Внешэкономбанк хочет продать ГК «Евродон» в 2019 году, сообщили «Эксперту ЮГ» два источника — в руководстве «Евродона» и один из игроков рынка. Операционной работой «Евродона» сейчас руководит управляющая компания, назначенная ВЭБом — основным акционером и кредитором донской компании. Источник в «Евродоне» говорит, что активами интересуются все крупные профильные агрохолдинги. Официально ВЭБ не подтверждает информации о намерении продать предприятие. Другой источник подтвердил, что ВЭБ готов продать «Евродон» и что на площадки компании уже приезжали представители «Агрокомплекса им. Н. Ткачёва» — крупнейшего агрохолдинга юга России.
Сейчас в группе компаний «Евродон» проходит аудит всех бизнес-процессов. ВЭБ также планирует выбрать оценщика для «Евродона» из числа консалтинговых компаний «большой четвёрки». Оценка ГК «Евродон» будет готова в начале 2019 года, но переговоры о продаже «Евродона» ВЭБ ведёт уже сейчас. В пресс-службе ГК «Дамате», крупнейшего сегодня производителя индейки, отказались от комментариев. Генеральный директор «Краснобора» (четвёртый производитель индейки в России) Аркадий Левин пока не знает о намерениях продать «Евродон», но называет актив проблемным, что снижает его привлекательность для производителей.
По словам генерального директора аналитического агентства INFOline Ивана Федякова, вернуть весь объём долга, продав «Евродон», ВЭБу не удастся, так как даже в благополучные для «Евродона» времена, когда компании группы генерировали выручку около 10 млрд рублей, такая цена была бы завышенной. А сейчас, когда на ГК «Евродон» подано большое количество исков от контрагентов, а его долг — более 37 млрд рублей, актив можно продать только с дисконтом. «ВЭБ, в лучшем случае, частично покроет свои инвестиции в “Евродон”. Я не могу оценить стоимость “Евродона” больше чем в 10 миллиардов рублей — это примерная совокупная выручка группы компаний», — говорит г-н Федяков. При этом, по его словам, ВЭБ сам допустил увеличение долга до такой огромной суммы: «Я не понимаю, как можно было выдавать новые миллиардные кредиты компании, которая и так должна».
«Продажа “Евродона” ВЭБом была ожидаемой, так как для банка это проблемный непрофильный актив, требующий дополнительных ресурсов для обеспечения его работы, — говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев.— Но у потенциальной продажи есть ряд сдерживающих факторов. Финансовый: ВЭБу будет тяжело реализовать весь актив, как он намерен это сделать. Такой большой актив легче дробить на части. Экономический фактор: стоимость восстановления производства и возвращения индейки “Евродона” на полку достаточно высока. Третий фактор — это безопасность. В Ростовской области до сих пор высоки риски заражения птицы птичьим гриппом. Эту ситуацию не контролируют ни хозяйства, ни власти. Всё это снижает привлекательность “Евродона” для покупателя. Вполне возможно, что он будет продан с большим дисконтом».
«Евродон» — второй по объёмам производитель индейки в России. С 2016 года на площадках «Евродона» трижды фиксировали птичий грипп, из-за чего у предприятия начались финансовые проблемы. «Евродон» перестал рассчитываться с поставщиками и своими кредиторами — ВЭБом и Россельхозбанком. На площадках «Евродона» погибла практически вся птица (сокращение поголовья — с 3,5 млн голов в 2017 году до 75 тысяч голов в 2018 году). ВЭБу принадлежит 74% активов группы компаний. После того как «Евродон» перестал рассчитываться с контрагентами и кредитами, ВЭБ принял решение взять на себя операционное управление. Одновременно с поста генерального директора ушёл основатель «Евродона» Вадим Ванеев.
Сейчас «Евродоном» управляет компания «РК-проект», специализирующаяся на проблемных активах. На площадках «Евродона» восстанавливается коммерческое стадо. До конца года его количество составит более 600 тысяч голов птицы. В начале 2019 года «Евродон» планирует выйти на переработку мяса и поставки в торговые сети. В 2017 году выручка «Евродона» составила 5,7 млрд рублей, что на 30% меньше 2016 года. Чистый убыток компании в 2017 году — 3,6 млрд рублей.