В 2018 году «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва» запустит в Краснодарском крае завод по производству сыра мощностью 50 тонн в сутки. «Это позволит нам в пять раз увеличить производство сыров и существенно расширить ассортимент», — сообщил «Эксперту ЮГ» Дмитрий Юрченко, директор предприятия «Молоко», которое входит в структуру агрохолдинга. По его словам, проект реализуется совместно с компанией Tetra Pak, которая выступает в качестве генподрядчика: отвечает за поставку оборудования и технологии, пусконаладочные работы.
По словам г-на Юрченко, на новом заводе, который находится в Выселках (рядом с предприятием «Молоко»), уже смонтированы технологические линии, «подводятся сервисные среды, идёт тестирование автоматики». По замыслу инвестора, предприятие станет одним из крупнейших в России переработчиков молока (500 тонн в сутки с возможностью увеличения до 600 тонн). Для сравнения, сегодня на юге России крупнейшими производителями сыра являются Еланский комбинат в Волгоградской области (500 тонн молока в сутки) и Семикаракорский завод в Ростовской (до 570 тонн молока в сутки), входящие в структуру столичной ГК «Фудлэнд».
По планам компании, первую партию сыра новый завод выпустит в ноябре. На заявленный объём в 50 тонн в сутки предприятие выйдет в течение двух лет. «Мы будем выпускать свежие, рассольные и полутвёрдые сыры (типа маасдам, эмменталь, гауда), а также развивать линейку “паста-филата”, в которую входят, например, моцарелла и чечил. Также здесь будет работать участок созревания сыров, цех выработки масла, сыворотки и обезжиренного молока»,— уточнил Дмитрий Юрченко.
Размер инвестиций в проект г-н Юрченко не стал называть, но отметил, что в проекте используются заёмные средства. По данным отраслевого портала DairyNews.ru, инвестиции в проект оцениваются в 8 млрд рублей. Кроме нового завода, в Выселковском районе появится несколько молочных ферм на 1,2 тысячи голов дойного стада (для снабжения производства сырьём) и очистные сооружения.
Новая продукция будет выпускаться под маркой «Николаевские сыры» (в честь основателя агрохолдинга Николая Ткачёва) и продаваться как в собственной сети компании, которую она планирует расширять, так и в магазинах федеральных ритейлеров.
«Мы довольно успешно работаем с крупными сетями (“Магнит”, “Лента”, “Метро” и др.), — подчеркнул Дмитрий Юрченко. — Уже год поставляем им свою продукцию. Пока основная география поставок — регионы Юга (Кубань, Ростовская и Волгоградская области, Крым). Мы намерены увеличить объёмы поставок и расширить присутствие на отечественном рынке».
Напомним, «Агрокомплекс» основан в 1993 году Николаем Ткачёвым, отцом экс-главы Минсельхоза РФ и Краснодарского края Александра Ткачёва. Головной офис компании расположен в Выселковском районе Краснодарского края. Холдинг объединяет более 60 предприятий, которые занимаются производством и переработкой сельхозсырья. Земельный банк группы составляет 557 тысяч га пашни и 1,28 тысячи гектаров садов и является одним из крупнейших в стране. Кроме того, «Агрокомплекс им. Ткачёва» входит в число самых крупных в мире производителей молока. В 2015 году, согласно рейтингу «Топ-50» Центра изучения молочного рынка, агрохолдинг произвёл молока больше всех в России: 203 тысячи тонн.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году чистая прибыль «Агрокомплекса» составила 6,65 млрд рублей, в 2016-м она снизилась в 2,2 раза — до 2,94 млрд рублей. В 2017 году выручка составила 46,6 млрд рублей (на 2 млрд больше, чем за предыдущий период). При этом убыток компании составил 2,1 млрд рублей. Руководство «Агрокомплекса» эту информацию не комментировало. По мнению экспертов, зафиксированный убыток у этой слишком диверсифицированной группы может быть связан с её высокой инвестиционной активностью и, в частности, с привлечением заёмных средств, что отражается в балансе как отрицательный результат.
Одни из примеров такой активности — реализация крупных проектов на Кубани и в соседней Ростовской области. Агрохолдинг намерен инвестировать 3 млрд рублей в строительство на Дону молочного комплекса мощностью 25 тысяч тонн в год. Ранее руководство компании заявляло о намерении создать в донском регионе молочный кластер с общим объёмом инвестиций в 45 млрд рублей. Правда, от этих планов в итоге инвестор отказался. Официальная причина — «изменения цен на рынке сырья».
«Нынешние планы компании говорят о её федеральных амбициях, — считает директор по маркетингу и развитию ростовской молочной компании “Белый Медведь” Денис Афанасьев. — “Агрокомплекс” производит хороший продукт, у него сильная сырьевая база, широкая фирменная розница. Однако заявления о работе в масштабах всей страны, на мой взгляд, преждевременны. Всё-таки основные продажи холдинг делает в своих магазинах, а присутствие этой компании в неорганизованной рознице и в сторонних сетях растёт медленно даже на домашнем рынке, не говоря уже о соседних и дальних регионах».
По мнению г-на Афанасьева, подобная экспансия пока удаётся лишь единственному кубанскому бренду — «Коровке из Кореновки», да и то «с разной степенью успешности как внутри ассортиментного портфеля, так и географически».
«Сегодня для российских производителей сыра удачное время, — уверен учредитель Национального аграрного агентства Александр Гавриленко. — Сейчас на государственном уровне началась реальная борьба с контрафактом. Будет серьёзно ограничен импорт дешёвых и не всегда качественных продуктов из Белоруссии. Это открывает для отечественных производителей сыра и другой молочной продукции хорошие перспективы».
Планы пятикратного увеличения объёмов производства сыров Гавриленко считает амбициозными, но вполне реальными для такой компании, как «Агрокомплекс им Ткачёва», у которого «есть опыт в производстве и продвижении». «Не секрет, что краевые власти горячо поддерживают местных производителей, например, в рамках проекта “Сделано на Кубани”, обеспечивая хорошую представленность товаров на полках сетей, как минимум, в домашнем регионе», — заметил Александр Гавриленко.