— Элиты целого ряда регионов сегодня работают над стратегиями развития территорий, и вопросы конкурентоспособности оказываются напрямую связаны с возможностью занять нишу в «умной экономике». Есть ли у Ростовской области эта ниша?
— Безусловно, у донского региона такая ниша есть. «Изюминками» региона являются: выгодное положение с точки зрения логистики, глубокая институциональная экспертиза и естественная ресурсная база для сельского хозяйства. Если решения в рамках «умной экономики» будут опираться на данные компоненты, то при условии верного проектирования и надлежащей реализации они будут обречены на успех.
— Есть ли в регионе потенциал для того, чтобы эту нишу найти? Насколько этот потенциал сейчас используется?
— В силу ряда причин потенциал используется слабо. Бизнес, производящий продукцию с глубоким уровнем технологического передела, можно пересчитать по пальцам. Наивысший потенциал у любых предприятий реального сектора, при условии их опоры на обозначенные выше «столпы» успеха, специфические для конкретной местности.
— Над какими задачами в сфере, связанной с инновационным развитием, ваша организация работает сейчас? Какие главные результаты получены за последние годы?
— У нас два макропроекта — разработка новых агромашин и электронные системы для них. Первый проект предполагает перевод продуктового портфеля на новый уровень (смена поколений агротехники), второй служит для повышения эффективности агромашин без кардинального изменения их инжиниринга.
Результаты соответствуют ожиданиям. В целом мы исполняем план по разработке техники, выводя не менее двух моделей ежегодно, а также находимся на финишной прямой по выводу трёх достаточно сильных коммерциализированных решений по упомянутым электронным системам.
— Динамика какого показателя вашей деятельности является критерием успешности? Что с ним происходит в последние годы?
— Исполнение планов по проектам. Он соблюдается в рамках целевых значений.
— Какого рода ресурсы нужны вашей компании для того, чтобы кардинально увеличить масштабы инновационной деятельности?
— Прежде всего, это кадровые ресурсы. Необходимо наращивать компетенцию и экспертизу в целом. Второй момент — инвестиции. Возможность инвестирования сильно зависит от доступности денежных средств. Нужен приток сильных специалистов и «длинные деньги». Оба этих компонента предполагают также наличие стабильной и понятной мароэкономической перспективы.
— Как вы оцениваете перспективы в вашей отрасли в целом? На каких направлениях и при каких условиях были бы возможны прорывы?
— Наша отрасль кардинально ничем не отличается от машиностроения. Перспективы номинально хорошие, потому что без реального сектора ни одна экономика не может быть жизнеспособной, если речь не идёт о стране третьего мира. Аграрное машиностроение связано с темой глобальной продовольственной безопасности. Это позволяет в целом оптимистично оценивать данные перспективы. «Кушать хочется всегда», тем более что население Земли неуклонно растёт.
— Какие тренды в развитии инновационного бизнеса вы считаете основными?
— Уход в глубокую детализацию, кастомизацию продуктов, снижение технологического диспаритета между эшелонами рынка — основные тренды, которые мы видим. Теперь для конкурирования важна более тонкая и точная работа, нежели «прорывные» решения. Наша стратегия отражает данные тренды.
— Являются ли инновации, научные и ИТ-разработки драйвером развития региона?
— Сложно сказать, можем предположить, что не являются. Для изменения ситуации у бизнесменов должна быть иная ментальность, а для её возникновения требуется изменение упомянутых выше подходов, связанных с доступностью «длинных денег». Скорее всего, можно говорить о самой начальной стадии развития.
— Кто может быть локомотивом инновационного развития?
— Локомотивом может стать крупный бизнес. Только он располагает базовыми ресурсами для работы с кадрами, ликвидностью и рядом других моментов. Тут уместно отметить, что «бог любит большие батальоны».
— В создании каких элементов экосистемы инноваций готова принять участие ваша компания?
— Мы готовы подавать личный пример, чтобы воодушевить коллег. Проекты должны быть коммерциализированы, иначе никак. Опосредованно можем оказать положительное влияние через создание рабочих мест, закрепление успешных решений на рынках.
— Насколько продуктивной вы считаете идею регионального кластера в сфере сельхозмашиностроения?
— Концепция вполне годная. Например, унификация логистики или реализация закупочных пулов. История знает хорошие примеры, равно как и неудачные. Кластер в целом может решать вопросы по укреплению кадровой базы, взаимодействию бизнеса с другими институтами, участвующими в формировании региональной экономики.