«Организуем праздник и приобщаем к спорту»

Наталья Шинкарева
12 февраля 2018, 00:00

Некоммерческая организация «Ростов бегущий» проводит марафоны, ориентируясь на европейские стандарты, и пытается доказать, что спортивные мероприятия на юге России можно проводить на высоком уровне

Читайте Monocle.ru в

Руководитель НКО «Ростов бегущий» Андрей Стельмашов рассказал «Эксперту ЮГ» о том, как марафонские забеги формируют имидж города и области, а также способствуют развитию компаний.

— Какие проекты сегодня реализует НКО?

— Ежегодно «Ростов бегущий» проводит марафонские старты на различные дистанции. В 2014 году мы занимались проектом «Утренняя физическая зарядка». Однако позже поняли, что он малоэффективен, желающих поучаствовать было очень мало. К сожалению, мировоззрение наших соотечественников, горожан ещё не сформировалось в этом направлении. Например, для жителей Европы или Америки ежедневные занятия спортом — это культура жизни. У нас пока что не так.

— Какие проекты вы считаете главными? На решение каких социальных проблем они направлены?

— Главным проектом является «Донской марафон» на 2, 5 , 10, 21 и 42 километра, проходящий по центральным улицам города. Его подготовкой мы впервые занялись в 2016 году. Он направлен на развитие бегового марафонского движения на юге страны и формирование у молодого поколения образа успешного человека.

Кроме того, мы стараемся научить людей самостоятельно следить за своим здоровьем. Для этого перед каждым забегом организуется медосмотр и выдаются справки о готовности к участию. Расписки со стороны никогда не принимаем. Дело в том, что, если есть желание бежать, необходимо провериться на наличие болезней сердечно-сосудистой системы или каких-либо других. Некоторые люди на одном желании быть совершенными во всём пытаются прыгнуть выше головы, но это неправильный подход.

— Динамика какого показателя деятельности является критерием успешности для вашей организации?

— Наш успех — это количество стартующих на начальном и промежуточных этапах. Для нас важно, чтобы социальной значимостью был успех.

— Какие задачи вы ставите перед организацией на ближайшую перспективу?

— Мы стремимся к тому, чтобы наш конечный продукт — марафонский забег — стоил меньших денег, чем за рубежом и не уступал бы при этом в качестве. Потому что у нас есть стереотип, что всё российское — не очень. Когда я бегал, никогда не было красивых сцен, антуража. Качественную услугу нельзя было найти ни на одном из стартов. Теперь же это возможно.

— Что собой представляет команда организации? Как она формировалась? Как её надо развивать, чтоб задача могла быть выполнена?

— Команда организации на 80 процентов состоит из профессиональных спортсменов. В России с 2013 года все люди проснулись, до этого времени любительский спорт стагнировал. Этот импульс дала Олимпиада. Мы вовремя подхватили это настроение и дали людям после долгого застоя то, чего они ждали.

— Как организовано финансирование НКО? Что надо делать для привлечения дополнительных ресурсов?

— Финансирование происходит по трём направлениям: стартовые взносы, рекламный пакет и поддержка государства.

Участникам марафона мы предоставляем качественный спортивный продукт, организуя для комфортного забега все условия, в которые входят стартово-финишное оборудование, чипы для фиксации результата, таблички с номерами, вода, питание, медицинская помощь и многое другое. Мы организуем праздник и одновременно приобщаем людей к спорту.

Бизнесу, соответственно, мы даём рекламу. Логотипы компаний размещаются на стартовых воротах, номерах участников, пресс-воллах, фан-барьерах, а также спортивной форме бегунов. Поддержка такого рода городских мероприятий важна для имиджа той или иной компании, и этот имидж мы помогаем поддерживать. Некоторые предприниматели, разделяя нашу идею, вкладывают деньги без взаимности. Самоокупаемость не является главной целью, но в ноль мы уже выходим.

— С какой основной аудиторией вы сейчас работаете? Планируются ли проекты для каких-то новых аудиторий?

— Аудитория, с которой работает «Ростов бегущий», различна. Работая с общественными массами, мы наблюдаем положительные сдвиги. Статистически у нас большой потенциал, но показатель ещё не слишком высок. Пока что есть 10 процентов вовлечённых в самую доступную форму физической активности — бег.

Начинали мы глухо, на наши мероприятия приходили по 40-60 человек, но благодаря грамотному продвижению в соцсетях нам удалось достичь значительного результата.

 101expertjug01.jpg

— Что вы считаете своим ноу-хау?

— На юге страны мы пока что единственное НКО, которое проводит марафонские масс-старты, опираясь на лучший мировой опыт в этой сфере. Подобные марафонские старты во всей России обычно проводятся коммерческими организациями и своей целью видят лишь заработок.

— Позволяют ли ваши проекты выходить в другие регионы? Чего не хватает для большего расширения проекта?

— Мы смотрим на юг страны. Здесь достаточно благоприятный климат для проведения забегов практически круглый год. Кроме того, не во всём южном регионе проводятся марафонские старты. Например, в Ставропольском крае их нет вообще. Буквально в этом месяце вели переговоры с Волгодонском: появляются городские активисты, которые хотели бы помочь в организации забегов. Таганрог тоже активен в этом плане.

Пока что мы не смотрим в сторону небольших городов Ростовской области, таких как Сальск или Морозовск, потому что задача сложнее. Проведение в них масс-стартов нерентабельно. На муниципальном уровне действуют достаточно хорошие проекты, «Дети в спорт», например. Если у нашей организации появится достаточно финансовых возможностей, мы готовы взяться за реализацию своих проектов в небольших городах.

— Как вы научились делать проекты? Где был приобретён главный опыт?

— Кейс проведения марафонских забегов был взят у Московского марафона. Его директор, Дмитрий Тарасов, передал нам свои наработки и механизмы по работе с властью. В свою очередь он обменивается опытом с организатором Берлинского марафона.

— Много ли организаций в вашей сфере? Каковы ваши конкурентные преимущества?

— Они наши братья даже по названию. Мы решили соединить социальную сферу, чтобы почувствовать социальную потребность, а потом пристроили к ней бизнес-модель. В итоге вышло социальное предпринимательство, как модно сейчас говорить, вперемешку с государственно-частным партнёрством.

В нашей сфере много организаций, и все они наши братья даже по названию: «Ростов бегущий», «Ростов Дон бегущий», «Беги за мной». Мы всегда следим за их работой.

— Пользуетесь ли вы какими-либо видами господдержки, грантами? Насколько эффективными вы считаете меры поддержки НКО? Как их можно было бы развивать?

— Грантовая система в спорте, к сожалению, не работает. Однако господдержкой мы пользуемся, и с каждым годом она возрастает. Ещё четыре года назад государство оказывало небольшую финансовую поддержку, около 50–60 тысяч рублей. В этом году мы вышли уже на 500 тысяч. Власти видят спрос, социальный бум и, соответственно, понимают, что необходимо вкладываться.

Я считаю, что меры поддержки НКО достаточно эффективны. Государство не может дать на социальную сферу слишком много. Проблема в тех, кто говорит об этой проблеме, значит, они с ней столкнулись. Я не вижу в госаппарате трудностей. Раньше они были, однако тот, кто будет биться, обязательно добьётся. Значит, надо на государственном уровне продвигать более эффективных людей и формировать веру в себя. Основная проблема — отсутствие желание и страхи.

— Могли бы вы рассказать случай из вашей работы, который оказал на вас наибольшее влияние?

— В 2016 году мы провели марафон в День города. Форматный, мощный, с огромной сценой, тысячей участников. Мы поставили в спортивной истории Ростова маленькую галочку. Мы первые провели марафон, который прошёл по центральным улицам города. Это позволило верить в то, что всё возможно.