Концепция реабилитации реки Темерник с преобразованием прибрежных территорий в общегородской экологический парк впервые была презентована два года назад достаточно влиятельной инициативной группой, в которую вошли руководители крупного девелопера, ТПП Ростовской области, бывший топ-менеджер крупных промпредприятий и когда-то даже мэр Ростова Юрий Погребщиков. Но даже эти люди, неожиданно выступившие в роли общественников, два года назад пытались скорее просто привлечь к проблеме реки внимание. Но масштаб проблемы подавлял — около 500 га территории тесного города-миллионника, фактически выключенной из его жизни, превращённой за столетие с лишним в свалку. Сама же река Темерник, пересекающая Ростов-на-Дону, фактически представляет собой русло для сточных вод. Но эти же цифры должны сообщить и о том, что в данном случае находится на кону — город может получить огромный ресурс для развития.
За два года инициативная группа разработала видение того, как этот клубок распутывать. За это время и было создано АНО «Парк Темерник», развита партнёрская сеть, включающая ведущие вузы. Итогом лоббистской работы стали вложения в размере 40 млн рублей — созданы проект планировки и межевания прилегающих к Темернику территорий, система мониторинга всех собственников земли и установление контроля над текущим состоянием реки. Но, по словам Юрия Погребщикова, чтобы добиться реальной реабилитации реки, нужно полностью изменить систему ливневой канализации в городе, установить природоохранный контроль на территории реки и изменить систему ведомственного управления рекой.
Темернику нужен статус природного парка
— Каковы итоги по результатам двух лет работы над проектом «Парк Темерник»?
— Главный итог для нас — общественная инициатива получила реальную поддержку со стороны властей. Два года мы работали по разработанным с участием общественности «дорожным картам», утверждённым правительством Ростовской области. До этого не было согласованной работы между тремя муниципальными организациями — Ростовом-на-Дону, Аксайским и Мясниковским районами, где протекает река. Рекой занимались различные ведомства в рамках своих полномочий. Не было понимания, что, даже если региональное минприроды очистит участок реки, но агрессивное воздействие на неё пользователей не будет остановлено, этот участок снова заилится, в него станут по-прежнему сбрасывать сточные воды. К примеру, в 2017 году завершены работы по очистке более чем семикилометрового участка реки Темерник от Низового водохранилища до улицы Заречной. Изъято более 500 тысяч тонн донных отложений, 126 тысяч тонн строительного и бытового мусора. Чтобы создать проточность, ликвидированы подпоры уровней воды в русле реки. Но в рамках госконтракта не предусматривались ликвидация источников загрязнения и укрепление береговых линий, что неизбежно приведёт к повторному заиливанию реки. Реабилитация реки может осуществиться только после завершения большой и многолетней работы по полной ликвидации источников загрязнения, и проводиться она должна с севера на юг — от истоков реки до места впадения в Дон. Одновременно должны выполняться работы по берегоукреплению.
В прошлом году также удалось организовать гидрологические измерения. В настоящее время ведётся постоянное наблюдение за основными параметрами реки, которые отражаются в режиме реального времени, в том числе состояние дна и степень загрязнения донных отложений. Река включена в госпрограмму мониторинга водных объектов с целью своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, с наблюдением за состоянием дна, берегов и режимом использования водоохранных зон.
— Есть ли сейчас реальная карта собственников?
— В 2017 году минстроем Ростовской области был завершён проект планировки и межевания реки Темерник на территории Ростова. Уточнены границы водоохранной зоны Темерника и внесены в государственный кадастр недвижимости. В границах водоохраной зоны находится 477 земельных участков, из которых 185 — в частной собственности, по 254 участкам категория не установлена, 38 участков — публичные правовые образования. Общая площадь этих участков — 31,3 тысячи га. Только около 30 процентов этой территории занимают четыре крупных собственника — Северное кладбище (222,1 га), Ботанический сад ЮФУ (128,3 га), Управление СКЖД (69,3 га), Ростовский зоопарк (35,7 га). Самой большой проблемой остаются садоводческие товарищества, потому что их границы формировались без учёта водного законодательства. Есть несколько производственных площадок, которые, скорее всего, нужно будет выносить. Важно, что теперь границы водоохранной зоны закреплены не только в кадастре, но и в генеральном плане города Ростова-на-Дону. Большая часть территории теперь относится к зоне рекреации, что позволит остановить любую застройку в водоохранных границах. В нашей концепции около 500 га территории будет возвращено в пользование городу, как парк, которые сейчас отчуждены из-за экологических проблем Темерника. Работы по межеванию продолжатся в 2018 году по бассейну балки реки Темерник.
— Как вы собираетесь работать с существующими собственниками?
— Первое — нужно не только провести инвентаризацию участков земли, что уже сделано, но и выявить и создать полный перечень источников загрязнения с конкретными нарушителями. Минприроды в прошлом году частично такую работу проделало. По их данным выявлено 103 выпуска, из которых 60 — выпуски ливневых вод, 27 — выпуски хозяйственно-бытовых вод, 16 — грунтовых вод, 9 — дренажных вод. Министерство разработало карту выявленных выпусков, провело лабораторные исследования по каждому, определило источники загрязнения и разработало меры воздействия: оформлены протоколы и вынесены административные решения. Такие мероприятия будут проходить периодически. Не умаляя значения этой работы, мы считаем, что инвентаризация должна проходить на другой, более глубокой основе, чем просто рейды. Необходимо сформировать адекватные планы по ликвидации всего спектра видимых и невидимых источников загрязнений, количество которых, по нашим оценкам, превосходит выявленные не менее чем в пять раз.
Второе — этой территории нужен природоохранный статус. Получение этого статуса — главная цель на 2018 год. Статус даёт много инструментов воздействия на пользователей реки — никто не сможет работать там, если не будет выполнять нормы природоохранного законодательства.
— Как этого добиться?
— Мы нашли пример эффективного подхода в Татарстане, где в Казани речка Казанка по инициативе общественников была отнесена к природному парку. Кроме того, в Ростовской области есть опыт присвоения статуса природного парка — парк «Донской», созданный в 2006 году. Наши юристы разработали порядок действий, необходимый для присвоения Темернику статуса природного парка, он передан правительству Ростовской области и закреплён в «дорожной карте» проекта, которую подписал в конце 2017 года губернатор Василий Голубев. Все предложения, касающиеся изменений в региональном законодательстве, будут вноситься правительством Ростовской области.
— Допустим, природный парк создан — что дальше?
— Дальше нужна организация системы управления этой территорией. По нашей идеологии, эта территория должна быть выделена в отдельный административный институт в структуре области, так как река замыкается двумя муниципальными районами и проходит через весь Ростов-на-Дону. Тогда появится юридическое лицо, ответственное за все действия на территории парка. Если эта территория будет выделена в административную структуру, то она окажется сопоставима с крупнейшими районами города.
Река обрастает очистными сооружениями
— Что-нибудь получается делать со сбросами сточных вод?
— В июне 2017 года Ростовский водоканал прекратил сброс сточных вод от микрорайона «Болгарстрой» в реку Темерник, реконструировал канализационную насосную станцию. Теперь сточные воды микрорайона транспортируются на Ростовскую станцию аэрации. Там они очищаются и обеззараживаются ультрафиолетом. Также Ростовский водоканал, который недавно взял на обслуживание изношенные канализационные сооружения в районе Военведа, предотвратил сброс сточных вод в реку в этом районе. Заканчивается проектирование новых очистных сооружений в Аксайском районе, который сбрасывает свои сточные воды в Ростовское море. Это колоссальный прорыв, потому что сейчас Аксай — главный источник загрязнения Ростовского моря, а значит, и Темерника.
Но одна из главных проблем на уровне Ростова-на-Дону — это ливневая канализация города, которая в настоящее время собирает поверхностную воду в Ростове и в неочищенном виде возвращает в Темерник вместе с мусором. У нас в ливневой канализации нет очистных установок, а для реабилитации Темерника это смертельно. Чтобы с этим справиться, мы разработали принципиально новую концепцию сбора поверхностной воды в определённых узлах, её очистки и последующего сброса. Мы считаем, что ливневая канализация в Ростове нуждается не только в инвестициях, но и в переосмыслении того, какой она должна быть. Сейчас она существует как придаток к дорогам и никак не связана с городской инфраструктурой и экосистемами.
— Каковы сроки реабилитации реки?
— Как я уже говорил, губернатор Василий Голубев утвердил «дорожную карту» на пять лет. Это тот минимум, который необходим, чтобы река перестала быть агрессивной по отношению к людям. Сегодня она агрессивна. Ответственным за исполнение «дорожной карты» назначен замгубернатора Виктор Гончаров, который координирует работу различных ведомств. В «дорожной карте» — план действий по ликвидации источников антропогенного загрязнения, чтобы сделать необратимым процесс оздоровления речного бассейна.
— Масштаб проекта обозначает и масштаб затрат. Вы понимаете, каков он?
— Многое зависит от приоритетов власти. Если на этом проекте будет сконцентрировано внимание, то ресурсы найдутся. Пример — стадион в Ростове и аэропорт. На проект уже потрачено более 40 миллионов рублей — это и проект планировки и межевания по заказу минстроя, и очистка русла реки, другие мероприятия. Если бы мне сказали два года назад, что в проект будет инвестировано 40 миллионов рублей, я бы не поверил. Но это произошло. Из этого и складывается финансирование. Оно мозаичное.
Частные инвестиции — следующий шаг
— А от частных инвесторов что-то зависит?
— Говорить сегодня об инвестициях — то же самое, что продавать на Луне участки. Пока река не станет экологически безопасной, пока не будет остановлено её загрязнение, инвестиций не может быть, так как это очень рискованно. Инвестиции — это следующий шаг, от этого мы никуда не денемся. Это 500 га территории, которая станет парком, в перспективе очень привлекательным для инвестиций.
В то же время у нас уже сейчас есть пул инвестиционных проектов. Это собственники, которые разделяют наши идеи и готовы следовать логике линейного экологического парка. Мы называем их «люди реки». На стадии разработки проекта планировки и межевания «люди реки» согласовывали свои решения с концепцией парка. Это проект рекреационной зоны на территории микрорайона «Суворовский», проект коттеджного посёлка «Ореховая роща», санаторий «Надежда», проект парка инициативной группы жителей посёлка Ковалёвка Аксайского района, которые хотят превратить запущенную территорию в благоустроенное пространство, расширение аквапарка «Осьминожек». Всех «людей реки» объединяет то, что они, не дожидаясь поддержки извне, инвестируют в свои территории и сталкиваются с проблемами пограничных необустроенных пространств.
— А почему они консолидируются? Могли бы развивать свои территории, и всё.
— Парк «Темерник» — это другой уровень капитализации для всех собственников земли, прилегающих к реке. Это важно для развития микрорайона «Суворовский», это даёт больше возможностей санаторию «Надежда» и аквапарку «Осьминожек» в Северном жилом массиве. В конце концов, это другой уровень доступности этих объектов. Парк Темерник — это ещё и логистическая задача. Река пересекает основные магистральные улицы Ростова-на-Дону, поэтому у парка линейная схема. Он должен стать зелёным коридором вдоль русла реки и непосредственно взаимодействовать с транспортно-пассажирской системой города Ростова-на-Дону и Ростовской агломерации. Парк станет неким пешеходным и велосипедным маршрутом с набором рекреационных функций. Наша цель — чтобы человек мог выйти из общественного транспорта или оставить свою машину и проехать на велосипеде или пройти пешком через весь город вдоль реки Темерник.
— Какую роль вы отводите созданному АНО «Парк Темерник»?
— Некоммерческая организация генерирует идеи и консолидирует заинтересованных людей. Она собрала вокруг себя учёных, предпринимателей, общественников. Мы работаем с университетами — РИНХом, ДГТУ, ЮФУ. У города очень большой научный потенциал в решении экологических проблем, который недоиспользован. Мы лоббируем идеи на уровне города и региона, федерации. Мы формируем общественное восприятие значимости проекта в информационном пространстве. Это очень важно. Концепция живая, она меняется. И мы знакомим общественность с этими изменениями. Два года назад мы не думали об отдельной управляющей организации, мы полагали, что с проблемой смогут справиться районы. Но убедились, что это очень разрозненные структуры. Мы сейчас генерируем идеи, связанные с модернизацией всей системы управления рекой — и экологической, и юридической, и экономической.