Миллиарды — в электроды

Новочеркасский электродный завод становится одним из мировых лидеров электродной промышленности на фоне спроса на свою продукцию у отечественных металлургов. О новом витке развития предприятия «Эксперт ЮГ» поговорил с гендиректором ГК «ЭНЕРГОПРОМ» Виктором Нечуятовым

Читайте Monocle.ru в

Входящий в ГК «ЭНЕРГОПРОМ» Новочеркасский электродный завод (НЭЗ, ОАО «ЭПМ-НЭЗ») переживает новый виток развития. Сегодня НЭЗ является крупнейшим в России предприятием по производству графитированных электродов для металлургии. Группа «ЭНЕРГОПРОМ» реализует на предприятии масштабную инвестпрограмму, направленную на модернизацию производственных мощностей и увеличение выпуска графитированных электродов, включая электроды больших диаметров (от 520 мм до 650 мм), которые применяются в электродуговых печах для выплавки стали. Сегодня это — основная продукция НЭЗа. По оценкам топ-менеджмента ГК «ЭНЕРГОПРОМ», объёмы выпуска графитированных электродов самой востребованной марки UHP должны увеличиться на 23 тысячи тонн в год, из них больших диаметров в два раза — на 16 тысяч тонн в год.

Инвестируя в модернизацию и развитие донского предприятия (до 5 млрд рублей в ближайшие пять лет, начиная с 2018 года), «ЭНЕРГОПРОМ» рассчитывает создать на НЭЗе производство, способное более чем на 50% обеспечить потребности отечественных металлургов в графитированных электродах мирового качества и снизить зависимость металлургических компаний от иностранных поставщиков. Выручка предприятия по результатам 2017 года составила 11,4 млрд рублей, что практически вдвое больше, чем в 2016 году.

Развитие компании стимулирует развитие региональной кооперации: часть оборудования для завода изготавливается на других областных предприятиях. Например, на Волгодонском заводе металлургического и энергетического оборудования были произведены автоклавы для новой производственной линии НЭЗа.

В 2016 году около 38% продукции НЭЗа было отправлено на экспорт. Из-за увеличения спроса на графитированные электроды со стороны российских потребителей в 2017 году доля экспорта была вдвое меньше «в связи с переориентацией поставок электродов в пользу рынка РФ».

Инвестиции в развитие

— В конце 2017 года «ЭНЕРГОПРОМ» принял пятилетнюю инвестпрограмму с общим объёмом около 10 миллиардов рублей, согласно которой основные мероприятия будут реализованы на НЭЗе. Чем продиктовано это решение?

— Пониманием ситуации, которая сложилась на рынке графитированных электродов. В 2016 году его объём оценивался в 1,137 миллиона тонн. В 2017-м этот объём вырос на 10 процентов — до 1,25 миллиона тонн. Основными игроками на рынке были китайские производители (их доля — 48 процентов), американская компания GrafTech (11 процентов), европейская SGL Carbon (10 процентов), японские SHOWA DENKO (9 процентов) и Tokai Carbon (5 процентов), индийские компании GIL (те же 5 процентов) и HEG (4 процента). Доля группы «ЭНЕРГОПРОМ» составляла около 4 процентов. При этом на отечественном рынке в 2017 году мы были и сейчас являемся самым крупным поставщиком графитированных электродов: доля группы в прошлом году — 43 процента. 

В 2017 году на мировом рынке графитированных электродов произошёл рост цен. Например, в Китае к середине сентября они выросли в несколько раз. Основная причина — резкое сокращение предложения из-за закрытия в КНР сразу нескольких крупных заводов по экологическим соображениям. Наличие в то же время высокого спроса на эту продукцию со стороны металлургических компаний привело к значительному росту цен.

Российские металлурги осознали, что в таких условиях зависимость от иностранных поставщиков становится стратегически рискованной и может поставить под удар своевременное обес­печение металлургических заводов графитированными электродами. Происходящие на мировом рынке объективные изменения невозможно контролировать. Мы поняли, что надо расширять возможности собственного производства, а для этого надо инвестировать.

В структуре ГК «ЭНЕРГОПРОМ» работают Новочеркасский, Новосибирский и Челябинский электродные заводы, каждый из которых нуждается в модернизации производства. Согласно программе, совокупный объём средств составляет около 10 миллиардов рублей. Большая часть (около 5 миллиардов) будет вложена в Новочеркасский электрод­ный завод, который является крупнейшим в России производителем сложных электродов больших диаметров.

На что конкретно пойдут эти средства?

Из 5 миллиардов рублей в модернизацию и увеличение мощностей «ЭПМ-НЭЗ» до 2020 года направим порядка 2,6 миллиарда в рамках специального инвестиционного контракта (СпИК), который планируется заключить между ГК «ЭНЕРГОПРОМ» и Минпромторгом России, а также правительством Ростовской области. СпИК — это форма взаимодействия юридических лиц, в данном случае НЭЗа и госструктур, в формате договора. Он предполагает определенные обязательства сторон. Так, мы обязуемся направить средства на строительство печей, запуск новых производственных линий, внедрение новых, в том числе и энергосберегающих, технологий, увеличение объёма выпуска электродов крупных диаметров и создание новых рабочих мест. Федеральная и региональная власти со своей стороны обещают предоставить нашему предприятию налоговые льготы. Мы ожидаем, что на время действия СпИКа НЭЗ освободят от уплаты налогов на имущество и части налога на прибыль, которая поступает в бюджет региона, установят пониженную ставку по налогу на прибыль в части, которая поступает в федеральный бюджет. И в целом не произойдёт ужесточения налогового режима.

Следовательно, мы рассчитываем на господдержку по нужным нам направлениям. Помимо налоговых льгот это, например, сохранение таможенного тарифного регулирования отрасли, в частности продление антидемпинговых мер в отношении индийских производителей электродов на пять лет.

— Чем продиктована необходимость антидемпинговых мер?

— В период с 2013 года по первый квартал 2017-го производители из Индии продавали в России электроды по демпинговым ценам. Такое поведение является типичным для индийских предприятий и на других зарубежных рынках. Для борьбы с этим негативным явлением Евросоюз ввёл антидемпинговые пошлины и не намерен их отменять (недавно ЕС продлил меру до 2022 года).

 023expertjug09.jpg

Но вернёмся к нашей инвестпрограмме для НЭЗа. Ещё 2,5 миллиарда рублей (за рамками специнвестконтракта) мы направим на реконструкцию мощнос­тей завода и обеспечение его текущей деятельности.

В какой срок вы намерены окупить вложения?

— В течение пяти лет. Это период, который мы утвердили, подавая заявку в Фонд развития промышленности и Минпромторг России.

Как реализация инвестиционной программы повлияет на производственные показатели завода?

— Прежде всего, это приведёт к двукратному увеличению объёмов производства и поставок электродов больших диаметров металлургическим компаниям России и потребителям в странах Евразийского экономического союза. Общий объём производства должен увеличиться минимум на 25 процентов, а электродов больших диаметров — в два раза (до 35 тысяч тонн в год).

При этом мы работаем не только над увеличением объемов, но и над повышением качества графитированных электродов, которое должно быть на уровне лучших мировых аналогов, например американских и японских. Так, в середине августа мы ввели в эксплуатацию новую линию пекопропитки. Это два горизонтальных пропиточных автоклава, позволяющих двукратно увеличить мощность участка пропитки и повысить качество продукции. Автоклавы нагнетают пек под давлением на 40 процентов выше, чем существовавшее на заводе аналогичное оборудование. Благодаря этому структура электрода становится более плотной. Стоимость линии составила 172 миллиона рублей.

Одним из главных условий выполнения нашей программы является заключение долгосрочных контрактов с российскими металлургами. Мы уже подписали подобные договоры с рядом наших потребителей. Например, на Юге мы активно работаем с «Тагметом» и Волжским трубным заводом. Оба предприятия входят в структуру Трубной металлургической компании (ТМК). Кстати, ТМК стала первым крупным клиентом, подписавшим с нами пятилетний договор в марте 2018 года. На наш взгляд, такой механизм, как долгосрочные договоры, позволяет отечественным металлургам снизить риски, связанные с поставками сырья из-за границы, а нам в свою очередь планировать долгосрочные инвестиции и развивать программы повышения качества продукции и сервиса.

Стратегия роста и сервиса

Какие стратегические цели стоят сегодня перед вашей компанией?

— Наша долгосрочная стратегия заключается в том, чтобы в горизонте пяти лет обеспечить более 50 процентов внутреннего рынка высококачест­венными графитированными электродами больших диаметров. В России две трети общего объёма рынка углеграфитовой продукции приходится на импорт. При этом отечественная отрасль представлена четырьмя российскими заводами, три из которых входят в «ЭНЕРГОПРОМ».

В течение пяти лет в производство графитированных электродов на НЭЗе «ЭНЕРГОПРОМ» инвестирует более 5 млрд рублей  024expertjug09-1.jpg
В течение пяти лет в производство графитированных электродов на НЭЗе «ЭНЕРГОПРОМ» инвестирует более 5 млрд рублей

Другое важное направление стратегии — технический сервис, который мы развиваем в настоящее время. В целом концепция предполагает создание сервиса, который постоянно взаимодействует с клиентами, ведёт мониторинг качества работы продукции, анализирует статистику в ходе эксплуатации электродов, чтобы вовремя определить проблемные места и внести коррективы. Деятельность такой службы предполагает не столько работу с рекламациями, сколько улучшение качества сотрудничества с потребителями (металлургичес­кими компаниями) вплоть до интеграции с их информационными системами. Многое здесь зависит от самих клиентов, их открытости, готовности взаимодействовать, передавать данные. Одни металлурги позволяют это делать, другие — нет. Тогда как для качественного сервиса важна скорость предоставления информации, её анализа, разработки и применения решений, позволяющих оперативно устранить неисправность или произвести замену электрода. 

На стратегии каких компаний вы ориентировались при разработке своей стратегии?

— Это исключительно наша стратегия. При её разработке мы ориентировались на реалии рынка, а не на опыт успешных компаний. Учитывая специфику нашей отрасли, точнее подотрасли металлургии, чужой успешный опыт вряд ли мог быть нам полезен. Что касается наших конкурентов, то мы в большей степени анализируем их тактичес­кие, а не стратегические действия.

Наша стратегия развития касается производства графитированных электродов. По сравнению с тем, где мы были год назад, мы стали лучше оценивать сроки реализации инвестпрограммы. Сейчас мы можем говорить, что именно реализуем, когда и на какие средства. За минувший год мы проделали очень серьёзную работу по оценке рынка, его потребностей. Это подтвердил и целый ряд крупных долгосрочных договоров с металлургическими компаниями России и СНГ (на срок от двух до пяти лет), которые мы подписали и продолжаем подписывать, обеспечивая себе гарантированный сбыт.

Мечты о коксе

Каких ресурсов вам не хватает сегодня для реализации ваших планов?

— Нам не хватает наличия в России собственного производства игольчатого кокса — основного сырья для производства графитированных электродов, которое пока на 100 процентов импортируется (из Великобритании, США, Японии и Китая). Сейчас над решением этой задачи работают и «Газпром нефть», и «ЛУКОЙЛ». «ЭНЕРГОПРОМ» прорабатывает возможности стратегического взаимодействия с нефтяными компаниями для создания производства игольчатого кокса в России. Наша группа может обеспечить российским нефтяникам гарантированный рынок сбыта этой продукции. С появлением отечественного игольчатого кокса производство графитированных электродов превратится в РФ в самодостаточную отрасль.

Насколько актуальной для вашей компании является проблема квалифицированных кадров?

Это серьёзная проблема. Нам нужны технические кадры, что преду­смотрено и в нашей инвестпрограмме (в части выполнения обязательств перед правительством региона). На мой взгляд, в России нет специализированных вузов, которые готовили бы инженерные кадры для нашей сферы. Кроме квалифицированных рабочих нам очень нужны люди с высшим профильным образованием, ведь мы инвестируем в технологии и самое современное оборудование. Это работа по новым, более жёстким стандартам бережливого производства. Сейчас думаем о том, как выстраивать работу с учебными заведениями, мотивировать молодые кадры, чтобы они приходили на заводы, оставались здесь, проявляли интерес к тому, чтобы работать и расти на производстве. Скажу честно: пока что у нас нет готовых решений. Но мы их обязательно найдём.   

Справка:
Группа «ЭНЕРГОПРОМ» — ведущая российская компания, специализирующаяся на выпуске углеграфитовой продукции. Входит в топ-5 крупнейших мировых производителей углеграфитовой продукции. В 2017 году её доля на мировом рынке графитированных электродов составила 4%, на российском — 43%. Основное направление — производство высокотехнологичной электродной, катодной и иной углеграфитовой продукции для предприятий металлургической, кремниевой, химической и машиностроительной отраслей. До 50% продукции компании экспортируется. География поставок — более 50 стран. В группу входят три электродных завода (Челябинский, Новосибирский и Новочеркасский) и «Донкарб Графит». Свою первую продукцию Новоческасский электродный завод выпустил 17 апреля 1954 года. Сегодня ОАО «ЭПМ-НЭЗ» — крупнейшее предприятие в России по выпуску графитированных электродов. Объём производства — 48 тысяч тонн в год. В штате — около 1700 специалистов. Основные потребители — производители стали России, стран СНГ, Европы, Азии и Америки. Завод специализируется на выпуске графитированных электродов марок ЭГСП, ЭГП, ЭГ, ЭГПК, диаметром 250–710 мм.