По итогам 2016 года объём экспорта Ростовской области составил 5,5 млн долларов, рост — более 15%. По этому показателю Дон вошёл в топ-10 регионов России. Правда, хорошая динамика и высокие показатели стали возможны в основном благодаря активности двух компаний: поставщика сельхозпродукции ТД «РИФ» и производителя техники «Ростсельмаш», для которого экспорт — «ключевая точка роста». В целом успехи региона в сфере ВЭД пока не являются результатам системной работы: её ещё предстоит научиться вести. К такому выводу пришли специалисты аналитического центра «Эксперт ЮГ», проведя анкетирование экспортёров. Результаты исследования были представлены в спецвыпуске журнала «Эксперт ЮГ» накануне конференции «Юг России на глобальных рынках: возможности и успешные практики», состоявшейся в Ростове-на-Дону. Мероприятие, организатором которого выступил аналитический центр «Эксперт ЮГ», проходило в рамках V международной конференции «ВЭД как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах РФ».
Проблемы южного экспорта
Малые и средние производители ЮФО — база для развития экспортного потенциала России. Например, ООО «ПКФ “Маяк”», поставляющее свои нут, горох, чечевицу и просо в ближнее и дальнее зарубежье. Или ООО «Бонум», которое выпускает полуприцепы для перевозки опасных грузов, пользующиеся спросом в России и СНГ: ростовская компания входит в пятёрку крупнейших производителей, их доля на рынке — 10%.
Этот список можно продолжать. Несмотря на прозвучавшую в рамках конференции цифру в 50-60 предприятий (в основном из сегмента среднего бизнеса), история их успеха не воспринимается как массовая. Об удачах большинства этих компаний, кроме их владельцев, контрагентов и госструктур, никто не знает. Отсюда вывод: малые предприятия пока плохо понимают, как надо работать на внешних рынках.
«С малыми предприятиями очень сложно говорить на одном языке, потому что им не хватает компетенций, — признаёт руководитель регионального подразделения АО “Российский экспортный центр” (РЭЦ) Владислав Есин. — У них нет специально обученных кадров. Если в крупных компаниях ВЭД занимаются целые отделы, то в небольших — директор или бухгалтер». Также представители МСП не работают за пределами России и СНГ, так как не понимают особенностей валютного законодательства, в котором «предусмотрены штрафы и ответственность вплоть до уголовной», а нанимать юриста, который « в теме», дорого. В-третьих, на юге России малый бизнес слабо информирован о государственных мерах стимулирования экспорта, возможностях институтов поддержки и успешном опыте малых предприятий на ниве ВЭД.
Выход для МСБ
Решение проблем с экспортом для МСБ возможно по трём основным направлениям: обучение потенциальных экспортёров (образовательная программа РЭЦ), консалтинг (в области банкинга и ВЭД), помощь в продвижении товаров (субсидии на финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции на внешние рынки).
«Сегодня роль банков меняется: они перестают быть для клиентов только продавцами продуктов и услуг, а всё чаще выступают в качестве консультантов и финансовых советников, — говорит директор Ростовской региональной дирекции банка “Кубань Кредит” Яна Гамалей. — Для наших клиентов, участников ВЭД, важны не столько стоимость услуг и размер комиссии, сколько возможность быстро получать грамотные и чёткие ответы по целому кругу вопросов: проведение операций, проверка надёжности контрагентов, предоставление гарантий, возможность работы с МСП Банком, агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), другими институтами. Мы позиционируем банк как структуру, которая предоставляет экспортёрам и импортёрам весь спектр консультаций по ВЭД».
«Мы обратили внимание, что экспортные амбиции мелких предпринимателей ограничиваются только рынками СНГ, а на развитых глобальных рынках этих предприятий нет, — говорит управляющий розничным бизнесом ВТБ в Ростовской области Владимир Стрельников. — Наша задача — помогать предпринимателям расти и развиваться. Мы готовы разъяснять тонкости (в том числе и законодательные), сопровождать паспорта сделок, разбираться в ситуации, которая складывается вокруг клиента на новых рынках. За год у нас увеличилась база экспортёров и примерно на треть объемы внешнеторговых сделок».
«Конечно, продвижение, популяризация товаров — это задача самой компании-производителя, — уверен Владислав Есин. — Но и мы, безусловно, помогаем. Есть проект Made in Russia. Это — каталог российской продукции. Участие в нём позволяет экспортёрам размещать на страницах необходимую информацию. Каталог печатаем на государственные деньги и распространяем на зарубежных выставках».