Взрывной рост Красной Поляны

Олеся Меркулова
13 ноября 2017, 00:00

Созданный к Олимпийским играм 2014 года в Сочи горнолыжный кластер показывает впечатляющую динамику как по посещаемости, так и по выручке. Чтобы закрепить успех, предстоит более тонкая «настройка» кластера за счёт МСБ

Читайте Monocle.ru в

Общие инвестиции в три горнолыжных курорта — «Роза Хутор», «Горки Город» и «Газпром» (ГТК «Лаура») — составили около 100 млрд рублей. Еще до успешного проведения зимних Олимпийских игр 2014 года главный вопрос, занимавший умы как инвесторов, так и обывателей, был: «смогут ли курорты оправдать ожидания?». По итогам 2016 года совокупный объём выручки горнолыжных курортов в Сочи, по разным оценкам, составил не менее 10 млрд рублей. Олимпиада создала новую отрасль для Сочи, которую теперь нужно развивать.

В 2016 году выручка ООО «Роза Хутор» выросла на 38%, составив 4,4 млрд рублей. В 2015 году рост был на уровне 64%. Второй курорт «Горки Город» (НАО «Красная Поляна») заработал в 2016 году 3,6 млрд рублей, нарастив выручку на 58%, в 2015 году — на 39%. «Газпром» данные по горнолыжному курорту не раскрывает. Однако, учитывая количество посетителей (данные компаний и администрации Сочи), его выручка может быть на уровне 3,5 млрд рублей. Общее количество посетителей в 2017 году — на уровне 4 млн человек. Почти половину из них принял курортный комплекс «Роза Хутор». Остальное поделили примерно поровну между собой «Горки Город» и «Газпром». Как развиваются горнолыжные курорты Красной Поляны после Олимпиады, и какие проекты нужны им для дальнейшего роста?

Как зарабатывают курорты

Горнолыжные курорты «Роза Хутор», «Горки Город», «Газпром» зарабатывают в первую очередь на продаже ски-пасссов, собственном гостиничном фонде и собственных аттракционах. Самый большой гостиничный фонд у НАО «Красная Поляна» — 3070 номеров. По данным компании, с учётом экономической конъюнктуры, средние показатели роста загрузки отелей за 8 месяцев 2017 года составили около 25%, прогноз по загрузке на 2017 год составляет чуть более 70%. Продажи ски-пассов в 2017 году выросли на 29%. Среднее время пребывания гостей на курорте «Горки Город», в зависимости от сезона, — 3–5 дней. Но это пока меньше средних показателей отдыха на зарубежных курортах, куда туристы приезжают на 7–8 дней. «География посетителей курорта у нас достаточно стабильна — около 50 процентов туристов из Москвы, Московской области и Центрального федерального округа, около 20 процентов составляют гости из Сочи и Краснодарского края, остальное — другие регионы России и иностранные туристы (пять–семь процентов), — поясняет генеральный директор НАО “Красная Поляна” Александр Саурин. — Мы заинтересованы в максимальном расширении географии приезжающих. А в последний год мы замечаем рост численности иностранных туристов, которые едут на информационные туры в составе делегаций, изучают курорт». За прошлый зимний сезон курорт посетило более 400 тысяч человек. Около 600 тысяч туристов приехали в «Горки Город» летом.

В «Роза Хутор» зимой побывало около 800 тысяч посетителей. Номерной фонд «Роза Хутор» — 2592 гостиничных номера, его загрузка в среднем составила 73%. В летний период на курорт приезжает чуть ли не больше туристов, чем зимой. В 2017 году на сегодня общее их количество составило 1,1 млн человек. «Роза Хутор» активно продвигает свои туристические продукты в Европе. В частности, курорт подписал соглашение о сотрудничестве с немецким туроператором Bucher Last Minute — дочерней компанией ведущего европейского туроператора из Великобритании Thomas Cook Group. Компания будет формировать пакетные туры с чартерными перевозками для курорта. При этом «Роза Хутор» 80% своих продуктов (ски-пассы, пакетные предложения) продаёт напрямую через онлайн-магазин курорта. По словам директора по продажам и маркетингу «Роза Хутор» Ольги Филиппенковой, 20% продают турагентства, при этом половина их продаж приходится на личный кабинет онлайн-магазина курорта.

«Если курорты начнут занимать место малого бизнеса, будет падать эффективность управления и теряться уникальность курортов»

«Горки Город» продаёт 47% своих продуктов через туроператоров и намерен довести эту цифру до 60%. «Многое было пересмотрено, были внесены корректировки в работу с В2В-партнёрами — начиная с паритета цен и заканчивая анализом конкурентной среды. Мы разграничили комиссионную политику для агентств, крупных федеральных сетей и туроператоров и разработали систему динамического роста комиссионного вознаграждения, которая сейчас полностью зависит от объёмов и динамики продаж. Всё это отразилось на лояльности к нам со стороны партнёров», — комментирует работу с рынком директор по продажам НАО «Красная Поляна» Елена Махрова.

В предстоящем зимнем сезоне «Роза Хутор» рассчитывает принять около 900 тысяч туристов, НАО «Красная Поляна» прогнозирует рост числа туристов в зимнем сезоне на уровне не менее 20%.

Конкуренция на перспективу

На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2017 года генеральный директор ООО «Роза Хутор» Сергей Бачин подвёл итоги созданной отрасли, высказав мнение, что первый её этап — инфраструктурный — пройдён. «Я не говорю, что у нас есть вся инфраструктура, но эта задача решается, и, главное, есть системное понимание того, как её решать, — сказал он. — Теперь мы обязаны перейти к тонким настройкам. Сейчас очень важно, чтобы человек приехал на курорт и ему там было очень интересно. Чтобы его окружали разнообразные и конкурентоспособные проекты, а это малый бизнес, энтузиасты и интеллектуалы, которые способны создавать поток. Если специально не заниматься этим, мы получаем примитивный бизнес». Сергей Бачин предложил Ростуризму создать грантовый конкурс для стартапов в сфере туризма: «Надо создать механизм отбора и стимуляции малых проектов. Потому что энтузиасты часто не имеют стартовых средств, им нужно помочь, а дальше они открывают дорогу другим. И тогда инфраструктурные объекты, которые мы создаём, начинают лучше работать».

Горнолыжные курорты Красной Поляны строились за счёт крупных инвесторов и государственных денег, поэтому основные опасения экспертов были связаны с отсутствием конкуренции и стимулов к развитию сервиса. Поток информации из интернета, фото дорогих чеков из ресторанов курортов, особенно после Игр 2014 года, — всё это развивало у потенциальных посетителей Красной Поляны убеждённость в том, что в Европе кататься на лыжах дешевле, чем на сочинских горнолыжных курортах. Сейчас такой проблемы нет. «Роза Хутор» готов отдать 23 земельных участка общей площадью 12,3 га в долгосрочную аренду для реализации новых инвестиционных проектов — гостиниц, общепита, объектов спорта и развлечений. Сегодня там строится три новых аттракциона внешними инвесторами с совокупными инвестициями в 219 млн рублей. В «Горки Город» малый бизнес уже заходит в сферу развлечений: организовывает сафари-туры компания ATV-TUR, работают несколько сторонних лыжных школ и т.д.

Но игроки рынка говорят, что для развития малого бизнеса на курортах мало просто договоров аренды. Малый бизнес умеет формировать уникальное содержание. И этим надо пользоваться — предлагать его в собственных пакетах и продвигать наравне со своей инфраструктурой. «Курорт “Роза Хутор” впервые в этом году объявил, что готов продавать услуги, которые на его территории не находятся. Но мне кажется, что усилий для продажи они приложили недостаточно», — говорит Николай Поляков, директор организации «Мастерская приключений». Он 19 лет занимается приключенческим туризмом — от туров по живописным каньонам до экстремального передвижения по горам летом. Зимой предлагает фрирайд и хели-ски (прыжок на лыжах с вертолёта). Его же гиды сопровождали геологов на предпроектных работах в Красной Поляне во время олимпийской стройки. «Руководство горнолыжных курортов рассуждает примерно так: ты к ним приходишь и предлагаешь сотрудничество, взамен обещаешь своих клиентов, которые идут только с тобой. А курорты тебе возражают: клиенты едут к нам, а ты по дороге их перехватываешь и зарабатываешь на этом деньги», — объясняет Николай Поляков.

«Всем этим курортам-корпорациям нужны маленькие интересные проекты. Им нужно привлекать на совместных условиях маленьких партнёров, — считает основатель Скайпарка в Сочи Дмитрий Федин. — Если курорты начнут занимать место малого бизнеса, будет падать эффективность управления и теряться уникальность курортов. Но условия локализации таких проектов нужно упрощать, давать возможность зарабатывать другим».

Всесезонный курорт «Горки Город» повышает привлекательность за счёт сторонних инвесторов и малого бизнеса  028_expertjug10-1.jpg
Всесезонный курорт «Горки Город» повышает привлекательность за счёт сторонних инвесторов и малого бизнеса

«Горы надо делать доступнее. Это и единый ски-пасс, и возможность свободно передвигаться по территории гор вне курорта, — добавляет Николай Поляков. — Нужно более внимательное отношение к уникальным услугам, не надо их ставить в ряд с массовым продуктом, который может воспроизводиться кем угодно. Нужно развивать взаимодействие с посёлком Красная Поляна, который пока существует сам по себе. Понятие “устойчивый туризм” включает в себя и отношение к местным жителям».

Главные драйверы горнолыжных курортов

Главным драйвером развития горнолыжных курортов в Сочи сегодня является создание единого ски-пасса. Разговоры об этом шли ещё до начала Олимпиады. В начале января 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил управляющим компаниям курортов Красной Поляны, а также администрациям Краснодарского края и города Сочи, разработать согласованные предложения по объединению зон катания. «Этот продукт мы готовим совместно с другими курортами Красной Поляны», — говорит представитель «Горки Город». Других подробностей пока нет. Сейчас курорты уже начали продажи ски-пассов зимнего сезона 2017/2018, и они пока не объединены. «Единый ски-пасс очень нужен. Представьте, что вы живёте в “Розе Хутор”, утром идёте кататься, но при сложившейся погоде можно кататься только на “Горки Город”: у гор разные режимы, а ски-пасс уже куплен», — объясняет Николай Поляков. Так работает одно из самых известных мест для горнолыжного катания «Три долины» во Франции, где большое количество собственников канатных дорог, комплексов, гостиниц. В Европе единый ски-пасс применяется не только на соседних горнолыжных комплексах, но даже действует на территории соседних стран. Такой формат позволяет туристам более грамотно планировать бюджет отдыха, выбирая подходящие трассы и объекты размещения.

Второй драйвер — это открытие новых трасс. «Роза Хутор» в ближайшие семь лет построит их 250 км. В этом году курорт открывает 6 км новых трасс. В сезоне 2017–2018 годов «Горки Город» планирует запустить в эксплуатацию две дополнительные «зелёные» зоны для начинающих с освещением, оснежением и двумя подъёмниками. В планах также строительство стационарного «сноупарка». Планы по расширению своего комплекса за счёт территорий Кавказского биосферного заповедника год назад декларировал и «Газпром». Планировалась строительство 250 км горнолыжных трасс, 83 км канатных дорог, 14 ресторанов и четырёх горных отелей. Всё это позволило бы увеличить пропускную способность курортов Красной Поляны с 30 тысяч до 40 тысяч человек в сутки. Однако проект был раскритикован экологами, специалистами экспертных центров при правительстве РФ и отправлен на доработку. Учитывая возрастающий турпоток и перегрузку инфраструктуры в пиковые сезоны, можно предположить, что предложения «Газпрома» будут услышаны и воплощены в жизнь.