«Создание агломерации — это своего рода новация»

Евгений Ракуль
1 ноября 2018, 00:00

Процесс развития Краснодара в рамках агломерации пока не подкреплён чёткими законодательными механизмами и внятной градостроительной политикой

КОМПАНИЯ «ИНЫЕ»
Читайте Monocle.ru в

Краснодарский край сегодня переживает один из самых напряжённых периодов в истории. Для развития Кубани в рамках разработанной «Стратегии-2030» на каждом флагманском направлении — инфраструктуре, МСП, инвестициях — создаются проектные команды, возглавляемые вице-губернаторами. Рост экономики края заметен и из федерального центра — именно поэтому Кубань получает максимальную поддержку со стороны Москвы, считает депутат Госдумы, возглавлявший до 2016 года в течение 12 лет краевую столицу, Владимир Евланов. В Москве он курирует работу над поправками в закон «О стратегическом планировании», в котором, по его мнению, слишком поверхностно прописано развитие муниципалитетов. Это осложняет как работу по созданию агломерации, так и в целом стратегическое планирование.

Как состыковать стратегии развития

— За последние годы Краснодар совершил внушительный рывок. Город стал миллионником, в практическую плоскость перешёл вопрос по созданию краснодарской агломерации, намечается принятие нового генплана. С чем связан такой прогресс?

— Что касается принятия нового генерального плана развития города, то началось это с приходом нового руководителя администрации края Вениамина Кондратьева. Тогда им сразу была сформулирована задача обновления этого документа. В 2015 году мы впервые подошли к этой теме. Сегодня генплан в новом формате ещё не утверждён, но я знаю, что уже многое сделано, выработаны определённые позиции. Я считаю, что они правильные, потому что в новых экономических, политических условиях генплан требует значительного обновления. Мы его долго рассматривали с точки зрения целесообразности, но сегодня уже вырабатывается современный подход. Думаю, он значительно улучшит состояние дел в строительстве города, планировании, в создании более комфортных условий проживания. Я уж не говорю о том, что архитектурный облик города, безусловно, будет улучшен с его принятием.

— Что касается создания краснодарской агломерации, то ранее отмечалось, что со стороны муниципалитетов есть движение навстречу друг другу, но для их совместного функционирования не хватает определённых законодательных инструментов. О чём идёт речь и как строится работа на этом направлении?

 — Создание агломерации — это своего рода новация, поэтому каких-либо законодательных актов, которые бы регламентировали создание межмуниципальных и межрегиональных образований, нет. Уже есть по факту созданные агломерации, но все документы об их функционировании носят рамочный характер. Есть агломерации Московская, Петербургская, Самарская, Екатеринбургская, есть и Краснодарская. Юридически они созданы не были, но мы о них говорим. Сегодня стоит вопрос, чтобы от формальных решений перейти к юридическим и финансовым вопросам организации их работы. Есть бюджетный кодекс, 131-й федеральный закон, который регламентирует деятельность муниципальных образований. В нём не предусмотрено межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество — в финансах, в бюджете, в создании каких-то правовых структур, каких-то предприятий, где можно было бы использовать финансы и бюджет многих территорий, которые будут формировать эту агломерацию.

— Как сейчас происходит это взаимодействие между муниципалитетами в рамках агломерации?

— Например, мы соседствуем с Тахтамукайским районом Адыгеи. Очень многие приезжают оттуда работать и учиться в Краснодар, пользуются транспортом, прочими благами большого города. Не только Адыгея, но и соседние Динской, Красноармейский районы, Горячий Ключ. Если сегодня всё это вместе объединить, основой станет, безусловно, крупный город Краснодар, но задачи его развития и создания транспортной, социальной инфраструктуры, доступности мест в дошкольных учреждениях, школах, медучреждениях нужно решать совместными усилиями за счёт создания какой-то коллегиальной структуры, органа, который бы руководил агломерацией без изменения административных границ. В законах сегодня вы нигде ничего такого не найдёте. В том же 172-м федеральном законе «О стратегическом планировании» расписано всё, что касается федерального и регионального уровня, а муниципалитетам посвящено три строчки. Поэтому в качестве законодательной инициативы мы взяли на себя создание экспертного совета по законодательному обеспечению экономического развития муниципальных образований.

— Получается, что сегодня сложно синхронизировать развитие муниципалитетов с развитием регионов?

— Да, даже если свести все стратегические планы вместе, видны разночтения. Одни планируют что-то, другие не планируют. Есть только один пример синхронизации — города Краснодара и края. Стратегический региональный план уже сочетается с муниципальным. Но таких примеров очень мало. Одни планируют совместно со своими регионами что-то, другие — совершенно по-другому, только для себя. Но как может региональное стратегическое планирование вестись отдельно от муниципального? Но Краснодар с краем сегодня действительно состыковываются. Это будет прописано в стратегиях развития города и края до 2030 года.

— Как вы, кстати, оцениваете эту работу? Ведь до этого также много принималось стратегий развития — и до 2020 года в том числе.

— Если оценивать с точки зрения того, как сейчас правительство, президент и Госдума ставят эти вопросы по развитию, то всё намного серьёзней. Положения «Стратегии-2030» для края совпадают с целями и контрольными цифрами, изложенными в майских указах президента.

Краснодару нужен промышленный рывок

— Чего сейчас недостаёт Краснодару в плане экономики? В каких отраслях ещё не раскрыт потенциал города?

— Здесь резервов огромное количество. Первым делом я упомянул бы промышленность. В последние годы я всегда ставил вопрос о том, что Краснодару недостаёт промышленного развития, и нужно создавать условия для того, чтобы в город пришли инвесторы с инновационными промышленными проектами. Один из таких шагов — создание промышленных кластеров. Нужно также создавать инвесторам экономические, инфраструктурные предпосылки. Например, вспомните комбайновый завод «Клаас». Если бы в своё время мы не создали ему все условия — инфраструктурные, коммуникационные, земельные, — которые можно было на тот момент создать, завода бы здесь не было. В результате они в крае работают, развиваются и при всех предложениях по переходу в другие территории крепко держатся за нас.

— Пространственное развитие Краснодара сегодня упирается в ряд ограничений. В том числе речь идёт и о крупном инфраструктурном проекте по выносу из города железнодорожных путей. Как вы сейчас оцениваете эту работу?

— Сейчас РЖД выводят грузовые составы в обход Краснодара на Крымск для обеспечения морских портов. В своё время мы стали прорабатывать вопрос выноса путей из центральной части города и организации на их месте скоростной автомагистрали со скоростным трамваем. Если бы мы это осуществили, мы бы без метро могли бы значительно улучшить транспортную ситуацию в городе. Уже велась институтом «Краснодаргражданпроект» проработка этого варианта. Но потом приоритеты поменялись. И вот сегодня уже пошли разговоры о каких-то канатных дорогах и т. д. Это, на мой взгляд, не то. И если сегодня РЖД строят объездную железную дорогу для грузовых составов, то они могли бы и вместе с ними пассажирские составы вывести в объезд города. Вокзал можно перенести и построить там, где нужно, а нынешний по другому назначению использовать. Думаю, эта тема в перспективе вернётся. А пока железная дорога остаётся в центре города и немало ему вредит.

— Краснодар долгое время развивался опережающими темпами в строительной отрасли. Сейчас динамика строительства падает, но при этом остаются проблемы, связанные с хаотичной застройкой. Как их сегодня нужно решать?

— Их как раз позволит решить новый генплан развития города. Требуется время для переосмысления, переориентации строительных площадок. Мы видим, что принимаются решения, закладывающие дальнейшие изменения в облик города. Например, принято решение по ограничению уровня этажности застройки в центральной части города.

— Как вы это оцениваете?

— Я считаю, что должна быть соответствующая проработка этого вопроса проектными институтами. О границах центра города можно поспорить. Сейчас принято волевое решение, пока генплана застройки нет. Считаю, в каких-то районах можно будет усилить строительство, в том числе за счёт технической реконструкции имеющегося жилья. Также в городе есть целые кварталы, которые требуют полной замены. И мы планировали в своё время реконструкцию центральной части города с заменой малоэтажных жилых домов на дома с высокой этажностью. В любом случае генплан, который мы сегодня ждём, должен быть очень взвешенным.

— Строительство опережающими темпами породило и большое количество дольщиков, которых, по данным Минстроя РФ, в Краснодаре и в крае насчитывается больше, чем в любом другом регионе…

— Не думаю, что мы лидеры в этом отношении, с этим можно поспорить. Ростов больше, Московская область больше, есть много невыявленных. В крупных городах всё примерно одинаково. Краснодар развивался самыми высокими темпами. Мы вводили миллионы квадратных метров жилья и были лидерами. В тех условиях, когда законы не могли влиять на появление обманутых дольщиков, они и появлялись. Условия были для всех одинаковыми: для Краснодара, Новосибирска, Екатеринбурга… Тот факт, что мы допустили здесь самострой в большом количестве — это опять-таки потому, что в тот период появились законы, позволяющие продавать земли сельхозназначения и переводить их в разряд земель для строительства. Период с 2008 по 2012 был самым насыщенным с точки зрения принятия несовершенных законов в России. Это был кризисный период, когда предприятия теряли финансовую состоятельность, использовали деньги, которые не регламентировались законом, но предназначались для строительства домов, как им вздумается. Это было повсеместно.

— Недавно были приняты поправки, ужесточающие требования к застройщикам и долевому строительству. Это действительно позволит решить их проблему, или это один из сценариев передела рынка?

— С одной стороны, эти поправки позволили остановить незаконное использование средств, появление обманутых дольщиков. Но с другой, создали более тяжёлые условия для крупных компаний. Крупные застройщики потеряли от этого закона, потому что средства, которые люди вкладывали в долевое строительство, не заменят банковские кредиты. Любые кредиты, особенно в условиях особого контроля, создают дополнительные трудности. Поэтому основания для поправок, конечно, были, но тем самым мы создали большие трудности для строительства жилья тем, кто никогда не допускал этих нарушений. Это повлечёт за собой снижение темпов строительства жилья и удорожание его стоимости.

— Как вы сейчас взаимодействуете с исполнительной властью региона?

— Контактирую со всеми её представителями: где-то свои соображения высказываю, где-то они меня приглашают на мероприятия. Но в целом сейчас я хочу принести пользу своими решениями в области федерального законодательства. 24 октября будут приниматься в первом чтении поправки в 172-ФЗ в части стратегического планирования на уровне муниципальных образований. На мероприятии (форуме крупнейших компаний ЮФО, проходившем 28 сентября в Краснодаре. — «Эксперт ЮГ») я получил несколько записок, в которых люди просили привлечь их к разработке закона об агломерациях. Поэтому я и организую в Госдуме рабочую группу. Сегодня муниципалитет много теряет от того, что у него не всегда есть поддержка на государственном и региональном уровне. Необходимо это исправлять, ведь жизнь и в стране, и в регионе строится благодаря населению больших и малых городов. Поэтому все «большие» законы должны впитывать в себя всё то, что идёт по инициативе снизу. Это и создаёт условия для реализации больших дел.