Предыдущее исследование аналитического центра «Эксперт ЮГ» было представлено на Российском инвестиционном форуме в Сочи 2016 года. Тогда мы обозначили текущую стадию как этап «инвестиционной разморозки» в ЮФО после кризиса 2014–2015 годов. В 2016 году объём инвестпортфеля по сравнению с 2014 годом увеличился на 30% — и это говорило прежде всего о том, что «постолимпийская пауза» в развитии Юга подошла к концу, регион сформировал новую галерею проектов, которые обеспечат функционирование «южного полюса роста» на следующем этапе. Именно на этом фоне мы воспринимаем итоги минувшего года.
На начало 2018 года количество южных инвестпроектов стоимостью от 300 млн рублей, находящихся в стадии реализации, сократилось с 285 до 234 — на 18%. Однако общая стоимость проектов, вошедших в базу, символически выросла — 3,51 трлн рублей против 3,37 трлн в 2016 году — это 4,25% роста, или плюс почти 145 млрд рублей в рублёвом выражении. Более интересной динамика выглядит, если проекты считать в долларах — рост на 20% (62,3 млрд долларов против 51,9 в 2016-м). В 2015 году, напротив, динамику в долларах считать не стоило — слишком большими выглядели потери от падения рубля; теперь его укрепление производит обратный эффект.
У нас бывали исследования, когда за один год обновление списка инвестпроектов региона составляло более 50%. В этом году новых проектов, начало реализации которых запланировано на 2017 год или позже, — 60 (447,6 млрд рублей, что составляет 12,7% от совокупного портфеля). Иными словами, обновление довольно консервативное — и темпы его таковы, что в сумме мы получаем заметное сокращение общего числа проектов. Ситуацию «разморозки» 2016 года вполне можно было воспринимать оптимистично — оттепель могла свидетельствовать о наступлении весны. Но цифры следующего периода ни о какой весне говорить не позволяют — скорее, портфель не без потерь удержался на только что завоёванных высотах. Но в данном случае само то, что удержался, и даже показал символический прирост стоимости, — уже хорошая новость.
Среди отраслей два главных драйвера — нефтегазовая промышленность и инженерно-транспортная инфраструктура. Вес первой в этом году составляет уже 45,4% общей стоимости проектов ЮФО, с 2016 года цена проектов отрасли выросла на 7%. Во многом, правда, это произошло за счёт удорожания более чем на 150 млрд рублей крупнейшего инвестпроекта рэнкинга, который «ЛУКойл» реализует на шельфе Каспийского моря. К прошлогодним показателям почти 20% прибавил сектор инженерно-транспортной инфраструктуры (873,6 млрд рублей против 742,7 в 2016 году), на который приходится почти 25% стоимости всей базы. Причём во многом — за счёт новых проектов, один из которых даже вошёл в Топ-5: речь о крымском проекте автотрассы «Таврида».
Можно выделить и два драйвера меньшего по роли в общей картине масштаба — это энергетика и аграрная сфера. Сегмент АПК и пищевой промышленности прибавил около 8% в стоимости, при этом количественно почти не вырос — в новом рэнкинге 83 проекта против 82 в 2016-м. Но именно АПК с пищепромом дали наибольшее количество новых проектов — 26 из 60. Тот же тренд виден и в секторе энергетики. Здесь количество проектов сократилось ровно вдвое (с 26 до 13), но их вес вырос с 254,2 до 299,4 млрд рублей. При этом драйвером стали инвестпроекты по альтернативным источникам электроэнергии — солнечным и ветроэлектростанциям. Пять новых проектов этого сектора потянули на 115,8 млрд рублей.
Региональный срез рэнкинга преподнёс сюрприз. Так, Ростовская область в нынешнем рэнкинге представлена всего лишь 52 проектами против 95 в рэнкинге 2016 года — минус почти половина. Конечно, здесь сыграл роль комплекс обстоятельств: многие крупные инвестпроекты региона, в том числе приуроченные к Чемпионату мира по футболу 2018 года, успешно завершились и в нынешний рэнкинг не попали. Впрочем, были и значимые потери. В результате Дон не успел сформировать новый представительный инвестиционный задел — и пока неясно, как долго продлится передышка.
Как мы считаем реальные инвестиции
Основной ресурс исследования — уникальная база данных инвестпроектов, реализуемых на территории ЮФО, которую аналитический центр «Эксперт ЮГ» формирует с 2007 года. При составлении базы мы обращаемся с запросами в администрации субъектов ЮФО, агентства инвестиционного развития, предлагаем заполнить анкеты крупнейшим региональным предприятиям, крупным корпорациям российского уровня, иным институциональным игрокам, исполнителям федеральных целевых программ, наиболее активным инорегиональным инвесторам, администрациям ряда муниципальных образований. Кроме того, используется информация из открытых источников (деловые СМИ, официальные сайты компаний, информационные агентства и т.д.), а также собственная база данных. Традиционно за пределами рассмотрения остаются проекты в области жилищного строительства, а также проекты по созданию и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. География исследования включает все субъекты ЮФО.
База формируется из инвестпроектов, по которым начало работ «в поле» планируется не позднее чем в течение двух лет со времени проведения данного исследования — слишком отдалённые в перспективе проекты сложно счесть реальными. Далее мы чистили базу по степени реальности проектов на основе имеющихся данных и самостоятельной проверки информации. Проекты, входящие в итоговую базу, должны иметь чётко определённого инициатора, технико-экономическое обоснование, бизнес-план, а желательно — соглашения с инвесторами, договорённости с банками о кредитовании, определённость с земельно-правовой документацией, понятную текущую стадию реализации и т.п.
В результате отсева в нашей базе осталось 234 проекта, которые условно можно назвать реальными. Их совокупная стоимость, по нашим подсчётам, составила 3,51 трлн рублей (или 62,3 млрд долларов). Начиная с 2016 года, мы решили изменить основной критерий отбора — ценовую планку для стоимости проекта. Мы отказались от исчисления в валюте и установили нижний порог на уровне 300 млн рублей, безусловно, понимая, что в Южном федеральном округе велика доля более скромных реальных инвестиционных проектов, реализуемых как с господдержкой, так и без неё.
Подвижки в верхах
Верхняя часть нашего рэнкинга, обычно состоящая из многолетних и стабильных многомиллиардных проектов-мастодонтов, на сей раз претерпела заметные изменения. Обновилась стоимость проекта-лидера — лукойловской программы комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия: она прибавила в оценке стоимости более 150 млрд рублей. Сразу четвёртую позицию заняла крымская трасса «Таврида», а проект развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна стоимостью 167,8 млрд рублей, ранее занимавший это место, исчез из ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» и, соответственно, из нашего рэнкинга. Но исчезновение это, к счастью, было не бесследным — на 6-м месте появился проект «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» стоимостью 113 млрд рублей, а 15-ю строку занял проект «Строительство дополнительных главных путей и разъездов, развитие станций на подходах к портам южной части России» на 37,3 млрд. По сути, произошло некоторое переформатирование железнодорожных проектов с корректировкой общей стоимости в сторону небольшого уменьшения.
Проект строительства энергоблока № 4 Ростовской АЭС стоимостью 85,5 млрд рублей, долгое время возглавлявший инвестиционный портфель Ростовской области и занимавший шестую позицию рэнкинга, также покинул его — энергоблок успешно построен и вводится в эксплуатацию. Однако в десятке лидеров появился новый энергетический проект, по иронии судьбы также имеющий отношение к «Росатому», — строительство ветроэлектростанций, двух в Краснодарском крае и одной в Адыгее, компании «ВетроОГК» (подразделение «Росатома»). И это — важный маркер для всей отрасли: проекты по созданию мощностей альтернативной энергетики в последние годы появлялись, как грибы после дождя, но часто дальше заявлений дело не шло — тут же солидность игрока указывает скорее на то, что сфера созрела для вложений.
Черты реальности и перспективы успешного завершения обрёл также скандально известный (вспомним нашумевшую историю с турбинами Siemens) проект строительства ТЭС в Симферополе и Севастополе, так что мы включили его в рэнкинг — с суммой 25 млрд рублей он занял 21-ю позицию. Ожидается, что ввод в эксплуатацию обоих объектов состоится нынешним летом.
Углеводородные ставки
Львиную долю верхней десятой части нашего рэнкинга по-прежнему занимает нефтянка, в целом же в нынешнем рэнкинге доля сектора вновь выросла — с 44,2% до 45,4% (абсолютный показатель — 1,59 трлн рублей против 1,48 трлн в 2016 году). Увеличение суммы и доли произошло во многом из-за удорожания крупнейшего инвестпроекта сектора и нашего рэнкинга — освоения северного Каспия. Но и других изменений достаточно. Впрочем, главное, что нужно прокомментировать — саму огромную долю сектора в инвестпланах. Трудно в это поверить, но ещё в 2010 году нефтегазовая промышленность занимала в инвестиционном портфеле ЮФО только 14,2%. Но в последующие годы крупные игроки топливного рынка заявили большие проекты модернизации, по многим из которых до сих пор не указывается год окончания проекта. А в проекте «ЛУКойла», например, указывается — это 2045 год. Нефтегазовый сектор сравнительно закрыт, на самом деле никто не знает, когда будет проведена «Роснефтью» модернизация Туапсинского НПЗ стоимостью почти полтриллиона рублей — и будет ли в итоге проведена вообще. Влиять на планы вертикально интегрированных нефтяных компаний почти невозможно, законы инвестиционной привлекательности территории, создания условий для инвесторов тут не работают.
Однако проведём ревизию изменений в этой части инвестпортфеля. Проект модернизации Афипского НПЗ, в прошлом рэнкинге занимавший седьмую позицию с цифрой в 80 млрд рублей, опустился на 19 место и стоит теперь 29,7 млрд рублей. Осенью 2017 года стало известно о том, что в управление НПЗ вступил новый собственник — ГК «Новый поток». Одна из причин смены собственника — высокая закредитованность предприятия, порядка 1 млрд долларов, из-за чего дальнейшие вложения в реконструкцию стали затруднительными. О том, что теперь будет с инвестиционной программой завода, официальных сообщений не было, поэтому мы решили оставить в рэнкинге сумму, фигурировавшую в подписанном ранее соглашении с кубанской администрацией — 29,7 млрд. Эксперты считают, что сумму такого порядка вложить в Афипский НПЗ придётся так или иначе — без увеличения глубины переработки нефти и доли светлых нефтепродуктов в продуктовой корзине завода нормальной прибыльности добиться не получится.
То же самое актуально и для другого инвестпроекта — модернизации Ильского НПЗ (на 18-й позиции), направленной также на увеличение глубины переработки и рост доли «светлого» топлива, в том числе автомобильных бензинов.
Другой важный момент, касающийся инвестиционных перспектив индустрии ископаемого топлива — исчезновение из рэнкинга проектов угледобывающей отрасли, которых в прошлом рэнкинге было 4 (все — в Ростовской области). Летом 2017 года стало известно, что Минэнерго России согласовало с руководством ООО «Газпром энергохолдинг» вопрос вывода из эксплуатации восьми из девяти энергоблоков Новочеркасской ГРЭС (входит в «ОГК-2», «дочку» «Газпром энергохолдинг») с 2021 года. Если вывод произойдёт, в строю останется лишь энергоблок №9, запущенный в 2016 году. Ему требуется лишь 1 млн тонн угля в год, а этот объём сможет обеспечить и одна средняя по производительности шахта. Ныне же ГРЭС потребляет около половины общего объёма добычи региона. Вопрос с энергодефицитным Крымом, судя по всему, в ближайшее время будет закрыт с введением Симферопольской и Севастопольской станций, и сравнительно дорогостоящая новочеркасская электроэнергия перестанет быть столь необходимой. Таким образом, перспективы развития угледобычи пока выглядят туманно. Информации о том, что в данном секторе сейчас какой-то инвестиционный проект находится в активной стадии, нет.
Инфраструктура разогналась
Сектор инженерно-транспортной инфраструктуры в рэнкинге оказался в числе лидеров по темпам роста. Это 40 проектов против 35 в 2016 году и 873 млрд рублей против 742,7 (19% роста). Этот рост покажется ещё более впечатляющим, если вспомнить, что проект расширения нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью в 21,2 млрд рублей успешно завершён, и поэтому отсутствует в рэнкинге. Как и другой крупный объект — ростовский аэропорт «Платов», стоимостью 37,2 млрд. Из введённых аэропортов также стоит упомянуть анапский, который «Базэл-Аэро» успешно достроила.
В целом федеральная нацеленность на развитие перевалочных мощностей Тамани и, соответственно, портовой и транспортной инфраструктуры, даёт о себе знать — большое количество проектов сконцентрировано именно здесь. Не все, конечно — если говорить о крупных новых проектах, то, например, логистический центр «Почты России» за без малого 4 млрд рублей реализуется в Ростовской области, недалеко от «Платова». Или например, логистический парк «Теучежский» стоимостью 4 млрд рублей, строящийся в одноимённом частном индустриальном парке в Адыгее, а также двухмиллиардный проект Азовского зернового терминального комплекса, реализуемый «Промэкспедицией» Петра Ходыкина, бенефициара крупнейшего российского экспортёра зерна ТД «РИФ». И, конечно, не будем забывать о втором крупнейшем проекте сектора — 166-миллиардной крымской трассе «Таврида».
Энергетика становится альтернативнее
Сектор энергопроектов в нашем рэнкинге вдвое сократился по количеству проектов — их насчитывается 13 против 26 в 2016 году, но при этом не только не уронил свою долю в совокупной стоимости, но и нарастил её — она составила 8,5% против 7,5% (299,4 млрд рублей против 254,2 в денежном выражении, или плюс 17,7%). И это несмотря на тот факт, что рэнкинг покинул крупнейший проект сектора — строительство четвёртого энергоблока Ростовской АЭС стоимостью 85,5 млрд рублей, которое успешно завершилось.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на энергетический пакет нынешнего рэнкинга — обилие инвестпроектов по альтернативным источникам энергии (солнечные и ветряные электростанции). Самый крупный из них — проект «ВетроОГК» подразделения «Росатома» по строительству двух ветроэлектростанций на Кубани (в Темрюкском районе и на Тамани) и одной в Адыгее до 2021 года. Предполагается, что суммарная их мощность составит 610 МВт. Ближе всего к реализации ветропарк мощностью до 150 МВт на территории Шовгеновского и Гиагинского муниципальных районов Адыгеи. Станция будет сооружена в три очереди мощностью 32 МВт, 70 МВт и 48 МВт соответственно. В состав станции войдёт до 60 ветроэнергетических установок.
Но это не всё. В Темрюкском районе планируется строительство ветропарка мощностью 90 МВт — проект реализуют Gestamp Eolica (входит в испанский промышленный концерн Gestamp) и ЗАО «Ветрогенерирующая компания» (стоимость — 8 млрд рублей). В Калмыкии к завершению близится проект создания ветроэлектростанций ООО «Алтэн» (5,37 млрд рублей). Проект ветропарка «Азовской ВЭС» мощностью 90 МВт стоимостью в 9,9 млрд рублей (инициатор, одноимённая компания, входит в группу SoWiTec), относительно перспектив реализации которого неоднократно возникали сомнения в связи с переносом игровой зоны из «Азов-Сити», в прошедшем году всё-таки обрёл черты реальности, пусть и с пятилетним опозданием относительно изначально заявленных сроков. Согласно скорректированным планам, ввод в эксплуатацию назначен на 2020 год.
Еще один, потенциально крупнейший проект в секторе ветроэнергетики, возможно, вскоре стартует в Ростовской области. Губернатор Василий Голубев, во всяком случае, говорил о нём, выступая с инвестиционным посланием в конце 2017 года. Речь идёт о строительстве ветропарков и локализации производства некоторых комплектующих — в этот проект «Роснано» и итальянская «Энель» планируют инвестировать около несколько десятков миллиардов рублей. Однако о точных параметрах данного проекта (в том числе об объёмах и источниках финансирования) пока известно крайне мало, и мы не нашли возможным включить его в рэнкинг.
Кроме ветрогенерации, активен также сектор солнечной энергии. Так, ГК «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и «Роснано») планирует строительство СЭС «Нива» мощностью 15 МВт, а также Фунтовской и Ахтубинской СЭС мощностью по 60 МВт. Стоимость этого проекта оценивается в 15 млрд рублей, и нам он видится вполне реальным — у ГК «Хевел» имеется неплохой портфель уже реализованных проектов в других регионах России.
Также важный момент — стал виден финал строительства Симферопольской и Севастопольской ТЭС с общим объёмом инвестиций в 25 млрд рублей. Ввод этих станций, который, как ожидается, состоится нынешним летом, позволит резко снизить остроту вопроса с электроснабжением полуострова Крым.
АПК наращивает мощность
Сектор АПК и пищевой промышленности представлен в нынешнем рэнкинге 83 проектами — это всего на один проект больше, чем в 2016 году. При этом выросла доля сектора в общем портфеле — до 5,7% против 5,5%. В рублёвом выражении рост чуть более заметен — это 200,9 млрд рублей против 185,7, или 7,7% прироста. На общем отраслевом фоне нельзя не заметить, что из четырёх крупнейших по величине доли в портфеле отраслей АПК и пищёвка обеспечили наименьший вклад в динамику общей стоимости. Да и в целом доля в 5,7% не совсем отражает традиционное представление об опорной для Юга аграрной сфере — слишком эта доля пока скромна. Похвастать эта отрасль может только массовостью, которая кратно возросла бы, если бы мы проводили наблюдения за проектами стоимостью менее 300 млн рублей.
Рэнкинг за год покинули несколько крупных проектов. Так, «Евродон» (Ростовская область) успешно завершил свою программу развития производства мяса индейки стоимостью в 17,9 млрд рублей. К настоящему моменту производительность хозяйства, которой изначально планировалось достичь — 60 тысяч тонн мяса индейски в живом весе в год, — уже превышена, и заметно.
Однако не все проекты завершились так хорошо. К примеру, проект строительства свиноводческого комплекса с комбикормовым заводом, скотобойней и цехом мясопереработки (12,5 млрд рублей), за который взялся было агропромышленный комплекс «Станица» из Ростовской области, стал на паузу как минимум до 2020 года. Есть сомнения в том, что он вообще будет реализован — как отмечают эксперты, проблема обеспеченности Юга свининой практически решена, и нужны ли будут такие масштабные проекты в 2020 году — большой вопрос.
Однако в составе ЮФО теперь есть Крым, и там крупные животноводческие комплексы вполне уместны. Восемнадцатимиллиардный проект ООО «Крыминвестстрой» по строительству комплекса на 30 000 свиноматок и 4800 голов дойного стада КРС, включая комбикормовый завод и мощности по переработке, стал лидером сегмента АПК и пищёвки в рэнкинге.
Как положительные новости стоит воспринимать и сохранение в рэнкинге трёх других крупных проектов из Ростовской области. Мы говорим о сахарном заводе мощностью 12 тысяч тонн сахарной свёклы в Целинском районе, который строит АО «Международная сахарная корпорация» (18 млрд рублей), производственном комплексе по глубокой переработке зерна, производству комбикормов, глютена и аминокислот мощностью 250 тысяч тонн в год ООО «ДонБиоТех» (15,2 млрд), и тепличном комплексе «Донская усадьба» (5 млрд). Все три проекта за последние полтора года побывали в неустойчивом положении по вопросу об инвесторах, но сегодня оцениваются как реальные.
Сектор АПК пополнился и новыми крупными проектами. Так, компания «Ньюбио» в Волгоградской области строит предприятие по глубокой переработке зерна кукурузы (11,7 млрд рублей), а в Крыму Черноморская агропромышленная компания занимается созданием многопрофильного мясоперерабатывающего кластера (9 млрд рублей). В Анапском районе ООО «Кубань-Вино» занимается созданием нового крупного (на 22 млн бутылок в год) винзавода с Центром энологии и туризма (4 млрд рублей).
Интересная цифра: всего 11 тепличных проектов из 83 в секторе АПК тянут почти на 40 млрд рублей, а это пятая часть общего веса сектора.
Ростовская область объявила передышку
При взгляде на региональный срез нового рэнкинга (см. таблицу 1) первое, что бросается в глаза — резкое сокращение количества инвестпроектов Ростовской области (52 против прежних 95), а также их совокупного объёма (288,1 млрд против 661 млрд), и доли региона в общем портфеле ЮФО (8,2% против 19,6%). Ниже Ростовской области по доле в портфеле ЮФО лишь Адыгея и Калмыкия, хотя по количеству проектов регион по-прежнему на втором месте после Кубани. Конечно, для традиционного региона-лидера, каковым является Дон, нынешнее положение выглядит довольно неожиданно. И тут важно правильно поставить диагноз текущему этапу развития региона.
На самом деле крупных потерь, к которым мы относим и ставшие на паузу проекты, за минувший год на Дону было не так много. Так, приостановлен проект развития мультимодального узла «Ростовский универсальный порт», входивший в топ-20 рэнкинга 2016 года (24,3 млрд рублей), в связи с чем мы решили исключить его из рэнкинга. Ещё более дорогой проект — строительство первого в России нефтехимического завода по комплексному производству бутадиена и изобутиленовой смеси, стоимостью более 32 млрд рублей, покинул «губернаторскую сотню», а его инициатор, ООО «Новые энергетические проекты», исключён из ЕГРЮЛ. Покинул рэнкинг и проект агропромкомплекса «Станица». Уже эти три проекта в совокупности «утащили» за собою около 70 млрд рублей инвестиций.
Но намного больше инвестпроектов не включены в рэнкинг по хорошему поводу — они были реализованы. Здесь стоит вспомнить успешно построенный энергоблок №4 Ростовской АЭС (85,5 млрд рублей), железную дорогу в обход Украины (51,6 млрд), которая введена в строй с опережением сроков. Отдельно нужно сказать о пуле проектов, связанных с подготовкой к ЧМ-2018, — новый ростовский аэропорт «Платов» (37,2 млрд) вместе с затратной дорожной программой по созданию подъездных путей к нему (4,7 млрд), стадион «Ростов-Арена» (20,2 млрд) и опять же дорожная инфраструктура в рамках подготовки к ЧМ-2018 (21 млрд). Помимо этого реализован проект увеличения мощности производства компании «Евродон» (17,9 млрд), построен терминал «Луис Дрейфус» (2 млрд), открыта вторая очередь «Мегамага» (2,3 млрд). Это далеко не всё, но уже отчётливо видно, что сальдо — в пользу успешно завершённых проектов. Многие из них были введены в строй именно в 2017 году. И выбывших пока заменить некем. Возможно, ситуация временная, и о новых масштабных проектах мы узнаем уже на февральском инвестиционном форуме в Сочи, но пока что Ростовская область выглядит территорией, которой предстоит инвестиционная передышка.
Краснодарский край на последнем отрезке проявил фантастическую стабильность — количество проектов за полтора года не изменилось, хотя их общая стоимость подросла процентов на 12. Отчасти это объясняется особенностью, которую мы отмечали ранее. Кубанский инвестпортфель полон проектов с долгими сроками реализации. Лишь в последние два года можно говорить о формировании качественно нового, постолимпийского портфеля, обновляемость которого пока сравнительно невысока — реализацию целого ряда проектов ждать придётся ещё несколько лет.
Среди других открытий регионального среза можно выделить резкое увеличение доли Крыма и Севастополя (мы решили рассматривать их в совокупности). При сокращении количества проектов с 33 в 2016 году до нынешних 28 их совокупная стоимость выросла более чем в три раза (290,7 против 83,8 млрд рублей). И дело не только во многомиллиардном проекте «Таврида». Даже если его исключить, мы обнаружим, что останется 124,7 млрд рублей инвестиций, что намного (на 48%) больше, чем 83,8 млрд в 2016 году. Скорее приходится признать, что Крым по уровню инвестиционной активности уверенно входит во «второй эшелон» южных регионов, к которому традиционно причисляются Астраханская и Волгоградская области.
У этих двух регионов сейчас наблюдаются противоположные фазы. Астрахань, зависящая от проекта «ЛУКойла» наконец увеличила количество проектов почти вдвое, а Волгоградская область сократила их число более чем вдвое — до восьми. Количество проектов здесь уменьшается последние четыре года. Только большая общая стоимость проектов позволяет этому региону оставаться в своей весовой категории. Но риски столь высокой концентрации известны — заморозка любого проекта, коррективы в планах одного инвестора обрушат инвестпортфель региона, в запасе которого нет широкого выбора желающих делать вложения в региональную экономику. На фоне Волгоградской области Крым сейчас выглядит гораздо предпочтительнее.
Промышленность растёт инфраструктурой
Сектор промышленности в актуальном рэнкинге демонстрирует практически падение объёма инвестпроектов. Это касается и химпрома, хотя здесь падение очень небольшое (143,2 млрд рублей против 145 млрд в 2016), и машиностроения, где падение ощутимо (34,7 млрд против 47,6 в 2016), и металлургии (78,6 сейчас против 88,5 млрд рублей). Подросла лишь лёгкая промышленность, но тут отрасль сама по себе невелика по объёмам инвестиций — её доля выросла с 0,19% портфеля в 2016 году до сегодняшних 0,27%. Из крупных сравнительно новых инвестиций промышленного сектора можно выделить, пожалуй, проект модернизации и развития производства «ЕвроХим-БМУ», стоимостью чуть больше 20 млрд рублей.
Сюрприз преподнёс сектор формирования промышленной инфраструктуры. Традиционно мы включаем в него проекты по созданию технопарков, особых экономических зон, и т. д. — те, которые создают инфраструктурную почву для дальнейшего развития других проектов (чаще всего производственного толка). В прошлом году сектор был невелик, и мы его отнесли к категории «Прочие отрасли». Теперь же здесь 8 проектов и более чем 56 млрд рублей инвестиций. Не каждая производственная отрасль сможет таким похвастаться. Самый крупный проект сектора — астраханской ОЭЗ «Лотос» — продолжает наращивать количество резидентов. По последней информации, общая сумма заявленных инвестиций на конец 2017 года превысила 24 млрд рублей. Среди новичков рэнкинга — индустриальный парк «Ромекс-Теучежский» в Адыгее, который формирует «Ромекс груп» (4 млрд рублей), промпарк АО «Тандер» (9 млрд рублей), и три крымских проекта — индустриальные парки «Феодосия», «Гераклид» и «Бахчисарай» (1,75 млрд, 1,6 млрд и 1 млрд рублей соответственно). Такая динамика свидетельствует о новом тренде, в котором ещё предстоит разобраться: понятно, когда в индустриальные парки вкладываются власти с целью эффективнее развивать промышленность, но резоны частного инвестора в этой деятельности ещё нуждаются в прояснении.