Почему «Магнит» потерял динамику роста

12 февраля 2018, 00:00

Эксперты считают, что росту выручки «Магнита» помешала преждевременная диверсификация бизнеса
Читайте Monocle.ru в

Крупнейший российский ритейлер, краснодарское ПАО «Магнит», вдвое снизил темпы выручки по итогам 2017 года и продемонстрировал рекордно низкий рост за всю историю компании — 6,37%.

В январе 2018 года ПАО «Магнит» опубликовало неаудированные результаты деятельности за 2017 год. Согласно документу, динамика роста выручки «Магнита» в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшилась вдвое — с 12,8% до 6,37%, выручка составила 1,43 трлн рублей. Чистая прибыль компании за 2017 год составила 35,53 млрд рублей, что на 34,7% меньше, чем в 2016 году.

Динамика выручки оказалась ниже прогнозируемой — 8–10%. Это на фоне роста выручки в 25,5% у основного конкурента «Магнита» —  X5  Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), который тоже опубликовал отчётность на своём сайте.

В отчёте «Магнита» сказано, что компания также потеряла около миллиарда рублей выручки из-за сбоя в работе программного обеспечения кассовых модулей в своих магазинах, который произошёл 20 декабря. Многие магазины пришлось закрыть до 23 декабря.

После публикации неаудированных результатов котировки акций «Магнита» упали на 5% (данные Московской фондовой биржи на конец января), правда, быстро отыграли назад и поднялись на 2,5%. Финансовый директор компании Хачатур Помбухчан на конференц-колле с инвесторами сообщил, что в 2018 году компания может не выплатить дивиденды, чего не случалось с 2011 года.

Финансовые эксперты тут же принялись хоронить компанию. «По всей видимости, у “Магнита” в приоритете остаётся доля рынка, а не денежный поток и выплаты акционерам. На наш взгляд, потребительский рынок уже довольно насыщенный, и высокая конкуренция является основным фактором торможения сопоставимых продаж и маржи прибыли. Дальнейшая экспансия в условиях высокой конкуренции и снижения сопоставимых продаж может в итоге не оправдаться по возврату с вложений. Доходность инвестиций в новые торговые точки будет снижаться», — прокомментировали сообщение о невыплате дивидендов в агентстве «ФИНАМ».

Но отраслевые эксперты называют ситуацию с «Магнитом» временной. Генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков считает, что причины таких результатов компании не только в низкой покупательской способности, но и в том, что «Магнит» «увлёкся» диверсификацией. Это не позволило сосредоточить силы на своей основной компетенции — продовольственной торговле.

«На мой взгляд, избыточная диверсификация “Магнита”, которая работала на его рост, стала тянуть компанию вниз. “Магнит” строит глобальную вертикально интегрированную компанию, поэтому замыкает на себе розницу, логистику, девелопмент (компания сама строит магазины), производство, — говорит г-н Федяков. — Но затем на рентабельности стали сказываться разные факторы. Например, система “Платон” фактически создала издержки из преимущества компании в собственной логистике и т. д.».

По его словам, диверсификация также привела к размыванию ключевой компетенции компании. Это касается и новых форматов, на которые выходил «Магнит» в 2017 году — аптеки, оптовая торговля. «Открытие аптек стало спорным решением при всей кажущейся синергии формата продуктов питания и фармацевтики, — считает Иван Федяков. — Синергию “Магнит” мог бы получить, если бы решил развивать это направление с крупной фармацевтической сетью, а не самостоятельно. Это тоже отвлекло часть ресурсов — интеллектуальных, инвестиционных — от основной сферы деятельности». Впрочем, по мнению Ивана Федякова, долгосрочные инвесторы у «Магнита» должны оставаться, так как у компании огромный потенциал, и российский рынок будет расти: «Мы только выходим из кризиса, и это стало одной из проблем, с которой столкнулся “Магнит”. Он делает акцент на развитии магазинов в регионах, которые выходят из кризиса медленнее, чем Москва. Но мы видим, что ситуация более-менее выравнивается; во многом именно это станет потенциалом роста».

В 2017 году «Магнит» увеличил торговую площадь на 13,56%, с 5,07 млн кв. м до 5,75 млн кв. м. Но трафик в торговых площадях уменьшился на 3,17%, а средний чек — на 0,21%. Президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отмечает, что основной конкурент «Магнита» X5 активнее наращивал торговые площади и обновлял магазины, что стало одной из причин высокой динамики выручки. По данным отчёта X5, в 2017 году компания открыла рекордное число магазинов — 2934 и увеличила торговую площадь на 1,1 млн кв. м, что составило 127,4% к 2016 году. Это дало 20,1% роста розничной выручки компании. «Я думаю, что низкий рост “Магнита” — временная ситуация. Если компания предпримет шаги по более активному обновлению магазинов, улучшению товарного ассортимента и наращиванию торговых площадей, то ещё сможет вернуть себе прежнюю динамику роста», — говорит Андрей Карпов.

Сам «Магнит» прогнозирует рост выручки в 2018 году в 7–9%, собирается открыть 1500 новых магазинов «у дома», 20 гипермаркетов, 700 магазинов косметики, обновить 1200 магазинов и инвестировать в развитие сети 55 млрд рублей. Сейчас у «Магнита» 12125 магазинов, 243 гипермаркета, 208 магазинов «Семейный» и 3774 магазина косметики.