«Для нас стратегия — живой инструмент»

Андрей Бакеев
30 июля 2018, 00:00

Крупнейший в России поставщик сыров, ГК «Фудлэнд», инвестировал 1,5 млрд рублей в производственные мощности на Юге. Это позволило наладить выпуск российских сыров премиального сегмента и расти на волне импортозамещения

Читайте Monocle.ru в

Развитие собственного перерабатывающего комплекса является основой стратегического плана «Фудлэнд». Будучи крупнейшим в России дистрибьютором сыра, компания стремится стать и крупнейшим в стране производителем в своей нише. Двенадцать лет назад руководство компании «Фудлэнд» решило развивать на Юге собственное производство. Сначала, в 2006 году, «Фудлэнд» приобрела в Волгоградской области Еланский маслосыркомбинат (мощность 450 тонн молока в сутки). Два года спустя в структуру ГК вошёл расположенный на Дону сыродельный завод «Семикаракорский» (мощность предприятия тогда составляла 330 тонн молока в сутки). Оба завода относятся к крупнейшим в ЮФО переработчикам сырого молока.

На момент приобретения оба предприятия находились в рабочем состоянии, но оборудование было «морально и физически изношено, нуждалось в серьёзном обновлении». За минувшие десять лет в модернизацию предприятий дистрибьютор сыра инвестировал более 1,5 млрд рублей. Последняя серьёзная реконструкция была осуществлена в сентябре 2017 года на заводе в Семикаракорске: инвестор вложил в переоснащение предприятия около 500 млн рублей. В декабре здесь пришлось даже остановить производственный процесс, чтобы подготовить участки под монтаж нового импортного оборудования, которое позволит на 25% увеличить мощности по переработке молока (с 440 тонн в сутки до 570 тонн). По замыслу инвестора, расширение ассортимента в сторону более маржинальной продукции повысит рентабельность бизнеса, которая пока находится на уровне 5–7%.

О стратегии компании, предполагающей превращение в глобального игрока, а также особенностях рынка молочной продукции в России «Эксперту ЮГ» рассказал совладелец ГК «Фудлэнд» Андрей Дахнович.

Рост на молоке

Как реализация инвестпрограммы повлияла на производственные показатели ваших заводов?

— Прежде всего, увеличились мощности предприятий. Особенно заметны результаты за минувшие пять лет. Так, с 2013 года мы стабильно увеличиваем объёмы переработки молока в среднем на 5 тысяч тонн. Если в начале реализации инвестпрограммы наши заводы перерабатывали ежегодно не более 60 тысяч тонн молока, то по итогам прошлого года это уже порядка 220 тысяч тонн молока, из которого было изготовлено 24 тысячи тонн сыра, 11 тысяч тонн сухой деминерализованной подсырной сыворотки и 4,5 тысячи тонн сливок и сливочного масла. Если в 2017 году наши предприятия суммарно перерабатывали около 900 тонн молока в сутки, то с середины нынешнего года это уже 1,1 тысячи тонн ежесуточно, что позволяет нам рассчитывать на дальнейший рост объёмов производства.

По выручке тоже хорошая динамика. Например, у семикаракорского завода в 2015 году она была чуть более 2,48 миллиарда рублей (рост 14 процентов по сравнению с 2014 годом). В 2016-м выручка предприятия превысила 3 миллиарда рублей (на 20 процентов больше, чем годом ранее). В 2017-м показатели тоже выросли, но темпы скромнее, поскольку в декабре мы вынуждены были остановить производство из-за реконструкции, которая завершилась в мае этого года. Последние полгода сыродельный завод только закупал молочное сырьё и отправлял на наш комбинат в Елани. Кстати, Еланский маслосыркомбинат также показывает хорошие темпы по выручке: в 2015 году она превысила 3,36 миллиарда рублей (на 21 процент больше, чем за год до этого); в 2016-м — ещё плюс 15 процентов (до 3,9 миллиарда рублей). В 2017-м темпы роста оборота сохранились на уровне 15 процентов.

Что, на ваш взгляд, стало главной причиной динамичного развития ваших южных предприятий?

—Мы серьёзное внимание уделяем качеству на каждом этапе производственной цепи: от закупки сырья до отправки продукции конечному покупателю. Работаем только на натуральном молоке, которое закупаем у проверенных поставщиков. На нашем производстве внедрены собственные стандарты, более жёсткие, чем ГОСТы, которые разрабатывались ещё в 70–80-х годах прошлого века и сейчас, мягко говоря, устарели.

Таким образом, наши козыри — это хорошее сырьё, новое оборудование, стабильное качество продукции, грамотные, пожалуй, лучшие специалисты в нашей отрасли и налаженная дистрибуция, позволяющая поставлять наши сыры по всей стране (от Калининграда до Сахалина).

Как сегодня выглядит ассортимент отечественных сыров, которые вы выпускаете и как дистрибьютор продаёте по всей России?

— В ассортименте в основном плавленые и полутвёрдые созревающие сыры (типа «Российский», «Тильзитер» и другие). Всего около 12 наименований, под брендами «Радость вкуса» и «Продукты из Елани». Это сыры невысокого ценового сегмента, которые выпускают практически все наши конкуренты в России и Беларуси. Понятно, что когда конкуренция в сегменте высокая, заработать сложно. В Ростовской области сырьё точно не самое дешёвое, если сравнивать, например, со стоимостью сырого молока из Беларуси или центральной полосы России, где цены на сырьё невысоки. Это низкомаржинальная продукция. Жёсткая конкуренция за место на полке и любовь каждого покупателя не позволяют делать высокие наценки.

Сейчас работаем над расширением ассортимента. В частности, в Семикаракорске намерены наладить производство твёрдых сыров типа «Пармезан» и полутвёрдых типа «Маасдам», «Гауда», «Эметаль» и других Современное оборудование и интерес к продукции на волне импортозамещения позволяют нам приступить к выпуску новинок уже этим летом. По нашим оценкам, объёмы производства по итогам года вырастут, за счёт новинок, на 7–10 процентов.

Расширение ассортимента позволит несколько повысить показатели рентабельности (сейчас она на уровне 5-7 процентов) и уложиться в планируемые сроки окупаемости инвестиций в оборудовании и технологии (до 2028 года).

— Расширение ассортимента — единственная приоритетная задача, которую вы поставили перед собой на вторую половину 2018 года?

— У нас продолжаются работы по переоснащению производства, развитию инфраструктуры. В ОАО «Сыродельный завод “Семикаракорский”» реконструкция была завершена в мае, и предприятие снова заработало. Сейчас строим здесь склад на 2,5 тысячи тонн единовременного хранения сыров, который запустим до конца года. Параллельно начинаем новый этап модернизации комбината в Елани. Чтобы оставаться в лидерах, надо постоянно инвестировать: в оборудование, технологии, расширение ассортимента, обучение и повышение квалификации персонала. Одна из важнейших задач нашего производства — это совмещение традиций отечественного сыроварения с современными мировыми тенденциями в области переработки молока.

Стратегия глобального игрока

— Всё, о чём вы говорите, это тактические задачи, решение которых позволит ГК «Фудлэнд» достичь определённой стратегической цели. В чём конкретно она состоит?

— Согласно нашей стратегии, мы должны оставаться в лидерах и превратиться в глобального игрока российского рынка. Поэтому мы наращиваем мощности наших заводов, расширяем каналы дистрибуции и совершенствуем сервис для наших оптовых и розничных партнёров. Рынок сыра достаточно диверсифицирован. Наша стратегическая задача — присутствовать во всех сегментах как производитель и дистрибьютор.

Мало просто сказать: мы продаём сыры от Калининграда до Сахалина. Надо усиливать позиции в каждом регионе, быть на полках супермаркетов не только в миллионниках, но и в средних по численности населения городах. С одной стороны, у нас есть серьёзные конкуренты — крупные отечественные производители, например, в Хабаровске мы конкурируем с алтайскими сырами, на Юге — с кубанскими. С другой стороны, не менее 20 процентов рынка занимает низкосортная и откровенно фальсифицированная продукция. Часто под видом сыра продаётся сырный продукт. Потребитель реагирует на низкую цену, а потом, распробовав, начинает обвинять в обмане всех без исключения сыроделов. Борьба со стереотипами и устранение возможных репутационных рисков — задачи, которые мы также решаем в рамках реализации нашего стратегического плана.

— На стратегии каких компаний вы ориентировались при разработке своей?

— У нас нет таких явных фаворитов. Не могу сказать, что нам, например, нравится стратегия швейцарской Nestle или французской Danone, мы её про­анализировали, адаптировали и стали внедрять. Просто мы берём от ведущих мировых производителей лучшее, что есть в их подходах к развитию бизнеса (прежде всего — в переработке молока) и применяем с поправкой на специфику нашего производства и особенности нашего государства. Кстати, опыт крупных российских коллег мы также учитываем.

Для нас стратегия — это не том на сотни страниц, который написал и забыл, а живой инструмент, который постоянно корректируется с учётом новых тенденций, меняющейся рыночной конъюнктуры и вызовов времени.

— Какие современные тенденции вы учитываете при реализации и корректировке вашей стратегии?

— Во-первых, импортозамещение. Сегодня как дистрибьютор ГК «Фудлэнд» поставляет сыры со всего мира: от Швейцарии до Аргентины. Позиции, которые после 2014 года были признаны санкционными, стараемся заменить, в том числе и отечественными аналогами. Собственно, с этим связаны расширение ассортимента на Семикаракорском заводе и предстоящая реконструкция Еланского комбината. Во-вторых, прослеживается явный курс на здоровый образ жизни, ориентация на так называемые фермерские продукты. Смотрим, как можно с этим работать с точки зрения ассортимента и продвижения. Мы считаем наши созревающие сыры здоровым питанием, поскольку они содержат необходимое каждому человеку количество витаминов и микроэлементов. Внедрённая на наших предприятиях бережная многоступенчатая обработка сырого молока позволяет максимально очистить его от бактерий, сохранив при этом все полезные свойства. Эту информацию важно в простой и доступной форме довести до потребителя.

Как дистрибьютор ГК «Фудлэнд» поставляет сыры со всего мира: от Швейцарии до Аргентины  040expertjug07-1.jpg
Как дистрибьютор ГК «Фудлэнд» поставляет сыры со всего мира: от Швейцарии до Аргентины

Ценность нематериальной поддержки

— Каких ресурсов вам не хватает для более динамичного развития предприятий группы?

— Не буду оригинальным и скажу, что это деньги и кадры. Мы инвестируем в развитие как собственные, так и заёмные средства. Если бы денег хватало, то нам не пришлось бы брать кредиты. Как у многих производителей, есть сложности с пополнением оборотных средств. Но эту задачу мы сейчас решаем благодаря такой мере господдержки, как льготные кредиты на закупку молока (под три-четыре процента годовых).

Что касается профессиональных кадров, то, с одной стороны, нам вроде бы грех жаловаться. Мы гордимся своими технологами, которые разрабатывают новые рецептуры, и опытными сыроделами, которые делают действительно классный продукт. У нас отличная сервисная команда, которая обслуживает сложное и высокотехнологичное оборудование. Высокий уровень работы команды ГК «Фудлэнд», технологического оснащения и гигиены производства подтверждают сертификацию по стандартам ХАСП, ИСО9001 и 22000. Но, с другой стороны, средний возраст работников на наших заводах — 45-50 лет. И если в торговлю молодые кадры стремятся, то на производство идут единицы. Считают, что завод, фабрика — это сложно и мало перспективно с точки зрения заработка и карьерного роста. Нужна определённая система стимулов для привлечения молодых кадров на наши сыродельные предприятия. Думаю, в ближайший год мы такую мотивационную систему разработаем и начнём применять.

— Как вы оцениваете намерение правительства Ростовской области войти в федеральный проект по повышению производительности труда на предприятиях до уровня ведущих экономик мира? В числе 13 компаний-участниц этого пилотного проекта от региона есть и сыродельный завод «Семикаракорский».

— В качестве целевого индикатора определён прирост производительности труда на предприятиях-участниках на 30 процентов. По замыслу региональной власти, это будет происходить поэтапно — в 2018–2020 годах по 5 процентов ежегодно, а к 2025 году — до 30 процентов. Предполагается, что в рамках этого проекта эксперты ведущих компаний страны и мира будут приезжать на завод, обучать руководство и менеджмент новым практикам, а возможно, и отправлять «учеников» на международные стажировки. Кроме того, в рамках проекта предполагается и льготное финансирование программ, направленных на повышение производительности труда (займы на пять лет под один процент годовых по линии федерального Фонда развития промышленности). Мы, конечно же, заинтересованы в повышении производительности труда, которая у нас на предприятиях находится на уровне чуть выше среднего показателя по стране. Другое дело, насколько грамотно и эффективно эта идея будет воплощена в жизнь.

— Считаете ли вы достаточными меры господдержки, которые сейчас существуют в вашей отрасли?

— Я бы разделил их на меры финансовой и нефинансовой поддержки. Финансовая поддержка отрасли есть в виде льготных займов на закупку сырья, приобретение оборудования. К сожалению, в последние годы денег в полном объёме не хватало. Приходилось брать коммерческие кредиты, доля которых в нашем «портфеле» была намного больше, чем льготных кредитов. Возможно, в 2018 году у нас льготных кредитов будет больше, чем коммерческих.

Но вот что сейчас особенно актуально и, на наш взгляд, не стоит больших денег, так это создание на государственном уровне новой системы производственных стандартов, нормативов и регламентов, позволяющих отличить качественный продукт от фальсификата. Причём обязательным в такой системе должен быть контроль за соблюдением нормативных требований. Проблема в том, что де-юре определённые стандарты и регламенты есть, но система контроля за их соблюдением работает неэффективно. В рамках этой системы нет достойного наказания производителей и дистрибьюторов, который поставляют на рынок плохую продукцию или занимаются подменой. Например, выдают за сыр сырный продукт, за сливочное масло — спред на растительных жирах и так далее. Это, по сути, является преступлением.

Если бы система стандартов в России работала эффективно, то на полках сетевых магазинов и других точек продвижения сыров (и другой молочной продукции) не было бы продуктов низкого качества. Но, к сожалению, они есть, а ответственности нет. Точнее, она совершенно формальная. В сравнении с доходами, которые получают фальсификаторы, штрафы копеечные. В моём представлении, если бизнесмен «хулиганит» на миллион, а наказывается за это на рубль, то он и дальше будет продолжать гнать на полки некондиционный «сыр». Это плохо сказывается на формировании рынка потребления в целом и на состоянии каждого покупателя в отдельности. Когда потребители вместо качественного продукта покупают фальсификат, то у них возникает в целом негативное отношение к отрасли и к тому, что их все вокруг обманывают. И уже неважно, хорошую ты продукцию выпускаешь или нет. Таким образом, от действий некоторых производителей и дистрибьюторов страдает вся отрасль и предприятия, которые делают хороший отечественный сыр. Поскольку наша отрасль развивается, крупные переработчики молока решают задачи, связанные с обеспечением продовольственной безопасности страны и с импортозамещением (что, по сути, относится к национальным приоритетам), то и поддержка у нас должна быть всесторонней.

Справка о компании:

Группа компаний «Фудлэнд» работает с 1994 года и входит в число крупнейших в России дистрибьюторов сыра и молочной продукции. Штаб-квартира ГК расположена в Москве. В ассортименте дистрибьютора более 300 видов продуктов, в штате — свыше тысячи сотрудников.