«Десять лет назад я, будущий президент фонда и ещё несколько человек в разное время абсолютно в разных больницах увидели брошенных младенцев, и каждый начал по-своему решать эту проблему», — говорит член попечительского совета фонда «Я без мамы» Кристина Исаева.
В историях будущих руководителей НКО есть один и тот же мотив — момент, когда обычный человек берётся за решение проблем, масштаб которых таков, что обывателю чаще хочется от них просто спрятаться. И в этот момент он перестаёт быть обывателем.
Надежда Никитина, директор Благотворительного детского правозащитного фонда «Анастасия», работающего в Каменске-Шахтинском Ростовской области, в советское время 20 лет работала в райкоме комсомола, а потом 10 лет была председателем местного комитета Красного Креста — и говорит, что ежедневно сталкивалась с нарушениями прав и интересов детей-инвалидов и сирот «бессовестными чиновниками администрации города и района». А когда в собственной семье появился ребёнок-инвалид, не заниматься этой темой стало уже невозможно. В 1997 году возник благотворительный кружок, который вырос затем до фонда. В какой-то момент с местной администрацией началась война. Пришлось взять жить к себе домой пять сирот, когда их после окончания школы вышвырнули из детского дома при Каменском интернате №2 — «голых и босых, без всякого предоставления жилья, положенного им по федеральному закону». Потом начались выматывающие и унизительные судебные процессы, угрозы по телефону, попытки сбить машиной, предложения от влиятельных лиц уехать из города. Но пять судебных процессов были выиграны в пользу детей-сирот. Ситуация, которая превращает обывателя в человека, который берёт на себя ответственность за то, что происходит в обществе.
Айшат Гамзаева, директор фонда «Жизнь без слёз», который занимается на Северном Кавказе обучением детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, очень просто формулирует суть ключевого вывода, который делает из обывателя активиста: «Я поняла, что стараться и делать всё, что возможно, — в наших силах. Каждый больной человек имеет право на такую же жизнь, как мы». Айшат знает, о чем говорит: на её глазах протекала жизнь инвалида-аутиста, одного из её друзей. Директор фонда уверена, что людей с ограниченными возможностями «очень» много, что мы даже не можем представить, сколько их живёт среди нас, потому что они не выходят из дома. Фонд Айшат Гамзаевой работает над созданием Межрегионального ресурсного центра СКФО. Один из проектов — «Кафе перемен» — направлен на создание рабочих мест для людей с психофизическими нарушениями.
А кого-то находят. Анастасия Моисеева, молодой президент ростовской общественной организации «Общий интерес», в 9 классе была кандидатом на школьных выборах, в стенгазете опубликовала свою программу как кандидата. В один из дней ей позвонила девушка из НКО и сказала, что ей очень близки взгляды Анастасии — и та влилась в команду. Организации ведёт проект «PREобразование», который направлен на привнесение новых технологий образования в консервативный школьный мир. Приглашённые «Общим интересом» специалисты из различных профессиональных и научных сфер разрабатывают лектории, интерактивные курсы и игры, потом обучают им сотрудников организации. После этого профориентационные и просветительские проекты запускаются в школы. Анастасия говорит, что своим примером они пытаются показать, как можно заинтересовывать и мотивировать детей из поколения крайних индивидуалистов.
«Некоммерческие формы работы помогают быть причастным к тому, что происходит в мире и приносить в него что-то новое, — говорит Анастасия. — Меня мотивирует небезразличие ко всему происходящему, сопричастность, желание быть включённой».
В этом году Аналитический центр «Эксперт ЮГ» совместно с Институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета запустил образовательную программу для журналистов-магистрантов «Социальные медиа: онлайн и офлайн». В рамках программы будущим журналистам впервые были предложены курсы по работе современного некоммерческого сектора и социальной журналистике, а главное — предложено обойти руководителей действующих НКО и взять у них глубинные интервью. Получилось взять таким образом около 35 интервью; встречались с управленцами от некоммерческого сектора и мы сами. Наиболее содержательные разговоры мы публикуем в рамках нашего проекта «Социальные инвестиции юга России».