Банковский сектор Юга растёт на МСБ

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
18 декабря 2017, 00:00

«Эксперт ЮГ» представляет первый рейтинг самостоятельных банков на юге России. Совокупно динамика роста отдельных показателей выше, чем в среднем по стране. Основные драйверы роста — кредиты малому бизнесу и физлицам

Читайте Monocle.ru в

Последние четыре года банковский сектор России лихорадит. Не прекращается череда банкротств, клиенты в смятении, государство тратит значительные средства на спасение прежде всего крупных банков (точнее, берёт на себя их обязательства перед кредиторами). Кто следующий на вылет — насущный вопрос, как для регулятора, так и для клиентов. На этом фоне положение дел на юге России внушает оптимизм. Из 59 банков, у которых в этом году Центробанк отозвал лицензии, только двое представляли Юг — это банки «Новопокровский» и «Крыловский» из Краснодарского края.

Доля оптимизма

С начала года в России активы банковской системы выросли на 4% (здесь и далее переоценка валютной составляющей исключена), при этом у госбанков рост составил почти 5%, у частных 3,3%. У региональных банков рост 5%, у малых и средних московских сокращение на 1%. Учитывая, что два года подряд динамика была неотличима от статистической погрешности и существенно ниже уровня инфляции (то есть по факту происходило сокращение сектора), можно констатировать cмену тренда.

Банки Юга прирастили корпоративный портфель на 20%, но исключительно за счёт пяти банков, зарегистрированных в Крыму, по ним прирост составил 68%. По банкам СКФО рост 1%, по прочим банкам ЮФО 5,3%, что тоже неплохо на фоне страны. В Крыму по-прежнему степень проникновения банковских услуг ниже, чем в других российских регионах (не считая Северного Кавказа): так, уровень кредитов юрлицам в пересчёте на душу населения в шесть раз ниже, чем в целом в ЮФО, аналогичное соотношение и по потребительским кредитам, а задолженность по ипотеке отличается более чем в 10 раз.

Самостоятельные банки юга России по убыванию активов на 1.10.17    046expertjug11.jpg
Самостоятельные банки юга России по убыванию активов на 1.10.17

Наметился разворот тренда кредитования малого бизнеса. Два года кредиты индивидуальным предпринимателям сокращались двузначными темпами, в этом же году прирост портфеля составил всего 1,7%, но у госбанков — 3,6%, в том числе у Сбербанка (6,3%), у частных банков по-прежнему сокращение 2,8%. Впрочем, малые и средние региональные банки, для которых это важный сегмент, увеличили портфели ИП на 1,4, а банки Юга на 9,2% (Крым +36% и СКФО -17%).

Определённо Юг выделяется в лучшую сторону по сравнению с другими регионами и округами. Сбербанк предоставил данные по 11 субъектам РФ (кроме Волгоградской и Астраханской областей, а в Крыму он не работает): кредитный портфель юрлиц банка на Юге вырос на 6,7% (Сбербанк в целом по стране показал прирост лишь 4%), кредиты ИП на 17,6% и 6,3% соответственно.

В поисках заработка банки вновь обратились к потребительскому кредитованию. Банки Юга показали прирост выше, чем в целом по стране — портфель физлиц вырос на 14,8% (в России — на 9%, Крым +20%, СКФО –12,5%, прочие банки ЮФО +14,6%), в том числе портфель ипотеки +19% (Крым +26%, СКФО –25,8%, прочие банки ЮФО +18,7%). Сбербанк на Юге показал прирост портфеля физлиц на 7,3%, в том числе ипотечного на 9,8%.

Самостоятельные банки юга России по убыванию прибыли на 1.10.17  047expertjug11.jpg
Самостоятельные банки юга России по убыванию прибыли на 1.10.17

Капитальные проблемы

За 11 месяцев года в России было отозвано 45 банковских лицензий. За весь 2016-й лишились лицензий 97 кредитных организаций, за 2015-й — 93, в 2014-м — 86. Казалось бы, кризис идёт на спад, однако переход под крыло ЦБ (в специально созданный Фонд консолидации банковского сектора) в III квартале двух крупнейших банковских групп, «ФК Открытие» и Бинбанка, говорит о том, что в секторе ещё много скрытых проблем. Положительный момент: со стороны государства есть чёткий сигнал — за крупные банки государство несёт ответственность. В результате доля государственного сектора, которая росла последние десять лет, ещё больше увеличилась и достигла по большинству показателей 70%.

Фундаментальная проблема сектора — низкая рентабельность, которая продолжает спад. За последнее десятилетие средняя (медианная) рентабельность активов сократилась почти в два раза. Рост рентабельности наблюдался в 2009–2012 годах на волне потребительского кредитования, но в итоге это привело к высоким рискам, просрочке и банкротству ряда банков.

Существенную долю прибыли съедают резервы — если в обычные годы они составляли 20–30% от операционной прибыли, то в кризисные (2009, 2014, 2015) до 90%. В прошлом году на них ушло почти 60% заработанной прибыли.

Развитие технологий сокращает расходы и повышает рентабельность, но далеко не у всех. Те, кто не поспевает за лидерами, теряют свои позиции.

Банки по величине кредитного портфеля 048expertjug11.jpg
Банки по величине кредитного портфеля

Существует несколько смыслов существования банков в текущих условиях, кроме зарабатывания денег:

  1. Привлечение денег с рынка и инвестирование их в проекты.
  2. Теневой банкинг — обналичивание, транзит и т.д. С ним всё усерднее борется регулятор.
  3. Просто пирамида с заранее известным концом: от п. 1 отличается тем, что клиентам не должно достаться ничего, короткий срок «проекта» от нескольких месяцев (группа Матвея Урина) до пяти лет (Банк «Югра»).
  4. Многие банки продолжают работать по инерции в ожидании лучших времен, так как продать банк невозможно, а какой-то небольшой доход он приносит. Это прежде всего региональные банки. Степень проблем зависит от качества портфеля созданного до кризиса. Впрочем, не всё зависит от менеджмента банка. Если региональная экономика испытывает трудности, хороший портфель создать не получается. На практике у каждого конкретного банка присутствуют несколько стратегий, в разных пропорциях.

Капитал как показатель надёжности банка практически не работает. У большинства банков, ставших проблемными, буквально накануне он был не просто положителен, а достаточен с точки зрения нормативов ЦБ. После оказывалось, что банк утратил не только капитал, но и значительную часть активов. Среди банков Юга количество работающих с операционными убытками увеличилось за год с 8 до 10, суммарный убыток за оба года имеют семь банков.