Официальное открытие Крымского моста состоялось 15 мая, а уже на следующий день в 5.30 утра по мосту через Керченский пролив пустили легковые автомобили и пассажирские автобусы. Движение по мосту открыл президент России Владимир Путин за рулём «КамАЗа». Он возглавил колонну из нескольких десятков тяжёлых автомобилей, которая преодолела 19-километровый мост, из Тамани в Керчь, за 16 минут. Движение грузовых автомобилей по мосту откроют в декабре 2018 года. Железнодорожный мост через Керченский пролив, который строится параллельно с автомобильным, запустят в 2019 году.
Строительство мостового перехода в Крым сменило сочинскую Олимпиаду в роли основного драйвера инфраструктурного строительства юга России. Первая пятилетка «Крымского периода» современной истории страны будет прочно ассоциироваться со строительством этого объекта. Усилия федерального бюджета также были направлены на развитие практически всех отраслей южнороссийской промышленности и инфраструктуры, причастных к восстановлению долгие годы стагнировавшей экономики полуострова.
Как проходило строительство моста
Строительство моста оценивают в 300 млрд рублей. Официально оно началось в 2014 году, когда госкомпания «Автодор» (заказчик технико-экономического обоснования проекта) учредила ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив», проведшее предварительные инженерные изыскания, обследование территории на предмет археологических артефактов, взрывоопасных предметов и воинских захоронений. Через год был подписан госконтракт с генподрядчиком проекта ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Компания была выбрана единственным исполнителем контракта по строительству моста без конкурса способом прямой закупки. Технически строительство Керченского моста началось в феврале 2016 года.
Проектная длина моста — 19 км. Конструктивно он разделён на две параллельных трассы — автомобильную и железнодорожную. Дорога начинается на Таманском полуострове, проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибает мыс Ак-Бурун и выходит на Керченский полуостров. На первом этапе строительства рассматривали ещё два варианта. Предполагалось строительство более короткого моста (около 5 км) на месте паромной переправы (кстати, в 1944 году на этом месте уже строили железнодорожный мост, который простоял менее года, а затем разрушился под действием ледохода). Также рассматривался вариант строительства моста немного севернее паромной переправы. Однако от этих вариантов в силу разных причин, в том числе из-за сложной геологии, решено было отказаться в пользу строительства моста через косу Тузла.
«Автомобильную» часть Крымского моста составляет четырёхполосная магистраль с проектной скоростью движения 120 км/ч. Это обеспечит пропускную способность в 40 тысяч автомобилей в сутки. Железнодорожная часть рассчитана на пропуск 47 пар поездов в сутки со скоростью 120 км/ч для пассажирских составов и 80 км/ч для грузовых.
В 2015 году Керченский и Таманский полуострова, зону интенсивных боёв в годы Великой Отечественной войны, обследовали сапёры. На территории будущего строительства (600 га) было обнаружено и обезврежено более 700 миномётных мин, ручных гранат и авиабомб.
Параллельно с сапёрами на стройплощадке работали археологи. На 200 га они обнаружили остатки древнеримской виллы, хазарского поселения, а также военного лагеря периода Тмутараканского княжества. Несколько сотен находок пополнили фонды Таманского музея.
Осенью 2015 года началось строительство сорокакилометрового автоподхода к мосту через Керченский пролив со стороны Таманского полуострова. Сегодня четырёхполосная магистраль соединяет трассу М-25 и мостовой переход.
Активная фаза строительства моста началась в феврале 2016 года — в проливе возвели три рабочих моста общей протяжённостью 5 км на 466 сваях. В марте того же года началось формирование свайных фундаментов опор, погружённых на глубину до 94 м. Всего мост поддерживают 595 опор, под которые забили 5,5 тысячи свай.
Железнодорожные перспективы Крыма и Тамани
К 2019 году железные дороги на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна многократно увеличат свою пропускную способность — до 153 пар поездов в сутки. Сейчас она составляет от 34 до 53 пар в сутки. Пропускная способность железнодорожного Крымского моста останется на плановом уровне (47 пар ежесуточно). Мост также включает в себя автомобильную часть, которая будет запущена в 2018 году. Строительство ведёт всё тот же «Стройгазмонтаж». В 2020 году в Крым начнёт ходить 15 пар пассажирских поездов — по два поезда в Севастополь, Евпаторию, Феодосию, остальные — в Симферополь. Поезда поедут из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Мурманска, говорил ранее гендиректор Крымской железной дороги (КЖД) Алексей Гладилин. По его словам, продолжительность поездки из Москвы в Симферополь составит примерно 24–28 часов. К запуску железнодорожной части моста КЖД закупит 800 вагонов, большей частью «двухэтажные спальные вагоны, в купейном исполнении».
Развитие инфраструктуры, по мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, снимет дефицит пропускной способности на направлении к портам юга России, где существует масштабный потенциал роста экспортных грузопотоков. Также принципиально изменится схема железнодорожных перевозок. По направлению Чертково — Ростов — станции Черноморского побережья в основном будут осуществляться пассажирские перевозки, а направление Котельниково — Тихорецкая — Новороссийск — Тамань станет основным для грузовых перевозок.
Мост как путепровод для инвестиций
Наибольшее влияние Крымский мост оказал прежде всего на инвестиционный климат связанных регионов. Так губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что с открытием моста трафик транзитных туристов через Кубань вырастет на 2 млн человек в год: «Открытие Крымского моста превратит юг России в единый большой курорт. Суммарно мы принимаем свыше 21 миллиона человек в год, и эта цифра будет только расти. Туристы, которые станут отдыхать на полуострове, посетят и наш регион, проедут по нашим дорогам. По предварительным подсчётам, турпоток по трассам, проходящим по территории края, возрастёт с 6,2 до 8 миллионов человек в год».
На Тамани от строительства моста выиграл в первую очередь малый и средний бизнес. «Накануне открытия перехода через Керченский пролив вдоль нового автоподхода стали появляться кафе и гостиницы, рассчитанные на транзитных туристов, — поясняет депутат заксобрания Краснодарского края, курирующий Таманский полуостров, Павел Соколенко. — Инвесторы охотно вкладывают средства в развитие инфраструктуры».
В Керчи рассчитывают, что транспортная доступность обеспечит городу приток инвестиций. «Мы подготовили 40 инвестиционных площадок, рассчитанных на различные виды деятельности: от рыбной ловли до строительства, — рассказал “Эксперту ЮГ” замглавы города Дилявер Мильгазиев. — Главное, что мы можем предложить инвесторам — земля. Мост сделает её доступной» По его данным, за предыдущие два года в город удалось привлечь 32 млрд инвестиций; это почти десятикратный бюджет Керчи.
По словам начальника морского управления республиканского минтранса Марины Рытиковой, с выходом моста на полную мощность паромная переправа не прекратит своего существования. «Паромов, безусловно, станет меньше. Судовладельцы, с которыми мы работаем по договору, уйдут, как только снизится транспортный поток. Скорее всего, у нас останется два судна, как и раньше. Они продолжат возить опасные грузы, которые нельзя транспортировать через мост», — прогнозирует г-жа Рытикова.
В Крыму концентрация потенциально успешных для развития отраслей выше, чем в любом другом регионе России: туризм, строительство, химическая и электронная промышленность, финансовый и аграрный секторы, игорный бизнес и фармацевтика, считает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. По данным Корпорации развития республики Крым, сейчас в регионе реализуется свыше 180 проектов на общую сумму более 190 млрд рублей. Больше всего инвесторов интересует строительство: в этой сфере заключено 41 соглашение на 68 млрд рублей. Далее следуют сельское хозяйство (52 соглашения на 55 млрд рублей), туризм (30 соглашений более чем на 20 млрд рублей)
В прошлом году инвестиции в Крым, по данным Росстата, выросли в 2,3 раза, до 195 млрд рублей, в Севастополь — в 1,6 раза, до 30 млрд рублей. Но более 80% инвестиций предоставлены госбюджетом. Крупные частные инвесторы не спешат инвестировать в Крым, опасаясь западных санкций. Поэтому после введения в строй наиболее крупных инфраструктурных объектов, к числу которых относится Крымский мост, инвестиции неизбежно сократятся.