Отечественный лидер по средней урожайности зерновых Краснодарский край (64,9 центнера с гектара в 2017 году) в ближайшие годы имеет все шансы догнать по этому показателю ведущие европейские страны (Франция, Великобритания — 70–91 центнер с гектара). Об этом шла речь в Краснодаре на заседании «круглого стола» «Битва за урожайность: можно ли добиваться большего от пшеницы?», организованного журналом «Эксперт ЮГ» в партнёрстве с одним из мировых лидеров в химической и фармацевтической сферах компанией Bayer.
Ежегодно валовой сбор зерна растёт, однако сами аграрии, достигшие значительных успехов в последние годы (уровень средней урожайности вырос с 43 центнеров с гектара в 2005 году до 64,9 центнера в 2017 году), не спешат форсировать события. Избыточный урожай не только давит на цены, но и вызывает острый дефицит складских помещений, владельцы которых, в свою очередь, взвинчивают тарифы за хранение. К тому же в погоне за валом снижается качество производимого зерна, в то время как во всём мире сохраняется тренд на расширение потребления «чистых продуктов» и зерна с высокими качественными характеристиками. Участники «круглого стола» отмечают, что сегодня не стоит «гнаться за рублём», наращивая урожаи. Следует сосредоточиться на высокой продуктивности, сохранении почв, борьбе с болезнями растений и выводе на рынок дефицитных биопродуктов.
В руководстве Министерства сельского хозяйства РФ было заявлено, что уже к 2030 году в России впридачу к нынешнему урожаю в почти 130 млн тонн зерновых в год вполне может быть выращено ещё порядка 100 млн тонн. Оптимизм чиновников основан не только на последних успехах основных зернопроизводящих регионов страны, но и на введении в сельхозоборот до сих пор не используемых почти 42 млн га залежных земель (всего на 2017 год в стране насчитывалось 196 млн га сельхозугодий). Как это сделать при элементарном дефиците работников на селе и износе техники в АПК почти в 70%, сказать сложно. Ещё менее понятен вопрос, зачем России нужны такие рекорды. Из нынешних почти 130 млн тонн для внутренних нужд страны (даже при росте потребностей животноводства в кормах и с учётом стратегических «закромов родины») достаточно 75–80 млн тонн. Остаётся до 50 млн тонн экспортного потенциала. Однако сегодня трейдеры объединёнными усилиями не в состоянии вывезти даже половины (в 2016–17 сельхозгоду были вывезены рекордные 35,1 млн тонн).
На этом фоне и сами производители не могут придержать зерно до лучшей конъюнктуры — страна располагает общими мощностями хранения всего на 115 млн тонн. То есть уже сегодня 15 млн тонн нового урожая необходимо в срочном порядке продавать, невзирая на цену. Куда уж тут вести речь о дополнительных 100 млн тонн, существующих пока только в радужных надеждах чиновников.
«В ближайшие пять лет мы свои усилия сосредотачиваем на оздоровлении почвы, развитии благоприятных условий, чтобы у нас не было патогенных болезней, — рассказал Валерий Киященко, директор ООО “Заречье”. — Используем протравители лучших мировых производителей. Да, это дорого, но зато фузариоза, от которого пострадал весь регион, на кукурузе в этом году у нас нет. Для нас приоритетом в первую очередь является качество. Инвестиции порядка миллиона долларов на четыре тысячи га пашни позволили нам продавать зерно в любых экономических условиях. Мы инвестировали около 70 миллионов рублей в создание собственного семенного центра, купили новейшее оборудование. Теперь у нас свои семена с гарантированным качеством. Мы работаем на внутренний рынок, чтобы в России потребляли чистые продукты».
Большую проблему для будущих урожаев представляет упомянутый фузариоз — опасное заболевание растений. По данным главного фитопатолога Краснодарского филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Натальи Сасовой, из-за фузариоза колоса с каждых 100 га обрабатываемой земли кубанские аграрии недополучают в среднем 25 центнеров урожая. В год это выходит в пределах 350–450 тысяч тонн урожая, что при нынешних средних ценах на пшеницу в 7 рублей за 1 кг составляет 3,15 млрд рублей.
Для решения этой проблемы химические и фармацевтические компании сегодня предлагают надёжные средства борьбы с заболеваниями растений.
«Осенью необходимо уделять повышенное внимание озимому полю. Внедрение новых протравителей с антифузариозным и инсектицидным компонентами даёт повышение урожайности до 80 центнеров с гектара и выше. За три года производственного использования осенней защиты от сорняков (гербицид “Алистер Гранд”) прибавка составила 4–6 центнеров с гектара урожая», — говорит Андрей Девитт, региональный представитель «Байер» на юге России по продажам.
Есть положительный опыт и у сторонников традиционных методов защиты растений.
«Нужно опираться на веками приобретённый опыт, — уверен генеральный директор ЗАО “Колос” Александр Хильчук. — Специалисты из Новосибирска посоветовали нам использовать в качестве удобрений обычный торфогель. В этом году мы распылили с самолёта 60 тонн торфогеля, и не обнаружили никакого фузариоза на пшенице. На выходе получили 55 центнеров с гектара при минимальной её себестоимости и при хорошем иммунитете. Сегодня за нашими чистыми продуктами покупатели стоят в очереди».
Правильное применение средств защиты растений в ближайшие годы может стать не менее действенным фактором повышения урожайности, чем экстенсивный путь расширения посевов на пока ещё не обрабатываемых земельных угодьях.