Перезагрузка игорной отрасли стартует на Юге

Алексей Быков
12 февраля 2018, 00:00

Погружение в опыт «Красной Поляны» позволило «Эксперту ЮГ» заглянуть в будущее игорной отрасли России: её флагманами становятся компании с неизвестными бенефициарами, получившими привилегированные условия для работы

«Казино Сочи» за год работы стало самым популярным казино России
Читайте Monocle.ru в

С момента запрета в России деятельности казино вне специально созданных игорных зон в 2009 году южные регионы стали своего рода полигоном для испытания различных моделей этих образований. Игорная зона «Азов-Сити», первоначально расположенная на территории Ростовской области и Краснодарского края, в 2011 году была «уполовинена» постановлением правительства РФ. «Ростовскую» часть зоны упразднили. Территория кубанской зоны в Щербиновском районе развивается (с оговорками) вплоть до сегодняшнего дня. Здесь действуют три казино двух инвесторов (ООО «Роял тайм», ЗАО «Шамбала»). В 2010 году игорная зона (как составная часть «Азов-Сити») была создана на территории Анапского района близ станицы Благовещенской. В 2013 году тендер на строительство выиграла компания «Адаптас (Рус)», но уже через два года краевая администрация подала на компанию иск в арбитражный суд о взыскании арендной платы за землю. Сумма долга составила 93,3 млн рублей. В результате договор между сторонами был расторгнут. Проект игорной зоны в Анапе умер, так и не родившись.

С 2014 года стала активно развиваться идея создания игорной зоны в Сочи на месте олимпийских объектов. В декабре 2016 года на месте бывшего медиацентра «Горки» (принадлежит московскому ООО «Курорт плюс», которое Forbes связывает с семьей министра сельского хозяйства России Александра Ткачёва) открылось «Казино Сочи». При этом зона «Азов-Сити», согласно действующей редакции федерального закона, должна быть закрыта с 1 января 2019 года.

После вхождения Крыма в состав России 2014 году в правительстве также одобрили идею создания на полуострове игорной зоны. В 2016 году Совмин Крыма издал распоряжение об определении границ игорной зоны: она расположится на территории Ялты (16,8 га). По словам главы Крыма Сергея Аксёнова, первое казино на полуострове откроется в сентябре 2019 года. Инвестора он не назвал.

Новый тип игорной зоны

Закон о госрегулировании игорной деятельности № 244 от 2006 года гласит: «игорные зоны не могут быть созданы на землях населённых пунктов». Это требование, по мнению представителей игорной отрасли, определялось самой идеологией закона, в котором также сказано, что он принимается «в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан». Однако с созданием олимпийских объектов в Сочи и возникшей необходимостью содержать это «наследие» за счёт внебюджетных источников в закон внесли поправку, разрешающую строительство «в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения». Так появилась зона, формально находящаяся на территории населённого пункта Эстосадок. В Крыму же и вовсе возможность определения границ игорной резервации отдали на откуп местной исполнительной власти, которая для этих целей выбрала территорию одного из самых популярных (и даже культовых) населённых пунктов на полуострове — Ялты.

Учитывая предстоящую ликвидацию «Азов-Сити», в России остаётся лишь одна игорная зона, полностью удовлетворяющая требованиям первоначальной версии закона от 2009 года — «Сибирская монета» в Алтайском крае. Две другие зоны, в Калининградской области и Приморском крае, пока не имеют работающих казино.

Достижения резидентов «Азов-Сити» сложно переоценить. Создав в краснодарских полях с помощью регионального бюджета и собственных инвестиций в размере порядка 6 млрд рублей провинциальный Лас-Вегас, они привлекли, только по данным за 2017 год, в выделенную им резервацию более чем 466 тысяч человек. Несмотря на все усилия инвесторов, отношение к «Азов-Сити» осталось именно как к резервации — с первых лет работы она постоянно находится под угрозой закрытия.

«Красная Поляна» же расцвела в олимпийском сердце Сочи, внутри горнолыжного курорта «Горки Город». Её единственный резидент, «Казино Сочи» (владельцем которого является компания ООО «Домейн»), становится моделью будущего игорных заведений России — это не изгой, а витрина страны, помогающая развиваться туристической отрасли, расположенная в видном и популярном месте.

«Казино Сочи» уходит в отрыв

Высокую планку «Казино Сочи» задаёт уже на входе. Это массивное здание, чем-то отдалённо напоминающее дворец китайского императора на фоне заснеженных вершин. На входе гостей встречают два автомобиля Mercedes и статуи в виде золотых оленей.

 055expertjug01.jpg

Внутри с экранов телевизоров первым делом на посетителей смотрит счастливый шеф-повар казино Илья Захаров, рассказывающий о главных блюдах местных ресторанов «Брунелло» и «Баффет». Рекламу этих ресторанов можно встретить в Сочи. Для казино они служат точкой входа на рекламный рынок, где действуют ограничения для игорных заведений. В центре зала расположен бар «Рояль» со сценой для выступления музыкантов. По бокам от него уже идут «крылья» с игровыми автоматами и столами. Казино старательно позиционирует себя как культурно-развлекательный центр, интегрированный курорт. Сопоставимую с центральным залом площадь занимает большой банкетный зал, который называется Ball Room — здесь проходят встречи, конференции, выставки (MICE-услуги, как называет их персонал), в глубинах казино находится небольшой камерный театр Velvet на 170 мест с отдельной кухней.

Общая площадь казино составляет 33 тысячи кв. м, что, как подчёркивают в казино, соответствует площади спортивного комплекса «Олимпийский» в Москве. В его строительство (или, вернее, перепрофилирование, потому что «Казино Сочи» располагается в здании бывшего олимпийского медиацентра «Горки», которое казино арендовало на 15 лет) инвестировано более 4 млрд рублей. Его за 2017 год посетило более 340 тысяч человек. По словам представителя «Казино Сочи», соотношение игровых и неигровых доходов здесь составляет 80% на 20%. В Лас-Вегасе, кстати, 50 на 50.

Объёмы реальной выручки в ООО «Домейн» не раскрывают, но, по предположению заместителя генерального менеджера казино Дмитрия Анфиногенова, она на 20% превысила совокупные показатели резидентов «Азов-Сити». По данным системы Seldon.Basis и самих резидентов, совокупная выручка «Роял тайм» и ЗАО «Шамбала» в 2017 году составила 1,87 млрд рублей. То есть выручка «Домейна» в 2017 году, предположительно, составила более 2,2 млрд рублей. Также в первый год работы «Казино Сочи» выплатило 500 млн рублей налогов, что на 25% больше резидентов «Азов-Сити».

В 2017 году, по словам Анфиногенова, инвестиции были минимальными. Из нового — игровой зал «Бонус» в духе игорных заведений, существовавших в России в 2000-х годах.

Фактор роста — международный туризм

Дмитрий Анфиногенов считает, что казино обогнало «Азов-Сити» не только по показателям выручки и выплачиваемым налогам, но и по числу посетителей, хотя это и не соответствует данным департамента имущественных отношений Краснодарского края. По сведениям департамента, в 2017 году три казино «Азов-Сити» посетили более 466 тысяч человек, а «Красную Поляну» за этот же период — 343 тысячи человек.

В «Казино Сочи» полагают, что департамент считает каждого гостя в каждом казино «Азов-Сити» отдельно, даже если этот человек одновременно посетил три заведения игорной зоны в один день. Это искажает итоговую картину. Косвенным образом эту мысль подтвердили в самой «Азов-Сити»: во время её посещения корреспонденту «Эксперту ЮГ» неоднократно говорили, что большая часть гостей старается успеть за время своего визита посетить все три заведения игорной зоны: «Нирвану», «Оракул» и «Шамбалу».

В 2018 году руководство «Казино Сочи» рассчитывает увеличить трафик на 10%, причём как за счёт граждан России, так и за счёт зарубежных гостей. «Кубок конфедераций, этапы “Формулы-1”, всемирный фестиваль молодёжи — все крупные события мы чувствуем на себе, — говорит Дмитрий Анфиногенов. — А межсезонье мы выравниваем собственными мероприятиями. Так, один из наших покерных турниров посетило полторы тысячи человек, которые провели здесь, в “Горки Город”, две недели. Учитывая, что весь номерной фонд курорта составляет около трёх тысяч номеров, мы одним только турниром заняли его половину».

После объявления об открытии «Казино Сочи» и предстоящем закрытии «Азов-Сити» участники рынка сходились во мнении, что для нового резидента убирают конкурентов. Однако, по словам заместителя директора по маркетингу ЗАО «Шамбала» (резидент «Азов-Сити») Давида Багияна, резиденты азовской зоны всё же не конкурируют с Сочи за клиентов в силу разной географии и ценовой политики. Аналогичного мнения придерживается и Дмитрий Анфиногенов.

Для открытия «Казино Сочи» потребовалось инвестировать более 4 млрд рублей в здание бывшего олимпийского медиацентра «Горки»  056expertjug01-1.jpg
Для открытия «Казино Сочи» потребовалось инвестировать более 4 млрд рублей в здание бывшего олимпийского медиацентра «Горки»

«Посетителями “Азов-Сити”, в силу специфики инфраструктуры и транспортной доступности, в основном являются жители близлежащих регионов, — говорит г-н Анфиногенов. — У нас же преимущественно гости из Москвы и Петербурга. Думаю, что те, кто посещал “Азов-Сити”, могут просто перестать посещать казино. В то же время те, кто мог посетить обе игорные зоны, уверен, уже приезжают и к нам».

Доля иностранных гостей в казино составляет 9%, или около 30 тысяч человек. Их пребывание в Сочи непосредственно связано с аэропортом Сочи и международными туристическими компаниями. Как рассказал Дмитрий Анфиногенов, каждый раз, когда в аэропорту открывается новое направление, представители казино ищут партнёров на «другом конце». Сейчас «Казино Сочи» работает с Ираном, Турцией, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

На «другом конце» ООО «Домейн» ищет в основном туристические компании, которые предлагают как индивидуальные, так и групповые туры. В 2017 году «Казино Сочи» начало сотрудничество с одной из крупнейших в мире компаний, специализирующейся на так называемых джанкет-турах (туры с обязательным посещением игорных заведений), джанкет-оператором Suncity Group. Результаты этой стратегии Дмитрий Анфиногенов продемонстрировал изменениями трафика из Израиля, в столицу которого весной 2017 года из Сочи запустили прямой рейс. Если до этого казино принимало 5–10 человек из Израиля в месяц, то к концу года это число выросло до 100 человек в неделю.

Надежды «Казино Сочи» на рост международного туристического потока в Сочи подтвердили в ООО «Базэл Аэро» (оператор аэропортов Краснодарского края). Как сообщили в компании, в течение года планируется открыть прямое сообщение из Амстердама, Дюссельдорфа, Франкфурта и Хельсинки. А с мая латвийская авиакомпания airBaltic начинает выполнять прямые рейсы из Риги в Сочи.

По итогам 2017 года аэропорт «Сочи» принял рекордные для себя 5,7 млн пассажиров, что на 8% больше, чем в 2016 году. Деятельность игорной зоны в компании признают одним из факторов роста. Работа с международными клиентами накладывает отпечаток и на кадровую политику казино: 90% работников говорят на английском. Также есть персонал, владеющий французским, испанским, немецким, турецким, китайским и идишем.

Что ожидает игорный бизнес

Игорной отрасли для развития нужны новые решения, считают в «Домейне». По мнению Дмитрия Анфиногенова, примером такого решения может стать внедрение безвизового режима или электронных виз для игорных зон. Общим трендом в мире является снижение горизонта планирования отдыха: люди чаще берут билеты в освободившийся уикенд, чем бронируют отпуск за год до его наступления. Поэтому безвизовый режим может привлечь множество туристов из Израиля, Турции или Ирана, для которых Сочи может предоставить все возможности для проведения выходных. «Некоторые визовые послабления уже получили Калининград и Владивосток, и Сочи тоже должен быть в этом списке», — считает Дмитрий Анфиногенов.

С ним соглашается гендиректор туристической компании «Рейна-тур НТВ» Татьяна Нечепаева. Тем не менее, она считает, что визы не являются единственным препятствием для роста числа иностранных туристов в горнолыжный Сочи. Для европейских туристов поездка в российский город-курорт стоит дороже в сравнении, например, с Австрией и Швейцарией.

Хотя игорная отрасль в последние годы продолжает получать чувствительные удары (так, в 2017 году были в два раза увеличены налоги: теперь отчисления на каждый игорный стол составляют от 50 тысяч до 250 тысяч рублей, на игровые автоматы — от 3 тысяч до 15 тысяч рублей; итоговый размер налогов утверждают субъекты), член комитета ТПП РФ в сфере игр и лотерей Николай Оганезов считает, что у резидента «Красной Поляны» может получиться провести выгодные ему поправки на законодательном уровне, учитывая его лоббистские возможности.

Кроме того, по мнению Николая Оганезова, на сочинском казино повышение минимальной налоговой ставки отразится не так сильно, как на других игроках. На Алтае, где единственное казино Altai Palace в 2017 году посетило всего 60 тысяч человек (по данным самого казино), это может быть смертельно, считает Оганезов. С ним соглашается председатель совета Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ) Валерий Иванов.

По оценкам Дмитрия Анфиногенова, срок окупаемости инвестиций в «Казино Сочи» с учётом повышения налоговых ставок может вырасти с 4 до 8 лет. Также, по его мнению, это отрицательно скажется на инвестиционной привлекательности отрасли.

Кто владеет «Домейном», владеет отраслью

Характерная деталь: инвесторы «Азов-Сити» имели опыт работы в игорной отрасли и до 2009 года, а в ООО «Домейн» большинство специалистов либо обучалось с нуля, придя из других отраслей (как Дмитрий Анфиногенов, бывший коммерческий директор всесезонного курорта «Горки Город»), либо представляют собой экспатов (например, операционный директор казино новозеландец Пол Эдвардс).

В РАРИБ отмечают, что наладить сотрудничество с игорной зоной «Красная Поляна» у них не получилось. Кроме того, ассоциация не смогла добиться информации, кто именно является инвестором казино. «Получить какую-то официальную информацию как от краевых, так и от городских властей Сочи практически невозможно», — рассказал Валерий Иванов. По его информации, в качестве партнёра «Домейна» может выступать крупнейшая российская сеть букмекерских контор «Бинго бум».

Согласно данным «Ведомостей», в 2015 году владельцем 10% ООО «Домейн» являлся миноритарный акционер «Бинго бума», а также совладелец резидентов игорных зон на Алтае и в Приморье Михаил Данилов. Остальные 90% принадлежали сингапурской компании «Сильверрон Интернэшнл». По данным системы Seldon.Basis за 2018 год, Данилов является гендиректором «Домейна», а «Силверрону» теперь принадлежит 100% этой компании. Дмитрий Анфиногенов отмечает, что «Сильверрон» была создана «частным инвестором» конкретно под игорные зоны в РФ и владеет активами только в «Красной Поляне».

Игорная отрасль в России имеет большой потенциал. По данным РАРИБ, в нашей стране в азартные игры регулярно играют 13,2 млн человек, или 11% взрослого населения страны. Ассоциация в своих расчётах опирается на опросы, проведённые «Левада-центром». По мнению представителей РАРИБ, большая часть игроков России посещает нелегальные заведения. «Свято место пусто не бывает, и весь этот огромный рынок от Владивостока до Калининграда занимает криминал», — считает Валерий Иванов. Очевидно, что после закрытия «Азов-Сити», ситуация только усугубится, так как основная его аудитория вряд ли поедет специально для этих целей в Сочи. Между тем, если казино в Сочи сохранит темп прироста трафика, оно уже по итогам 2018 года может стать безоговорочным лидером индустрии.

Оганезов и Иванов сходятся во мнении, что «Азов-Сити» всё же закроют после 2018 года, несмотря на попытки его резидентов и кубанских чиновников продлить деятельность игорной резервации. Единственным резидентом игорной зоны «Красная Поляна» останется компания с неизвестными бенефициарами. Неизвестен и будущий инвестор игорной зоны в Ялте. Его анонимность власти республики объясняют «необходимостью соблюдать инкогнито в связи с санкционным режимом».

Таким образом, игорная отрасль России в игорных зонах развивается, но не становится прозрачнее. Впрочем, такой цели их создание не преследовало. Главным было убрать с улиц городов бесчисленные залы игровых автоматов и казино. Перефразируя известную поговорку: то, что происходит в игорных зонах, остаётся в игорных зонах.