«Магнит» нацелился на 70% расходов населения

1 ноября 2018, 00:00

Новая стратегия ритейлера предполагает децентрализацию управления сетью
Читайте Monocle.ru в

Топ-менеджмент «Магнита» презентовал новую стратегию развития компании до 2023 года. Её ключевые показатели — кратное увеличение капитализации компании и рост доли на рынке с 9% в 2018 году до 15% в 2023 году. Согласно новой стратегии компании, «Магнит» планирует, что россияне будут оставлять до 70% своих расходов в его сети. Сейчас этот показатель составляет 40%.

По словам генерального директора компании Ольги Наумовой,  «Магнит» продолжит редизайн магазинов всех форматов. По данным компании, после обновления магазины показывают рост выручки в 30% уже на второй месяц работы.

«Магнит» будет менять ассортимент в зависимости от месторасположения магазина и уровня доходов на этой территории. Для этого компания проведёт децентрализацию сети и усилит влияние в принятии решений менеджмента на местах. В стратегии также заложено увеличение доли присутствия в отдалённых регионах, где «Магнит» традиционно был слаб. В Сибири сеть хочет нарастить долю с 3 до 14%, в Москве — с 4 до 10%, на Урале — с 10 до 16% и т. д. Кроме того, доля собственной марки в портфеле продаж должна вырасти с 9% в 2018 году до 20% в 2023 году.

Также ритейлер откажется от строительства новых гипермаркетов, а существующие переформатирует в торгово-развлекательные центры, сдавая площади в субаренду под различные сервисы, которые могут привлечь трафик. «Магнит» планирует создать и программу лояльности, которая будет действовать во всей группе форматов сети («Магнит косметик», «Магнит аптеки»). Кроме того, «Магнит» хочет привлекать партнёров под систему лояльности.

Компания рассчитывает активнее развивать аптечную сеть и магазины «Косметик». В начале октября совет директоров компании одобрил сделку по покупке крупного фармдистрибьютора «СИА Групп» за 5,7 млрд рублей, несмотря на то, что миноритарные акционеры выступали против сделки. «Приобретение “СИА Групп” является наиболее оптимальным вариантом реализации стратегии развития направления “Магнит Косметик” и аптечной сети», — сообщает компания.

Рынок отреагировал на новую стратегию падением цен на акции «Магнита», которые впервые с 2012 года стоили меньше 4 тысяч рублей. Средняя стоимость акций в сентябре составляла 4 тысячи рублей, в октябре цена опустилась до 3,6 тысячи рублей за акцию.

«Инвесторам непонятны среднесрочные цели, шаги, которые будут приниматься сейчас для исправления той ситуации, в которой находятся магазины “Магнита”, — говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко (миноритарный акционер “Магнита”). — Достаточно понятны долгосрочные цели, отношение к покупателю, модель семьи магазинов одного бренда. Я это разделяю и поддерживаю. На пять лет вперёд понятно, а на год вперёд — туманно. Как только инвесторы начинали спрашивать про заработки, комментарии становились невнятными с отсылкой к макроэкономической ситуации. Что касается покупки фармдистрибьютора, мы разочарованы решением совета директоров. Есть более дешёвые и выгодные для компании способы развития аптечного направления». При этом отказ от гипермаркетов воспринимается позитивно. «Это здравое решение. Зачем расширять то, что не приносит прибыли», — считает акционер.

«В целом гипермаркеты сейчас чувствуют себя не очень хорошо, а опыт их переформатирования успешен в Европе. Раньше гипермаркет был центром привлечения внимания и формировал трафик, на него садились другие торговые центры и магазины. Сейчас этого недостаточно, народ не готов просто так ехать в гипермаркет, ему нужны дополнительные опции», — соглашается президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. По его словам, одним из серьёзных решений для «Магнита» стала децентрализация компании. «Я в своё время не понимал Сергея Галицкого, который принципиально обходил Москву стороной, тогда как магазины “Пятёрочки” показывают рост именно в Москве, где доходы выше, чем в регионах. Децентрализация может стать драйвером роста, если правильно подобрать команду менеджеров на местах», — говорит г-н Карпов.