По данным госстатистики, за последние несколько лет в России падают производство и продажи отечественного вина. Одна из причин — заметное снижение «патриотического» интереса ко всему отечественному, который ранее наблюдался на фоне кризиса в 2014–2015 годах. При этом на Кубани, которая является регионом-лидером по количеству площадей под виноградники (около 26 тысяч га), объёму производства винограда и вина, ситуация всё же лучше, чем в целом по стране. До 2017 года в крае наблюдался рост производства вин, который сменился стагнацией. На этом фоне вырос объём импорта натуральных вин, особенно из Франции и Италии. Участники круглого стола «Южное виноделие: как не отдать рынок импорту?», который «Эксперт ЮГ» проводил в Анапе при поддержке министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, сошлись во мнении, что отечественным производителям нужно включаться в борьбу за место под солнцем, если они не хотят потерять рынок. Место проведения круглого стола было выбрано неслучайно. Анапский и соседний с ним Темрюкский районы являются на Кубани лидерами отрасли: территории производят около 90% винограда региона, здесь работают крупные винзаводы, активно развиваются небольшие производства и винный туризм. Однако, как отметили почти все эксперты, доля импортного вина по-прежнему довольно высока.
Крупные сети ставят на импорт
«В прошлом году импорт вина в Россию рос, при этом очевидным был тренд на сокращение объёмов производства внутри страны», — подчеркнул генеральный директор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов. В то же время по активности целого ряда лидеров южного рынка видно, что они, наоборот, увеличивали объёмы и планировали дальнейший рост производства. В ряде компаний отмечено расширение ассортимента.
Заместитель президента Союза виноградарей и виноделов России Николай Пинчук уточнил, что до 2015 года в стране доля вин из собственного сырья не превышала 30%, 40% заводы разливали из заграничного виноматериала, а 30% вин ввозили импортёры. «Но уже в 2017 году доля импорта выросла на 10 процентов, и на 10 же процентов снизилось российское производство вина из виноматериалов. Доля вина из собственного винограда пока не изменилась», — подчеркнул эксперт.
По его мнению, сегодня импорт готового вина стал выгоднее, чем ввоз сырья и виноматериалов. «Нынешняя ситуация в стране, когда ввоз вина из-за границы жёстко не регулируется, позволяет импортёрам хорошо зарабатывать на поставках готовой продукции, — уверен г-н Пинчук. — Тем более что дополнительных пошлин и акцизов они не платят, а пользуются по сути теми же льготами, что и российские производители качественных натуральных вин».
Исполнительный директор винодельни «Юбилейная» Владимир Иванов заметил, что их главный конкурент — не импорт, а импортёры. «Это 10-15 компаний в Москве, у которых наработанные годами связи с заграничными предприятиями, — считает винодел. — Это касается как объёмов поставляемой продукции, так и цен, по которым они продают вино в крупные сети. С отечественными производителями эти компании почти не работают. Они не знают продукцию, не уверены в её качестве, не владеют информацией».
Виноделам надо повышать качество сырья
Николай Пинчук подчеркнул, что не разделяет мнение дистрибьюторов о нестабильном качестве отечественных вин, которое «негативно влияет на имидж отрасли». Мнения разделились. Некоторые из собравшихся признали: проблема качества существует и на уровне розлива вина, и на этапе производства и сбора сырья. Так, начальник темрюкского отдела филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю Виктор Сокиркин отметил, что работа над качеством вина начинается ещё на этапе отбора посадочного материала: «За последние 20 лет хозяйства завезли из Франции, Италии, Сербии и других стран столько сортов с различными патогенами, болезнями и вредителями, что это повлекло за собой необходимость вкладывать большие деньги в защиту растений». По данным эксперта, затраты на защиту одного гектара виноградника выросли в несколько раз: с 15–20 тысяч рублей до 45–55 тысяч, что под силу далеко не всем хозяйствам.
Менеджер по маркетинговым кампаниям по садам и виноградникам ООО «Сингента» (один из мировых лидеров в сфере защиты растений и семян) Павел Кондратьев напомнил, что перед производителями средств защиты растений стоят две главные задачи в области виноградарства: избавить лозу и ягоду от болезней и вредителей и выстроить систему защиты таким образом, чтобы виноград был максимально безопасен для потребителя. В итоге виноделы получают сырьё, необходимое для сотворения высококлассных вин.
Павел Кондратьев добавил, что виноделие на юге России развивается вполне успешно: растут объёмы выпуска сухих вин, ассортимент расширяется в сторону среднего и высокого ценовых сегментов, создаются центры винного и агротуризма. «На Кубани частные винодельни и крупные заводы включились в работу по производству и популяризации качественного вина, — заметил г-н Кондратьев. — Многие строго соблюдают технологию (от попадания винограда в пресс и до розлива вина). При этом далеко не все виноделы знают, что неграмотно подобранные средства защиты лозы и ягод негативно влияют на качество и безопасность конечного продукта. Понимая это, “Сингента” предлагает виноградарям средства защиты и систему их правильного применения. Безопасность обработанного нашими средствами винограда и вин из него подтверждают данные Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия, сотрудники которого строго контролируют качество продукции».
По мнению Николая Пинчука, возрождение российского виноделия происходит в последние 10–15 лет. Крупные и средние предприятия (лидеры отрасли) довольно много внимания уделяют именно качеству продукта, которое сейчас стабильно высокое.
Это подтвердил PR-директор ОАО АПФ «Фанагория» Владимир Пукиш. С его слов, компания пересматривает ассортимент в пользу более качественной, а, значит, и более дорогой продукции, «спрос на которую постепенно растёт». «Мы снизили и продолжаем снижать объёмы низкомаржинальной продукции в пользу более дорогих вин, — отметил г-н Пукиш. — При этом общие объёмы производства сохраним на прошлогоднем уровне».
Продвижение вина нуждается в просветительской работе
Исполнительный директор ЗАО «Абрау-Дюрсо» Юлия Пархоменко считает, что южным виноделам надо активно работать по трём направлениям. Первое — повышение качества сырья и продукта. Второе направление — развитие виноградарства (расширение площадей, организация питомников и т. д.). Третье — продвижение вина, несмотря на объективные сложности, связанные, например, с ограничениями на рекламу. «Сейчас ситуация с информированностью аудитории несколько лучше, чем в 2014 году, когда около 80 процентов сомелье ресторанов в российских мегаполисах отказывались брать отечественное вино даже на дегустацию, — отметила г-жа Пархоменко. — В 2016–2017 годах российские (и в частности, кубанские) вина появились на полках некоторых ритейлеров и в винных картах ресторанных сетей».
По наблюдению Юлии Пархоменко, пока таких мест немного. Чтобы рестораторы и сети поверили в качественное российское вино и полюбили его, надо проделать большую информационно-просветительскую работу.
«Абрау-Дюрсо» такую работу уже ведёт, развивая на собственной территории центр винного туризма. Свой проект (Центр энологии и туризма) реализует и другой крупный производитель края — «Кубань-Вино». Такие центры работают не только на притяжение турпотока в регион, но и как образовательные площадки, на которых формируется культура потребления вина в России. К сожалению, пока в нашей стране преобладают пиво и крепкий алкоголь, а на вино и шампанское приходится не более 7–8% рынка.
Руководитель спецпроектов компании «Кубань-Вино» Эдуард Долгин признал, что сейчас в России потребление вина находится на очень низком уровне (по некоторым оценкам, это всего 8–9 литров на человека в год). «Пытаться на этом низком уровне что-то друг у друга отбирать — неконструктивно, — уверен г-н Долгин. — Нам надо вместе работать над тем, чтобы люди начали пить качественное вино, чтобы в перспективе мы вышли хотя бы на объёмы потребления в 18–20 литров на человека, как в странах Восточной Европы. Поэтому сейчас мы должны говорить не о том, как ограничить импорт (Россия через это уже проходила — не помогло), а как изменить сознание потребителя, повысить у него интерес к натуральным винам из винограда, привить особую культуру и стиль».
Отечественным виноделам надо работать с рестораторами (и другими представителями HoReCa) над тем, чтобы в их винных картах, наряду с винами Старого и Нового света, появилась другая перспективная категория — «российское вино». За право оказаться в этой категории отечественные производители будут соревноваться не с зарубежными конкурентами, а друг с другом.
За помощь в организации и проведении круглого стола Аналитический центр «Эксперт ЮГ» благодарит генерального партнёра — международную компанию «Сингента», производителя средств защиты растений и семян. Отдельная благодарность партнёру — «Санаторию and Spa “Старинная Анапа”».