В одном из самых бедных регионов России, Республике Калмыкии, в 2017 году появилась база для роста: готовится к вводу многолетний «долгострой», который станет якорным проектом для «мясного кластера», а также запущено предприятие, кратно увеличивающее объёмы регионального экспорта и доказывающее, что в республике можно работать эффективно. Оба этих направления во многом связаны с деятельностью Бориса и Павла Титовых, которые усмотрели потенциал в одном из самых бедных и маленьких субъектов федерации.
Из Калмыкии с любовью
Республика Калмыкия на юге России с населением 278 тысяч человек обладает наиболее низкими объёмами инвестиций в основной капитал — 13,5 млрд рублей по итогам прошлого года. По этому показателю на Юге региону незначительно уступает только город федерального значения Севастополь (12 млрд рублей), но у последнего, в отличие от Калмыкии, положительная динамика по размеру инвестиций. Экспортная деятельность предприятий республики также пребывает едва ли не в зачаточном состоянии: по итогам прошлого года регион реализовал товаров на сумму 1,5 млн долларов.
В начале лета компания ООО «Русские биоресурсы», созданная президентом винного дома «Абрау-Дюрсо» Павлом Титовым (сыном уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова), запустила в республике проект по разведению цисты рачков для корма рыб, креветок и крабов. При общем объёме инвестиций в размере 350 млн рублей Павел Титов вместе с управляющим партнёром Дмитрием Величко (доля в созданной компании 15%) запустили в эксплуатацию уникальное для юга России предприятие, которое в ближайшей перспективе должно выйти на уровень производства в 500 тонн продукта. При этом в России ежегодно производится порядка 1,5 тысячи тонн цисты рачка, то есть «Русские биоресурсы» претендуют на четверть внутреннего рынка этого продукта.
На данный момент уже реализован первый этап инвестпроекта: рекультивировано озеро Яшалта (стоимость рекультивации составила 70 млн рублей), а в августе уже были собраны первые урожаи. Сейчас компания планирует приступить ко второй стадии проекта: созданию перерабатывающего производства, в рамках которого полученный продукт будет сушиться и фасоваться. Продавать его станут под собственным брендом «Русские биоресурсы». При выходе на запланированные мощности в 500 тонн в год компания планирует выручку на уровне 4,5 млн долларов (средняя стоимость 1 тонны цист составляет порядка 9 тысяч долларов), из которых большая часть будет идти на экспорт в Китай. Таким образом, выход «Русских биоресурсов» на проектную мощность может увеличить экспортные показатели республики в 3-4 раза.
Почему этот проект решено было запустить именно в Калмыкии? Как сообщил Дмитрий Величко (он является генеральным директором компании ООО «Био Ресурс», которая реализует проект), республика и, в частности, расположенное здесь озеро Яшалта, оказались идеальным местом для разведения сырья: «Основополагающий момент — время восстановления экосистемы озера Яшалта. Мы потратили порядка 70 миллионов рублей и три года на его восстановление, так как оно было пересохшим. Любые другие озера западнее Урала либо не подлежали восстановлению, либо требовали гораздо большего количества инвестиций. В данном случае нам удалось соблюсти баланс инвестиций и времени».
По словам г-на Величко, слабая транспортная инфраструктура Калмыкии — для «Русских биоресурсов» фактор некритичный. Говоря о сложностях работы в Калмыкии, он упомянул стоимость электроэнергии: «Здесь есть своего рода узкие места, связанные со стоимостью электроэнергии. Я подписывал акты, и у меня в очередной раз задёргался глаз — цены здесь выше, чем в Ростовской области. Я бы даже назвал их негуманными». Правда, Величко отметил открытость руководства региона инвесторам: «Алексей Орлов и Игорь Зотов (глава республики и глава правительства соответственно. — “Эксперт ЮГ”) — достаточно контактные люди. Если ты честно платишь все налоги — они пойдут навстречу любому инвестору».
«Русские биоресурсы» выйдут на плановые мощности через 3–5 лет. К следующему году уровень производства достигнет 80–100 тонн в год, тогда же начнётся реализация второго этапа проекта с созданием перерабатывающего производства. По словам Дмитрия Величко, сначала компания планирует насытить внутренний рынок, объём которого по сравнению с мировым незначителен, а затем начнёт работу с дистрибьюторами в странах Азии, в первую очередь, до 90% экспортного объёма, с Китаем. Как считает Дмитрий Величко, окупаемость проекта займёт около 5 лет. При этом «Русские биоресурсы» являются первым и единственным на данный момент отечественным предприятием, которое в рассматриваемом сегменте продвигает на международном рынке собственный бренд.
Объёмы переработки тоже будут прецедентными для России. «Из полутора тысяч тонн добываемой цисты в России всего лишь 200 тонн сушится здесь, а остальное — за пределами страны, в Китае или Казахстане», — говорит Дмитрий Величко. Технологии для производства собирались по всему миру, кроме того, «Русские биоресурсы» сотрудничают в этом направлении с некоторыми НИИ России. По данным г-на Величко, инвестиции в запуск проекта составили собственные средства партнёров, а также привлечённые из инвестиционных фондов займы.
К Калмыкии и Яшалте Титовы испытывали определённый интерес и раньше. Подконтрольное сейчас Дмитрию Величко ООО «Био Ресурс» в 2011 году планировало начать строительство в Яшалтинском районе республики крупный курортный комплекс «Яшалта Релакс таун» с предоставлением «полного спектра медицинских услуг системы лечебно-профилактических здравниц». Основой процесса оздоровления предполагалось сделать местные лечебные грязи. Стоимость проекта оценивалась в 1 млрд рублей. Правда, на данный момент Дмитрий Величко замечает, что идея «умерла в зародыше».
Кластер, который смог
Необходимость создания «какого-либо кластера» обсуждается в Калмыкии уже несколько лет. Возникали разные идеи: либо создать туристический кластер, либо агроиндустриальный. В 2011 года в республике вплотную подошли к созданию мясоперерабатывающего кластера. Эту идею уже более шести лет активно развивает Борис Титов. По его словам, в Калмыкии для этого есть всё необходимое: от собственной мясной породы коров до традиционно тяготеющего к скотоводству населения. Не хватает только собственного общего бренда и развитой цепочки реализации продукции.
Откликнувшись на призыв Титова, группа «Продконтракт» в 2011 году заявила о планах строительства в Кетченеровском районе Калмыкии крупнейшего республиканского мясоперерабатывающего комплекса общей стоимостью 2,7 млрд рублей (сумма многократно корректировалась, и на данный момент стоимость проекта оценивается в 4,3 млрд рублей). Строительство началось в 2013 году, но уже год спустя было заморожено из-за скачка валюты: инвестор закупал оборудование за рубежом. Для возобновления работ понадобилось почти два года, а также продвижение идеи мясного кластера на самом высоком уровне, в том числе благодаря Борису Титову и его Столыпинскому клубу.
В 2017 году клуб представил президенту Владимиру Путину программу «Стратегия роста», по которой планируется создать шесть новых территориально-отраслевых кластеров, среди которых был и калмыцкий проект. По мнению экспертов клуба, города-миллионники исчерпали ресурс роста, а в моногородах его перспективы «сомнительны», поэтому в России нужно сделать ставку на областные и районные центры, которые обеспечат рост ВВП страны выше среднемирового значения (3%).
В разговоре с «Экспертом ЮГ» Борис Титов в начале 2017 года подчеркнул, что работа над кластером уже началась: «На базе местной породы можно организовать производство на всю территорию РФ и на экспорт. Мы уже сделали первые шаги: обсудили с руководством республики, что нужно сделать и как объединить бизнес, готовим к открытию первый мясокомбинат и начали работу с откормочными предприятиями». Позже выяснилось, что компания «Биф Арт» (входит в группу «Продконтракт») нашла средства на завершение собственного «долгостроя». Кетченеровский мясокомбинат будет сдан к началу 2018 года, сообщила компания. Кроме того, в 2016 году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Калмыцкое мясо».
Как рассказала министр экономики и торговли республики Калмыкия Зоя Санжиева, идея создания мясного кластера, обозначенная в рамках «Стратегии роста», активно развивается и поддерживается в регионе: «У нас много предприятий, которые могут войти в состав этого кластера, не хватало якорного проекта. Кетченеровский мясокомбинат как раз и сыграет его роль, именно вокруг него будет выстраиваться вся инфраструктура». Для кластера начато строительство небольших убойных цехов во всех районах республики, и на данный момент введено в эксплуатацию 70% всех запланированных предприятий. Эти цеха будут работать с небольшими местными производителями и составят базу для работы мясокомбината и кластера в целом.
«Минпромторг РФ уже обещал поддержку этой идее. Мы его дополнительно представим на ближайшем Российском инвестиционном форуме в Сочи», — отметила Зоя Санжиева. По её данным, до начала работы Кетченеровского мясокомбината осталось немного времени. «Работы ведутся, на данный момент готовность составляет 90 с лишним процентов», — сообщила она.
Маленькая Калмыкия для маленьких производителей
Запланированная мощность Кетченеровского мясокомбината составит до 30 тысяч тонн говядины в год. Аналогичные по объёмам мясокомбинаты имеют выручку до 1,3 млрд рублей в год. Такая выручка позволит комбинату быстро войти в список крупнейших предприятий республики и способствовать развитию небольших хозяйств на территории Калмыкии, благодаря созданию общего канала сбыта. Эта задача для республики является принципиальной: «Мы видим Калмыкию как территорию для малых предприятий, ориентированных на производство товаров для реализации за её пределами, — говорит г-жа Санжиева. — У нас слишком маленький собственный рынок, поэтому другие направления не так реалистичны».
Для поддержки малых производителей в республике планируется строительство логистического центра, а также запущен ряд региональных программ субсидирования. «У нас есть уникальные программы, которые подразумевают субсидии для инвесторов от 10 миллионов рублей. Такой формат вызывает интерес. Сейчас мы уже выделили землю, к примеру, для небольшой молочной фермы на 5–10 тонн молока в сутки, которую планируют построить итальянцы с брендом “Агро-Венеция”, — рассказывает Зоя Санжиева. — Мы начинаем с малого, но такие проекты нам сейчас жизненно необходимы для того, чтобы потенциальные инвесторы услышали о возможности работы в нашей республике».