Энергетики цифровизируют Юг

Алина Храб
1 ноября 2018, 00:00

В этом году на долю энергетиков выпали серьёзные испытания. После подготовки и проведения чемпионата мира по футболу на Юге начались крупнейшие в России учения, цель которых — за несколько месяцев решить технические проблемы, накапливавшиеся годами, рассказал генеральный директор ПАО «МРСК Юга» Борис Эбзеев

Читайте Monocle.ru в

— Главным испытанием для инфраструктурных служб и систем в этом году стал чемпионат мира по футболу. Как строилась работа МРСК Юга накануне и в дни мундиаля?

— В первом полугодии компания готовилась встречать мировое футбольное первенство. Мы ввели в эксплуатацию новые подстанции. Для стадиона «Ростов Арена» с нуля была построена самая современная и технологичная в регионе подстанция «Спортивная», стоимостью более одного миллиарда рублей. Электроснабжение нового аэропорта «Платов» и прилегающих населённых пунктов обеспечивает подстанция АС-10, которая прошла масштабную реконструкцию. Волгоград получил новые мощности для «Волгоград Арены» и нового терминала аэропорта «Гумрак» после реконструкции подстанций «ТДН» и «Аэропорт».

Учитывая, что в дни игр в Ростове-на-Дону и Волгограде стояла 40-градусная жара, а сами матчи проходили при полной загрузке стадионов, было важно усиленно контролировать работу нашего оборудования и всей городской энергетической инфраструктуры. Было организовано круглосуточное дежурство более 50 ремонтных бригад и 106 единиц ростовского филиала МРСК Юга, АО «Донэнерго» и РП МЭС.

Недавно в Дагестане прошли беспрецедентные по масштабу учения энергетиков, в которых участвовали специалисты МРСК Юга. В чём состояла их необходимость?

— Это были самые масштабные в российской энергетике учения. Впервые на федеральном уровне отрабатывались принципы мобилизации сил и средств при совместном восстановлении электросетевой инфраструктуры. С 20 июля по 19 августа от МРСК Юга в них участвовали 126 специалистов. За это время персонал компании заменил 382 дефектных опоры, 26 километров «оголённого» провода на изолированный, были установлены полторы тысячи приборов учёта и более 200 устройств сбора и передачи данных. За этими цифрами стоит начало нового современного электросетевого комплекса республики: сразу же стабилизировалось напряжение в сети, заработала техника, на улицах появилось освещение. Самое главное — после установки системы учёта электроэнергии резко снизились потери, а поступление платежей за электроэнергию, напротив, стало расти. Наши специалисты получили уникальный опыт подготовки, взаимодействия, оперативного принятия решений, проведения единовременно большого объёма работ.

Что было сделано МРСК Юга в рамках инвестиционной программы в этом году?

— В эксплуатацию введено 15 мегавольт-ампер мощности и свыше 130 километров линий электропередач, что составляет более 50 процентов запланированных на 2018 год работ. Проведено техническое перевооружение нескольких подстанций в ростовском и астраханском филиалах. Совокупный объём вложений в эти работы в первом полугодии 2018 года составил 639 миллионов рублей. Из них 200 миллионов — инвестиции в кабельную линию 110 киловольт в левобережной части Ростова под полотном автомобильной дороги в створе Ворошиловского моста.

Как продвигается анонсированная ранее МРСК Юга цифровизация электросетевого комплекса?

— Концепция развития «цифровых сетей» включает три основных этапа: развитие систем учёта, связи и автоматизации; автоматизация систем управления; создание искусственного интеллекта и новых алгоритмов управления. Сейчас мы активно осваиваем задачи первого этапа — в этом году мы оборудовали автоматическими комплексами учёта более 87 тысяч точек поставки электроэнергии и планируем оборудовать ещё порядка 439 тысяч приборов коммерческого и технического учёта. У нас уже есть опыт использования этих приборов, и первые результаты установки подтверждают их экономическую эффективность. Новые технологии помогут улучшить состояние всего энергокомплекса — стабилизируют напряжение в низковольтных сетях, сократят время на ремонты и помогут оперативно переключать потребителя на резервную схему электроснабжения при необходимости.

— Какие возможности для бизнеса открываются в связи с нововведениями МРСК?

— У нас есть интерактивные сервисы, которые охватывают практически все направления деятельности компании. Так, например, оформить технологическое присоединение можно, не посещая офис компании. Вся процедура доступна в личном кабинете на корпоративном сайте МРСК Юга. Эта опция особенно востребована малым и средним бизнесом — сегодня 93 процента заявок на технологическое присоединение от коммерческих компаний поступают именно через личный кабинет. Кроме того, сейчас возможно заключение договора энергоснабжения параллельно с процедурой технологического присоединения без визитов заявителей в энергосбытовую компанию.

Есть проект «Светлая страна», который начал работу 25 сентября. Его главная цель — дать потребителям возможность в режиме онлайн сообщить о возникших трудностях: отключении электроэнергии, колебании напряжения или низком напряжении, дефектах электрооборудования. Сообщения, поступающие на портал «Светлая страна», централизованно обрабатываются единой службой модерации ПАО «Россети», а затем адресуются напрямую специалистам компании.