Госкампания по развитию МСП родила 2%

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 октября 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Василий Высоков, председатель совета директоров банка «Центр-инвест», в сентябре презентовал книгу «Банки любят малый бизнес». Г-н Высоков — человек, вышедший из академической среды, доктор экономических наук, его новые книги, которые иногда можно спутать с рекламными бук­летами банка, появляются едва ли не каждый год. Однако те, кто эти книги читают, знают, что г-н Высоков не просто мастер лозунгов-афоризмов, которые он тщательно отделывает и пос­ле этого использует на публике с завидной плотностью, — перед нами ещё и редкий, представляющий юг России аналитик-финансист. За его спиной успех крупнейшего в регионе банка, но он при этом отслеживает актуальную повестку развития как банковской системы, так и малого бизнеса. Ракурс его взгляда развенчивает целый ряд стереотипов.

Название книги обращено против одного из стереотипов, который вольно или нет, но транслируется в России, — о том, что банки на малом бизнесе наживаются, тогда как тому, бедному, надо оказывать поддержку, чем в последние годы с утроенным усердием занимается государство во главе с Корпорацией МСП. Г-н Высоков показывает масштаб кампании по развитию малого бизнеса, развернувшейся в России с 2016 года, — принята правительственная федеральная стратегия развития МСП, утвержден приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — список исполнителей по обоим документам, который возглавляют Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, занимает по трети страницы. Известно, что программы по поддержке МСП существуют и на уровне регионов и муниципалитетов. Самые прогрессивные из них используют большую часть перечня разрешенных к использованию субъектов развития малого предпринимательства: гарантийные фонды, фонды венчурного финансирования, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры поддержки экспорта, инноваций, прототипирования, субконтрактации, обучения и многого-многого другого. В деятельность всей этой инфраструктуры, само собой, втянуты все имеющиеся предпринимательские сообщества, которые, согласно приводимым в книге данным о цитируемости, много говорят о господдержке, но почти забыли о существовании банков. Так вот, прошло два года кампании. По итогам банкир Высоков, который с конца 2017-го возглавляет комитет по МСБ в Ассоциации банков «Россия», приводит нехитрые подсчеты, ссылаясь на данные из открытых источников. Согласно данным Банка России, в 2017 году работающие в стране банки выдали малому бизнесу 6 тлрн рублей кредитов. За тот же год через программы Корпорации МСП было выдано 86,7 млрд рублей, через «МСП-Банк» — 11,6 млрд рублей, далее суммы отдельных видов поддержки резко уменьшаются. В итоге г-н Высоков насчитывает 127,2 млрд рублей, что составляет 2% от суммы кредитов, выданных за тот же период малому предпринимательству банками. То есть показывает реальный вес всей той деятельности, которая занимает в медиапространстве несоизмеримо больше места, чем деятельность банков. А вот ситуация, спроецированная на конкретный регион — Ростовскую область, которая вообще-то в сфере поддержки МСП в лидерах. В 2017 году развитие МСП было зашито здесь в программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», ее исполнение за счет бюджетных источников составило 1,6 млрд рублей при динамике минус 3,4% к плану, за счет внебюджетных средств — а это и есть кредиты банков — программа была профинансирована на 187,4 млрд рублей — это плюс 16% к плану. На уровне региона доля господдержки, выходит, составляет уже менее 1%. Защищать банкиров вообще-то непривычно, но в данном случае цифры красноречивы.

Есть в книге и цифры менее однозначные. Г-н Высоков показывает таблицы с результатами опросов предпринимателей, которые отмечали наиболее острые проблемы, — и дорогие кредиты оказались во второй половине списка. А в первой недостаточность спроса, изношенное оборудование, конкурирующий импорт и т. д. Между тем далее автор приводит оценки потенциального дополнительного спроса российского малого бизнеса на кредиты по сравнению с тем же сектором в развитых странах. Потенциал — или дефицит — составляет, по версии IFC, 220 млрд долларов. Это примерно в 2,5 раза больше, чем выдано в 2017 году. Вопрос: если потенциальный спрос столь велик, почему об этом не говорят предприниматели? По логике книги, объяснение, видимо, должно состоять в следующем: причиной недофинансирования малого бизнеса является не дороговизна кредитов, а недостаток предпринимательских компетенций в секторе. Тех компетенций, которые помогают преодолевать проблемы из первой половины упомянутой таблицы.

Нужно заметить, что отношение к роли малого бизнеса в экономике в наших элитах не устоялась. Дискуссии вокруг стратегий развития регионов показывают, что на этом уровне преобладает понимание МСП как института, позволяющего прежде всего решать проблемы занятости. Оттого главный показатель, на который смотрят власти, — не количество предпринимателей, а занятость в секторе. Г-н Высоков стоит на других позициях: МСП — прежде всего креативный эффективный сектор, лаборатория предпринимательских идей и решений. Продвигаемая им модель устойчивого банкинга, который противопоставляется спекулятивному, заключается не в продаже, а в управлении рисками. Попросту говоря, это значит, что банки начинают помогать предпринимателю создавать и развивать бизнес — через обучение, консалтинг, аутсорсинг ряда типовых услуг, наставничество. Это логика выращивания малого бизнеса, но ни в коем случае не поддержки. Посыл книги, на мой взгляд, в том, что власть как раз и могла бы сосредоточиться на формировании экосистемы, способствующей массовому выращиванию новых бизнесов. Именно в этой стороне просматривается перспектива превращения МСП в локомотив экономического роста. Но госкампания пока идет в другую сторону — и системных задач пока не достигает. Нелишне напомнить, что в майских указах Владимира Путина сказано о необходимости создания в стране системы акселерации бизнеса. Но побеждает пока другая линия — мы бы ее ласково назвали популистской.