У нас большая страна, у которой много высокомаржинальных ресурсов. Где добывают нефть, золото, газ — это богатые отрасли. А сельское хозяйство — отрасль небогатая, но зажиточная. Там очень тщательно считают деньги. Поэтому если вы говорите: «Ребята, давайте мы придём, попробуем», то они так не согласны. Им нужно, чтобы вы пришли, поработали, и за сезон у них всё получилось. Потому что если за год ничего не выросло, то на следующий год им надо брать кредит, чтобы опять всё купить и пробовать снова. Они очень осторожны.
Отчасти по этой причине российские компании в сфере АПК сидят на западных технологиях, которые уже проверены, внедрены и имеют нормальные показатели по возврату инвестиций. Их главная стратегия — стратегия сокращения расходов, увеличения объёмов (см. график 1). Да, рассматриваются новые рынки, стало развиваться технологическое оснащение. Но оно пока понимается как переоснащение, которое позволяет или увеличить объём производства, или сократить расходы. Есть шаблоны, по которым компании живут, и эти шаблоны пока никто не хочет менять.
В последние годы отрасль переоснастилась, получила новую технику. При этом предприятия недостаточно работают над совершенствованием технологии — они сидят на том, что знали два-три года назад. Мы идём по пути экстенсивного развития, то есть запахиваем новые площади. Те компании, у которых было 40 тысяч гектаров, имеют уже 100 тысяч, недавние фермеры с 20 тысячами имеют уже 70.
Согласно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), по которой работают такие крупные компании, как, например, Samsung, компания должна постоянно меняться. Потому что все разработки и технологии имеют срок жизни. Разработка, которая позже перерастёт в полноценный продукт, который придёт на рынок и заменит какой-то старый продукт, — это и есть инновации. И сегодня они должны быть цифровыми. Проникновение цифровизации в российском АПК, по нашим оценкам, — 37% для растениеводства, 23% для животноводства, 32% для аквакультуры (см. график 2). На селе произошло переоснащение — пришла современная техника, хорошие агротехнологии, появилось программное обеспечение, которое позволяет контролировать процессы предприятия. Но этого недостаточно.
Давайте дадим определение «цифры». Цифра — это информация, полученная в процессе производственной деятельности, которая становится участником дальнейших вычислений и производственного процесса. Это не просто данные ради данных, а данные, которые задействованы в работе предприятия. Причём корректные, очищенные данные. Слово «корректные» здесь ключевое.
Объём ИТ-рынка в АПК России, по нашим оценкам, — около 70 млрд рублей. Наш прогноз — увеличение за 10 лет до 500 млрд рублей. Сейчас уже есть представление о том, какими будут цифровые компании в АПК.
Будущее — это фабрика цифровых моделей на предприятии. Цифровая модель — это лучшая производственная практика. То, что показало лучший результат, оцифровывается и сохраняется. Оцифрованный технологический процесс, который дал вам лучший показатель, — это и есть модель. С появлением нового опыта появляется новая модель — и т.д. Понимание цифр в сельском хозяйстве — это модельная фабрика.
Сельское хозяйство — очень социально ориентированная отрасль. Представляете холдинг, в котором 10 предприятий, и каждое из них градообразующее. То есть единственный работодатель на селе, единственный налогоплательщик. Это социально взрывоопасно, и государство вынуждено помогать таким компаниям, даже если они работают с отрицательным финансовым результатом.
У всех организаций лимитирующие факторы развития производительности одинаковые. Например, это планирование без учёта специфики поля, неточный учёт площади. Что это означает? Часто у нас все сельхозработы, которые сейчас проводят компании, проводятся на основе трёх вариантов цифр о земле, которые обрабатываются. То есть мы идём обрабатывать 100 гектаров, по факту обработали 110, по учёту у нас 130, а по системе дистанционного зондирования земли, может быть, 95. Какая цифра будет правильной? Конечно, 95. Но у нас есть ещё и юридический аспект. Кадастр может учитывать дорогу, лесополосу, то поле, которое обрабатывают, тот участок, который не обрабатывают, потому что его нельзя обработать, но учитывать его нужно. Как их разделить? Разделить можно, назвав всё своими именами. Дальше есть понятие «производственный объект», его можно оцифровать, то есть сделать контур и по этому контуру пустить технику. По этому пути сейчас холдинги пошли, они активно этим занимаются. Но есть ещё процедура отслеживания контуров поля, которое меняется — сегодня поле ровное, завтра оно провалилось, имеет место эрозия, повышенная влажность и т.д. Но если мы не знаем точной площади, мы не можем точно запланировать, сколько нужно семян, удобрений, средств защиты растений, техники и др.
Есть ещё другая информация. Вы можете запланировать точное количество семян, но их не хватило, потому что инженер решил «немножко подкрутить», чтобы «точно взошло». Это говорит о том, что мы планируем без учёта специфики поля. Мы не знаем, какой потенциал у поля, сколько нужно, согласно технологии и паспорту сорта, высеивать. Если это не учитывается, значит, на одном поле гречка растёт, а на другом не растёт и никогда не вырастет, как говорили старые агрономы.
Точность планирования постоянно повышается. Чем глубже мы уходим в цифру, тем выше точность планирования. То есть президент компании, любые топ-менеджеры, генеральный директор открывают отчёт и знают, что у них произошло вчера. Такое уже возможно. И только тогда мы можем начинать собирать данные, привязывать их к агрегатам, к оборудованию, планировать точные ремонты и т.д. Это называется опуститься на землю, собрать правильные данные, сделать модель в рамках системы модельной фабрики. Только после этого мы сможем сказать, что предприятие сделало шаг в сторону цифрового предприятия.
Такая система заставит выстроить мотивацию на результат. То есть как бы мы с вами ни цифровали предприятие, если у нас не внедрена система мотивации, ничего не будет работать. Простой пример сегодняшнего дня, который в основном присутствует во многих средних хозяйствах. Сидит и сетует главный агроном: у нас зарплата по 15 тысяч рублей, поэтому как я своему сотруднику не дам две машины пшеницы увезти домой после уборки? Если так выглядит мотивация, то это ненормально. Но современные холдинги сейчас идут по пути создания справедливой системы мотивации. Если вы строите цифру внутри компании с целью повысить результат, человек должен точно знать, что мотивация будет достойной. Главный драйвер — это люди. К нам не придут и не продадут нам чудо-робота, который будет делать за нас нашу работу.
Есть такой тезис, что математика способна описать абсолютно всё, но во всём мире нет готовой математической модели, универсальной формулы под конкретную жизненную ситуацию. Всё действительно так — теорему можно доказать только на практике. Другими словами, весь путь нам нужно проделать самим, так как у нас свои собственные уникальные условия производства, земля, климат и технология отличаются. И изменения нужно начинать с себя. Кроме нас самих, тех, кто понимает все тонкости и особенности, работу по цифровизации никто не сделает
В России пока есть только элементы реализации цифрового предприятия в АПК. Процесс, который начался ещё пятнадцать лет назад: создание системы управления предприятием. А сейчас мы приходим к тому, что хотим видеть все данные, которые участвуют в производстве, чтобы эффективно им управлять. Но сельское хозяйство — не простое предприятие. Это удалённо расположенная, слабо контролируемая производственная площадка. А как контролировать, если есть предприятия, где связи нет, где дефицит специалистов? Иногда на момент проведения технологических операций 50% персонала — приглашённые специалисты. Сейчас в АПК особенно чувствуется кадровый голод, поэтому появляется потребность в сервисной модели бизнеса. То есть идея отдать сторонней компании-подрядчику часть бизнес-операций, чтобы подрядчик их выполнял и получал вознаграждение. На основе этой идеи будет развиваться и кооперация рано или поздно. В дальнейшем под кооперацией мы будем понимать более сложное взаимодействие группы предприятий разных юридических форм, фермеров, поставщиков, и, конечно, во главе с регулятором. Но прежде, чем оказывать услуги, нужно для начала создать сам сервис. Необходимо начать с элементарного наведения порядка, создать единые показатели измерений, стандарты, правила — всё это базовые вещи для перехода на цифровизацию.
* Автор — директор сельскохозяйственного направления BDO Unicon.
** Текст написан на основе выступления на форуме «Донская сборка — 2018» в Ростове-на-Дону 25.10.2018.