Страхование агрорисков задвинули на периферию

Марина Клочкова
9 июля 2018, 00:00

Многомиллиардные вложения в агропромышленный комплекс Юга остаются без страховой защиты из-за включения агрострахования в «единую субсидию». После её введения регионы выделяют на покрытие рисков во много раз меньше средств

президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов
Читайте Monocle.ru в

О проблемах в страховании сельскохозяйственного биз­неса «Эксперту ЮГ» рассказал президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.

До 2017 года ежегодные расходы на поддержку агрострахования были прямо указаны в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. С 2017-го страхование вместе с такими направлениями, как поддержка кредитования и малых форм хозяйствования, элитного семеноводства и племенного дела, садоводства, овцеводства и прочего, объединены в «единую субсидию». Таким образом, региональные минсельхозы получили право самостоятельно определять те направления, которые они субсидируют. Схема новая, но приоритеты оказались старыми. Общий «пирог» государственных средств для АПК не потерял в весе, но кусок поддержки страхования от агрорисков стал меньше. Расходы на агрострахование не относятся к производственным, поэтому не являются приоритетными для ведомств, курирующих АПК.

По словам Корнея Биждова, решение включить агрострахование в «единую субсидию» самым негативным образом сказалось не только на юге России, но и в целом на ситуации в стране. В первую очередь оно коснулось растениеводства. В ЮФО по итогам 2017 года перечисленные региональными минсельхозами субсидии по договорам страхования составили 17,6 млн рублей — это в 29 с лишним раз меньше, чем в 2016 году. В СКФО тоже было заметное падение: региональными органами АПК было перечислено в 2,2 раза меньше средств, чем годом ранее, — всего 67,6 млн рублей. Так что «единая субсидия» и неготовность практически до середины декабря 2017 года нормативной базы, согласно которой рассчитывается размер субсидий, в прошлом году стали основными причинами сокращения рынка агрострахования с господдержкой.

Регионы экономят на страховании сельского хозяйства

— Насколько уменьшились застрахованные площади в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях?

— Самое заметное сокращение произошло в Краснодарском крае: в 2016 году страховой защитой с господдержкой на Кубани было охвачено более 489 тысяч гектаров посевов, страховая сумма составила более 25 миллиардов рублей. В прошлом году местное министерство сельского хозяйства отказалось от господдержки агрострахования, в итоге на таких условиях не было застраховано ни одного гектара посевов. В Ставропольском крае застрахованная с господдержкой площадь посевов сократилась на 77 процентов, до 114 тысяч гектаров. В Ростовской области падение было наименьшим по сравнению с двумя соседними регионами, оно составило 39 процентов. На условиях господдержки в области было застраховано 165,6 тысячи гектаров. Хочу отметить, что такой показатель — это во многом заслуга руководства Ростовской области, которое хорошо понимает все риски, связанные с растениеводством. Донские органы власти ввели специальный коэффициент, отражающий вовлечённость в страхование и охват страхованием. В отдельных районах Ростовской области аграрии получали погектарную поддержку в большем объёме (речь идёт о восточных территориях, где существуют повышенные риски для растениеводства. — «Эксперт ЮГ») при наличии страхового полиса. Замечу, что АПК Ростовской области и Ставропольского края хотя и запланировали средства на господдержку агрострахования, но не смогли выделить деньги в полном объёме, в том числе из-за почти годовой задержки нормативной базы. Если говорить о федеральных округах, то в ЮФО застрахованная с господдержкой площадь по сравнению с 2016 годом снизилась на 69 процентов и составила 257 тысяч гектаров, в СКФО — на 77 процентов, до 114,3 тысячи гектаров.

— В 2017 году выполнение целевых индикаторов по страхованию в ЮФО составило всего 26 процентов — это худший результат среди всех федеральных округов. С чем это связано?

— В первую очередь с позицией органов управления АПК Краснодарского края, ранее в течение ряда лет лидировавшего, а в 2017 году резко отказавшегося от господдержки страхования. По итогам 2016 года Кубань, где было застраховано, как я уже говорил, около полумиллиона гектаров, лидировала и по объёму страховой ответственности: посевы и насаждения были застрахованы на 25,7 миллиарда рублей. Именно отказ Краснодарского края от господдержки страхования стал причиной того, что в ЮФО произошло сокращение застрахованных на таких условиях площадей. При этом погода в прошлом году не всегда баловала кубанских аграриев, и страховые случаи там были. Не так давно член НСА, компания «РСХБ-Страхование», заплатил крупному хозяйству, АО «Агрообъединение “Кубань”», 145 миллионов рублей за потерю части урожая сахарной свёклы, подсолнечника и кукурузы. Причина — атмосферная засуха и распространение на посевах кукурузы стеблевого мотылька и хлопковой совки. И это при благоприятной климатической ситуации на Кубани. Всего же в период с 2012 по 2017 год аграрии ЮФО получили более 4,1 миллиарда рублей страховых выплат.

Нагрузка на бюджет может вырасти

— Вы неоднократно заявляли, что развитию агрострахования с господдержкой мешают пробелы в законодательстве. На какой стадии сейчас разработка нормативной базы?

— По мнению НСА, действующая в России система агрострахования соответствует мировой практике. Однако в ней необходимо отладить ряд элементов, в частности, сделать страховые программы более гибкими и доступными для аграриев, отменить порог гибели урожая, при достижении которого аграрии получают страховую выплату, сделать процедуру урегулирования убытков более прозрачной, используя данные космического мониторинга. Поэтому НСА предложил внести эти поправки в закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Данные поправки уже согласованы с Минфином, Центробанком и Минсельхозом, они внесены правительством РФ в Госдуму, и мы ожидаем, что в этом году они будут рассмотрены. Замечу, что предлагаемые НСА меры повышают доступность страхования с господдержкой и упрощают урегулирование убытков, делая саму услугу страхования понятной, что, в первую очередь, немаловажно для аграриев.

— При наступлении засухи или других чрезвычайных ситуаций вся нагрузка при убытках аграриев ляжет на бюджет. Каковы могут потери бюджета при таком раскладе?

— Действительно, перевод всех убытков сельхозпроизводителей на прямое возмещение потерь за счёт государства чреват огромными потерями для бюджета. Вспомните засуху 2010 года, которая обошлась бюджету нашей страны примерно в 46 миллиардов рублей. Территория России огромная, а климат нестабильный — каждый год в стране объявляются чрезвычайные ситуации на местах. Например, в прошлом, рекордном по урожаю году, ЧС объявили 32 российских региона, ущерб страховщики оценили примерно в 4,6 миллиарда рублей, а ведь масштабных катаклизмов не было.

Во многих странах с развитым агропроизводством государство принимает меры, чтобы в случае и региональной, и катастрофической ЧС разделить финансовую нагрузку со страховщиками. То есть, оказывая поддержку агрострахованию, государство достигает большего эффекта при меньших затратах: при этом, с одной стороны, создаёт для своих аграриев условия для стабильной работы и тем самым защищает их. С другой, тратит на это значительно меньше бюджетных денег, чем при выплатах ущерба при ЧС. И результативность такого подхода подтверждается всей мировой практикой: агрострахование эффективно развивается при активном и взаимовыгодном участии всех заинтересованных сторон — самих аграриев, государства и страховщиков.

— Одна из поправок ФЗ 260 касается использования дистанционного мониторинга посевов. Ваши эксперты утверждают, что космические наблюдения смогут предотвращать мошенничество в агростраховании. Как ЮФО и СКФО выглядят на фоне других регионов по уровню активности мошенников?

— Оценивая активность страховых мошенников в том или ином регионе, НСА ориентируется на количество требований, предъявляемых к фонду компенсационных выплат, и результат их рассмотрения судами. А также на число судебных дел в регионе. Замечу, что в целом требований к фонду компвыплат НСА не так и много. Но что касается ЮФО и СКФО, то начиная с 2015 года из общего количества судебных дел с участием НСА требования по договорам страхования, заключённым на Ставрополье и в Ростовской области, составили около 20 процентов. При этом на Юге расположены далеко не самые активные в этом плане регионы. Хочу сразу отметить, что по ряду «южных» дел суды признали заявленные требования неправомерными.

Как правило, группы мошенников действуют по типовой схеме, и эти схемы хорошо известны и НСА, и правоохранительным органам. Не так давно по одному из подобных дел краснодарский суд на пять лет осудил директора «юридической» фирмы за мошенничество в агростраховании, а также постановил вернуть страховщику незаконно полученные 22 миллиона рублей. Страховые компании, подвергшиеся мошенническим списаниям средств со стороны «агроюристов», зачастую вынуждены покидать рынок агрострахования с господдержкой. Поэтому работа по противодействию агростраховым мошенникам в настоящий момент максимально активизирована и будет продолжена. Отмечу, что использование космического мониторинга в работе страховых компаний в целом повышает доверие между страховщиками и аграриями, так как придаёт большую прозрачность как при заключении договора, так и при урегулировании убытка.

Прогноз по урожаю стабильный

— Как вы оцениваете состояние озимых на юге России? В каких субъектах ЮФО и СКФО более благоприятная обстановка, в каких менее?

— На конец первой декады июня стабильное развитие культур отмечается на большей территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв. В Крыму, а также на большей части Волгоградской области, за исключением западных районов, отмечается значительное падение темпов роста культур: от 10 до 30 процентов от средних многолетних значений.

В Крыму такая ситуация сложилась практически по всей территории полуострова, за исключением Черноморского, Судакского, Бахчисарайского районов и Алушты. Объясняется это отсутствием существенных осадков (свыше пяти миллиметров) с середины мая до сегодняшнего дня. Температура воздуха в отдельные дни достигала 28–30 градусов. На Кубани незначительное отклонение (пять-семь процентов) в развитии сельскохозяйственных культур  отмечается в Крымском и Абинском районах. В Темрюкском районе падение показателей вегетационного индекса достигло 20 процентов от средних значений. В Темрюкском и Крымском районах сказалось отсутствие существенных осадков с середины мая по настоящее время. В Абинском районе наблюдается достаточно высокий температурный фон, до 27–28 градусов. Существенных осадков не отмечалось.

В Ростовской области снижение темпов роста культур отмечается на востоке региона: в Ремонтненском и Заветинском (20–30 процентов ниже нормы), в Дубовском и Зимовниковском районах (7–10 процентов ниже нормы). Причина всё та же — отсутствие существенных осадков в мае — июне и высокие дневные температуры, до 25–30 градусов. Наиболее неблагоприятная ситуация с развитием культур, как уже отмечалось ранее, складывается в Волгоградской области. Отклонения в развитии культур на 10–20 процентов от средних значений наблюдаются на севере, юге, в центре и в заволжских районах региона.

— По вашим прогнозам, как изменится количество договоров по страхованию сельскохозяйственных рисков в ЮФО и СКФО по итогам 2018 года?

— Без изменения системы субсидирования, исключения поддержки агрострахования из «единой» субсидии или придания ей защищённого статуса, кардинальных перемен или заметного роста количества договоров по страхованию сельскохозяйственных рисков в ЮФО и СКФО по итогам 2018 года, к сожалению, ожидать не приходится.