Его невозможно внедрить за один год. Это должен быть пакет государственных мер — субсидии на акцизы местного алкоголя, логистика, покупка местных товаров и так далее, — говорит Бэлла Тарасова. — В России есть аналог “Всё включено” — полный пансион. Но это только питание. В Турции — это и развлечения, анимация, бассейн, даже архитектура отелей подстраивается под то, чтобы ты получил весь комплекс услуг внутри него». «Стандарты Кубани “Всё включено” — неплохие, но, во-первых, они написаны уже в сезон, поэтому мы не получили широкого перехода на них, — комментирует Алексан Мкртчян. — Во-вторых, все требования носят рекомендательный характер. Я считаю, что система “Всё включено” должна внедряться массово — это самый востребованный и психологически комфортный продукт. Человек должен приезжать в отель и ни копейки не тратить».

Крым: в ожидании Большого моста

Загрузка курортов Крыма в этом сезоне ниже, чем в 2016 году. По данным министерства курортов и туризма Республики Крым, на 22 сентября 2017 года с начала года полуостров посетили более 4,5 млн туристов, это на 4% меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года. «При этом прямые налоговые поступления от туристической отрасли в бюджет Крыма выросли на три-четыре процента», — комментирует министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко. Средняя загрузка работающих санаторно-курортных и гостиничных учреждений по состоянию на 21 сентября 2017 года в Крыму составляет 45,4%.

«В Крыму нет роста из-за логистики полуострова: как только будет построен железнодорожный мост через Керченский пролив, мы получим рост турпотока в Крыму», — комментирует Алексан Мкртчян.

«Снижение объёма турпотока может быть даже больше, чем говорит официальная статистика. Там считают весь въездной поток, в том числе и людей, приехавших к родственникам или в командировку, — говорит председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко (в ассоциацию входят мини-отели, гостевые дома, виллы и резиденции). — Мы это связываем с дорогими авиаперевозками. Если зимой прилететь в Крым из Петербурга стоит около трёх тысяч рублей, то этим летом цены на рейсы доходили до 15 тысяч рублей. Это очень дорого! И не все могут путешествовать автотранспортом». Наталья Пархоменко согласна с тем, что открытие железнодорожного сообщения даст толчок в развитии туристической отрасли Крыма. По её словам, отрасль на полуострове сегодня переживает период сегментации: «Если раньше туристу было достаточно кровати и моря, то сейчас он стал более требовательным. Мы только начинаем заниматься сегментацией рынка. В межсезонье в ассоциации проводим семинары по маркетингу и целевым аудиториям. Важная деталь — люди разных возрастов и предпочтений не должны мешать друг другу отдыхать. Те, кто занимаются этим, получили рост продаж в сезоне-2017».

Курортный сбор и дотации

2018 год для российских курортов может стать достаточно непростым. Во-первых, в полной мере заработает принятый Госдумой РФ закон о курортном сборе за пользование инфраструктурой в размере 50 рублей в день. Новость воспринята рынком сдержанно, но негативно. «Я надеюсь, что умные мэры городов-курортов, если хотят получить туристов, не будут его внедрять, — замечает Алексан Мкртчян. — Богатый Сочи ещё может это себе позволить, а, к примеру, станица Голубицкая, где отдых стоит от 300 рублей в сутки, — вряд ли». При этом отрасль не верит в те суммы, которые якобы возможно получить в результате действия курортного сбора (в Краснодарском крае это 8,3 млрд рублей до 2022 года). «Мы можем только ожидать перераспределения потока в частный сектор, который освобождён от этого налога, в отличие от гостиниц. Эти деньги ещё надо собрать. Поэтому просто подсчитать, сколько человек приезжает на курорт, умножить их количество на сумму курортного сбора и выдать это как его предполагаемый объём, мягко говоря, наивно», — добавляет Вадим Прасов.

С другой стороны, Совет Федерации должен подготовить предложения по дотированию пассажирских перевозок на российские курорты к концу 2017 года, заявила председатель СФ Валентина Матвиенко. По словам сенатора Игоря Фомина, также рассматривается возможность субсидирования чартерных авиаперевозок на российские курорты. Такая мера стимулировала бы не только спрос на российские курорты, но и повышение конкуренции на внутреннем рынке авиаперевозок.