Земельно-градостроительная комиссия Ростовской области, которую возглавляет замгубернатора по вопросам экономического развития Юрий Молодченко, отказалась признать инвестиционный проект «Реновация территории аэропорта, г. Ростов-на-Дону» масштабным, следует из постановления губернатора области. Это значит, что инвестор — строительное подразделение «Реновы», ГК «Кортрос» (сама заявка подавалась через связанное с «Реновой» ООО «Аэро-Сити»), — не сможет получить земельный участок под строительство в 2,8 млн кв. м без торгов.
Застройка аэропорта должна стать крупнейшим девелоперским проектом в Ростове-на-Дону с объёмом инвестиций более 200 млрд рублей. Его параметры — 3,9 млн кв. м общей площади застройки, 2,8 млн кв. м жилья, 910,8 тысячи кв.м социально-торговых объектов, 1,4 млн кв. м коммерческих помещений. Это примерно трёхлетний объём всего жилья, возводимого в Ростове. В новом районе, помимо жилых домов переменной этажности (4–16-эт.), предполагается строительство развитой инфраструктуры, включающей в себя детские сады, школы, поликлиники, объекты торговых и бытовых служб, рекреационные зоны, спортивные и детские площадки. Концепция проекта была разработана известным французским архитектурным бюро Антони Бешу. По замыслу авторов, девелопер преобразует взлётно-посадочную полосу аэропорта в масштабную прогулочную зону, призванную стать визитной карточкой района, в котором смогут проживать до 100 тысяч человек.
Входящая в «Ренову» компания «Аэропорты регионов» потратила на строительство терминала нового ростовского аэропорта «Платов» 19 млрд рублей кредитных средств Газпромбанка. Аэропорт был открыт в ноябре 2017 года. В 2015–2017 годах «Аэропорты регионов» управляли старой ростовской воздушной гаванью, причём смена управляющей компании сопровождалась конфликтом, который разгорелся между одним из основных акционеров старого аэропорта Иваном Саввиди и властями Ростовской области, поддерживавшими проект Виктора Вексельберга.
«Ренова» изначально рассчитывала на получение земель под старым аэропортом без торгов. «Нужно, чтобы руководство области сначала приняло решение признать заявленный нами проект крупным инвестиционным проектом. Должны быть объединены усилия на разных уровнях. Безусловно, это проект федерального значения», — говорил в интервью «Эксперту ЮГ» президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий. По его словам, застройщик также рассчитывает на сотрудничество с муниципалитетом при строительстве социальных объектов. «Мы, безусловно, всё это будем проектировать, но реализовывать эти проекты мы станем совместно с муниципалитетом», — подчеркнул г-н Голубицкий.
Проект поддерживал и губернатор Ростовской области Василий Голубев. «Один интереснейший проект, на мой взгляд, уникальный, а может и единственный в России сегодня, если говорить о городах-миллионниках — это освоение территории старого аэропорта», — говорил он. Василий Голубев показывал проект «Кортроса» по реновации аэропорта президенту Владимиру Путину в феврале 2018 года.
О том, что компания может получить участок без торгов, говорил министр строительства области Николай Безуглов: «У нас есть возможность по 312-му указу губернатора предоставлять под крупные инвестиционные проекты земельные участки без торгов, а под жилищное строительство у нас все участки должны предоставляться именно путём торговых процедур. Этот нюанс в законодательстве позволяет без торгов получить землю в аренду». Пока отказ признать реновацию аэропорта крупнейшим инвестиционным проектом прокомментировал только глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарёв на брифинге с журналистами. По его словам, отказ связан с тем, что в проекте не определены источники финансирования социальных объектов. «Как только мы определимся, кто эти объекты должен строить, в каком объёме и на какую сумму, мы объявим конкурс, который определит, будет ли это та же компания или другая», — сказал он.
По словам генерального директора компании «ЮИТ-Дон» Андрея Шумеева, застройщики не всегда выигрывают торги, даже если подходят по формальным параметрам. Кроме того, в результате торгов может вырасти цена земельного участка, поэтому, конечно, сценарий с торгами для любого проекта менее предсказуемый, чем без торгов. От процедуры торгов выигрывают власти, которые могут получить больший объём средств от реализации земли в бюджет. «Но я не думаю, что на эту территорию будет очень много желающих. Это очень большая площадь, которая потребует серьёзных обеспечительных мер. Не каждый девелопер сможет дать гарантийные обязательства по застройке и отвлечь большой объём средств на обеспечение», — говорит г-н Шумеев.