Голливуд на Дону пока откладывается

Андрей Бакеев
1 ноября 2018, 00:00

Перспектива появления в Ростовской области разрекламированного годом ранее амбициозного проекта кинокластера отодвигается на несколько лет. Основные причины — инертность местной власти и бизнеса. Но кино при этом снимают

Маяк в хуторе Мержаново не нужен местной власти. Руководство кинокластера решило перенести внушительную декорацию в Ростов-на-Дону
Читайте Monocle.ru в

На проходившем недавно в Ростове-на-Дону четвёртом Международном кинофестивале Bridge of Arts 2018 традиционно обсуждались перспективы превращения южной столицы в российский Голливуд. Сторонники создания кинокластера «Дон» восторженно рассуждали о силе ростовской киношколы, развитии профильного образования и активном привлечении в регион столичных съёмочных групп. Скептики, напротив, утверждали, что по степени заинтересованности власти и бизнеса в реализации масштабного кинопроекта Дон сильно уступает Ярославлю, где сегодня снимается более 50% отечественного исторического кино и не менее 10% российских сериалов, в том числе и сериал «Ростов», история создания которого началась на донской земле. Ярославль ближе расположен к Москве, поэтому туда дешевле возить съёмочные группы. Для переориентации этого потока на Дон необходимо в несколько раз больше ресурсов и усилий местных властей.

Конкурентные преимущества пока не раскрываются

Впервые о создании кинокластера представители донского правительства и кинокомпании «Централ партнёршип» (ЦПШ, входит в состав «Газпром-медиа холдинга») объявили в августе 2015 года, на первом Bridge of Arts. К этому времени ниша была свободной: на постсоветском Юге уже не работали знаменитые Одесская и Ялтинская киностудии. Москвичи обратили внимание на «уникальные особенности донского региона (природа позволяет снимать любую натуру — от пустыни до океана, большее, в сравнении с центральными регионами, количество ярких солнечных дней, относительно небольшая удалённость от Москвы и т. д.)» и стали рассматривать Ростов в качестве «достойной альтернативы».

Уже через год, на втором кинофестивале в Ростове, был представлен макет будущего кинокластера, в котором должны были появиться, например, русская деревня конца XIX — начала XX века, набережные четырёх киностолиц (Парижа, Нью-Йорка, Лондона и Венеции, как символов французского, американского, английского и итальянского кино), а также гостиничный комплекс и специализированные цеха (костюмерный, бутафорский, осветительный). Презентация проекта состоялась на территории бывшей Аннинской крепости в 3 км от станицы Старочеркасской. В ней приняли участие российские и зарубежные звёзды.

Инвестиции в проект на начальном этапе должны были составить 3 млрд рублей с перспективой увеличения до 15 млрд рублей, рассказывал в сентябре 2017 года главный продюсер «Централ партнёршип» Сергей Багиров. По его словам, деньги должны были вложить частные инвесторы, чьи имена он не стал называть. «Из банального маленького киногородка, разбросанного по разным местам, мы сейчас превращаемся в самый крупный в Европе развлекательно-познавательный комплекс, — подчёркивал продюсер. — Параллельно я смогу реализовать свою давнюю мечту — построить “Музей счастья”, который включал бы в себя организованные места для семейного отдыха, а также развлекательные и образовательные зоны». Кроме того, масштабные декорации для съёмок полнометражных фильмов и телесериалов инициаторы кластера планировали построить в хуторе Мержаново на берегу Азовского моря, в Таганроге («район бывшего завода ТагАз») и на территории всё той же Аннинской крепости.

По словам директора ростовского филиала ВГИКа Александра Резванова, когда несколько лет назад объявили о развитии кинопроизводства на Дону, создании здесь кинокластера, этот вопрос рассматривался и курировался на федеральном уровне. «У регионального правительства таких полномочий не было, их добавили позже, — утверждает г-н Резванов, который до октября 2017 года занимал пост министра культуры региона. — Сейчас в правительстве Ростовской области киноотрасль курируют два министерства: минэкономразвития следит за ходом реализации проекта создания кинокластера, объектов кинопромышленности, а минкульт занимается вопросом подготовки профессиональных кадров, которые сейчас в регионе готовят наш филиал (актёры, режиссёры, продюсеры) и ДГТУ (технические специалисты)».

В минэкономразвития области подтвердили, что вопрос создания проекта кинокластера находится в их ведении, но от подробных комментариев отказались.

Кино есть, а кластера — нет

Для развития кинобизнеса на Дону были созданы две компании — «Дон кино» и «Кинокластер Дон». Первая занимается привлечением киногрупп для съёмок фильмов, а вторая — строительством объектов кинокластера. В течение 2016-2017 гг. деятельность «Кинокластера Дон» ограничилась возведением макета маяка для сериала «Смотритель маяка», а также строительством декораций на территории Аннинской крепости к сериалу «Атаман» о Матвее Платове (сценарий не написан до сих пор). Кроме того, руководство «Кинокластера Дон» приняло решение о переносе декораций из крепости и Мержаново в Ростов-на-Дону, на территорию Кумженской рощи, так как и в Старочеркасской, и на берегу Азовского моря они, со слов художественного руководителя кластера Владимира Наместникова, оказались ненужными местным администрациям и постепенно разрушались.

«Идея кинокластера по-прежнему жива, но есть определённые сложности с выделением земли и финансированием»

«Мы вложили своих 20 миллионов рублей в строительство декораций, создание условий для привлечения киногрупп, и они в регион пришли, — говорит г-н Наместников. — Например, сейчас снимается 12 проектов. Но со стороны местной власти не сделано ничего». В частности, по словам худрука кинокластера «Дон», так и не появилась асфальтированная дорога к крепости Святой Анны, не было проведено и электричество. Строительные работы вели при помощи дизельных генераторов. Однако ещё на этапе создания кластера в 2016 году стороны договорились, что урегулирование земельных вопросов и строительство инфраструктуры — зона ответственности местной власти.

«Идея кинокластера по-прежнему жива, но есть определённые сложности с выделением земли и финансированием», — утверждает Владимир Наместников. По его словам, «сейчас все усилия направлены на создание декораций в Кумженской роще, где на территории бывшего рыбзавода ещё с советских времён сохранилась уникальная система ирригации, позволяющая создавать технически сложные конструкции (например, затопляемые декорации), которых пока нет в России. Кстати, рядом есть ресторан и один из самых крупных в Ростове частных конноспортивных комплексов на две тысячи квадратных метров, собственники которых заинтересованы в развитии кластера, привлечении не только съёмочных групп, но и потока отдыхающих. Мы уже стали создавать здесь кинопарк, общая территория которого составит 600 гектаров. До конца года перенесём все уже готовые декорации, а весной начнём строить “Венецию”».

«Всё-таки реализовать такой проект силами только частного инвестора не получится — это должно быть государственно-частное партнёрство», — считает Алексей Петрухин, режиссёр и продюсер, в активе которого самый кассовый фильм российского кинематографа «Вий» (2014 г.). Основным двигателем процесса должен выступать местный бизнес, как это было в Ярославле. «Люди, заинтересованные в развитии своего дела, в частности, ресторанов и гостиниц, понимали, какие средства они могут выручить от приёма столичных киногрупп (ведь от Москвы всего два часа на поезде) и продавливали идею местного кластера на всех уровнях. Дело пошло», — подчёркивает эксперт. По его мнению, у Ростова потенциал больше ярославского, но пока местная власть и бизнес не столь активны, как в центральной России.