Как победить страх перед предпринимательством

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
23 апреля 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Мы недавно проводили большую конференцию на базе Кубанского государственного технологического университета — в аудитории, рассчитанной человек на двести, большинство составляли студенты. Трудно сказать, по своей ли воле они пришли послушать о том, как развивать экосистему для развития предпринимательства в регионе, но — пришли. И в какой-то момент разговора мы задали аудитории вопрос: а кто видит себя в предпринимательстве? кто планирует себя в нём попробовать? Признаюсь, не ожидал увидеть так мало поднятых рук. Тем более что вопрос был задан демократично: планировать можно что угодно, хоть в космос полететь, главное тут — то, что определённая укрепившаяся в обществе история достижения успеха присутствует в зоне рассмотрения применительно к своему будущему. Так вот, было поднято рук пятнадцать из ста пятидесяти. И это они просто допускают для себя такую возможность, а сделавших что-либо будет значительно меньше. Мы даже уточнили на всякий случай: может, у многих уже есть своё дело? Напрасно беспокоились.

Я модерировал эту конференцию и стал детей пытать: а что отпугивает больше всего? Долго мялись, наконец маленькая девочка призналась: страх прогореть в сочетании с ощущением, что цена ошибки — в прямом значении слова — велика. И после её слов по аудитории прокатился одобрительный шепоток. Думаю, прозвучало то, что надо запомнить всем, кто как-либо участвует в развитии предпринимательства. Страна имеет долю граждан, вовлечённых в предпринимательство, вдвое меньшую, чем в странах БРИКС, и втрое меньшую, чем в развитых странах, — 4,8%. Развитие малого бизнеса предполагает не только смену поколений в рамках указанной доли, которую вообще-то ещё надо удержать, но и увеличение количества вовлечённых в предпринимательство. А каждый вовлечённый — это человек, который победил тот страх перед предпринимательством, о котором сказала маленькая девочка. Но сейчас, нельзя это не признать, побеждает всё-таки страх.

Примечательно то, что этот страх оказывается главным в ряду других. Почему не пугает перспектива получать высшее образование, которое тебе почти не пригодится? Или перспектива много лет заниматься чем придётся за скромную зарплату? Перспектива заниматься не своим делом? Разве у этих ошибок не велика цена?

Задав эти вопросы, придется признать, что у предпринимательства в глазах молодых людей есть определённый образ, и образ этот таков, что на рост количества предпринимателей рассчитывать не приходится. Эта маленькая девочка представляет себе людей риска, склонных к авантюризму, от которого один шаг до мошенничества, до прямого обмана ради денег. Предприниматели для неё особенные, чуть ли не отчаянные головы, либо люди, чья уверенность подкрепляется доступом к ресурсам, которые обычным смертным недоступны — личными связями, большими деньгами и т.д. Наверняка они живут в постоянном состоянии стресса, постоянно боятся колебаний рынка, проверок, происков конкурентов — их жизнь не вызывает ассоциаций с благополучием. Этот негативный образ предпринимателя легко развивать — ведь действительно среди предпринимателей встречаются люди с откровенно спекулятивными настроениями. Да и объективных внешних раздражающих факторов хватает для того, чтобы сочинить настолько страшную историю, что для ребенка, который её услышит на ночь, своё дело будет последним, на что он пойдёт в жизни.

Смею утверждать, что есть и другой образ предпринимательства: очень многие бизнесмены либо воплощают его, либо говорят о нём. Первое, что они говорят: определитесь с тем, чем вы хотите заниматься. Потому что преимущества, которые даёт любовь к своему делу, — это в конечном счёте конкурентные преимущества. При прочих равных условиях в конкуренции на длинной дистанции победит тот, кто кайфует от процесса — пусть не двадцать четыре часа в сутки, но всё же кайфует. Представьте, что вы занимаетесь тем, чем хотите, с перспективой зарабатывать такие деньги, которые редко даёт наёмный труд, — вообще-то это крутая идея. Да и в основе такого предпринимательства лежит не авантюризм и готовность ради денег идти на сделки с совестью, а особенная возможность самореализации и стратегическое мышление. Этот образ бизнесмена объясняет, почему опросы в ряде развитых стран показывают, что предприниматели — люди, которые чаще других социальных страт ощущают себя счастливыми.

Нельзя сказать, что предпринимательство в России — это нечто принципиально иное: в нём есть все составляющие для крайне положительного образа предпринимателя, в нём есть большой выбор героев. Однако очевидно и то, что в голове у молодых людей на студенческой скамье пока совершенно другой образ. И с этим, пожалуй, надо как-то осознанно работать.

Стоит сказать, что вузы начали включаться в работу по вовлечению студентов в предпринимательство. Южный федеральный университет совместно с фондом поддержки образовательных программ «Капитаны» открыл факультет бизнеса, на который планирует набрать 100 студентов по направлению «менеджмент». КубГТУ совместно с южным комитетом Ассоциации европейского бизнеса реализует проект «Школа бизнеса» — цикл лекций от представителей крупных компаний и экскурсии на них. Трудно пока оценить значимость таких проектов — это пока только обозначение вектора будущего движения.

К предпринимательству можно подводить двумя путями — это проектная работа и общение с живым бизнесом. Любой студент должен в процессе обучения получить опыт разработки и реализации проекта со всеми его составляющими, а также опыт общения с предпринимателями. В идеале он должен выйти из вуза со своим стартапом. Следующая ступень — предпринимательство, которое может быть и социальным.

Нужно заметить, что на том же мероприятии проректор КубГТУ приводил обнадёживающие данные опроса студентов, который показал, что неприятие предпринимательства наблюдается только у 16% учащихся. Это значит, что почва для работы вполне благодатная.